Раскройте содержание принципа осуществления правосудия только судом

Кафедра уголовно-процессуального права

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

Специальность: 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Правоохранительные и судебные органы»

Контрольное задание №2

Задача №1,2

 

 

Выполнил:

студентка 1 курса

заочной формы обучения

группы 19/З-105С

Калягина Анжелика Александровна

Преподаватель:

доцент кафедры уголовно-процессуального права,

кандидат юридических наук,

Агеев Александр Николаевич

Дата представления работы

«» декабря 2019 г.

Работа защищена

«____»___________2019 г.

Оценка________________

Подпись_______________

 

Нижний Новгород

2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Задача №1……….…...…………………………………………………………….3

1.1. Что послужило поводом для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ?............................................................................................................................4

1.2. В каком составе Конституционный Суд РФ рассмотрел и разрешил дело?..........................................................................................................................4

1.3. Кто из сторон принял участие в рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ?...................................................................................................................4

1.4. В каком порядке рассмотрено дело в Конституционном Суде РФ?............................................................................................................................4

1.5. Какое решение принял Конституционный суд по рассматриваемому делу?......................................................................................................................4-5

1.6. Когда это решение Конституционного Суда вступило в законную силу?.........................................................................................................................5

Задача №2……………………………………………………………………….…6

2.1. Примет ли Третейский суд при Торгово-промышленной палате Энской области данные исковые требования к своему производству?...........................7

2.2. Раскройте содержание принципа осуществления правосудия только судом…………………………...…………………..……………………………7-8

2.3. Охарактеризуйте правовой статус третейского суда на примере Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС) и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ….………………………………………8-17

Список использованных источников…………………………………………...18

 

Контрольное задание №2

Задача №1

 

Изучите по своему выбору любое решение Конституционного Суда РФ и подготовьте ответы на следующие вопросы:

 

1. Что послужило поводом для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ?

2. В каком составе Конституционный Суд РФ рассмотрел и разрешил дело?

3. Кто из сторон принял участие в рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ?

4. В каком порядке рассмотрено дело в Конституционном Суде РФ?

5. Какое решение принял Конституционный суд по рассматриваемому делу?

6. Когда это решение Конституционного Суда вступило в законную силу?

 

РЕШЕНИЕ

 

В решении рассмотрено постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 № 3230-О/2019 «По делу об отказе в принятии жалобы гражданина Новосельцева А.В. на нарушении его конституционных прав частью 4 ст.7, частью 3 ст.240, п.5 ст. 412 и частью 1. ст.412 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

 

Что послужило поводом для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ?

 

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Новосельцева А.В. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями законоположения.

 

В каком составе Конституционный суд РФ рассмотрел и разрешил дело?

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, В.Г.Ярославцева, рассмотрел дело.

 

Кто из сторон принял участие в рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ?

 

В рассмотрении дела принял участие гражданин Новосельцев А.В.

 

В каком порядке рассмотрено дело в Конституционном Суде РФ?

 

Дело было рассмотрено в судебном заседании. Далее Конституционный Суд исследует доказательства по рассматриваемому делу. Оглашает решение.

 

Какое решение принял Конституционный Суд по рассматриваемому делу?

 

Принятое решение:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Новосельцева Александра Викторовича, поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в
Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

 







Когда это решение Конституционного суда вступило в силу?

Вступил в законную силу - 28 ноября 2019 года.

 

Задача 2

Супруги Ивановы решили расторгнуть брак и разделить имущество, совместно нажитое во время брака. По обоюдному желанию было решено обратиться в Третейский суд при Торгово-промышленной палате Энской области.

 

Примет ли Третейский суд при торгово-промышленной палате Энской области данные исковые требования к своему производству?

 

Раскройте содержание принципа осуществления правосудия только судом. Охарактеризуйте правовой статус третейского суда на примере Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово- промышленной палате РФ (МКАС) и Морской арбитражный комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК).

 

 

Примет ли Третейский суд при Торгово-промышленной палате Энской области данные исковые требования к своему производству?

В соответствии с ГПК, статьей 22.1. Споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда,пунктом 2:

2) споры, возникающие из семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

Исходя из выше сказанного, Третейским судом при Торгово-промышленной палате Энской области данное дело может быть принято к производству.

 

Раскройте содержание принципа осуществления правосудия только судом.

 

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия.

 

Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти.

 

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

 

Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т. е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам).

 

Охарактеризуйте правовой статус третейского суда на примере Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС) и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ

 

Международный коммерческий арбитраж (согласно Закону о МКА в новой редакции) — третейское рассмотрение споров сторон, возникающих из гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей: если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей; либо - если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей;

а также споров, возникших в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

 

МКАС — МКАС при ТПП РФ.

 

1. Законом № 409-ФЗ внесены изменения в Закон о МКА в старой редакции, а также утверждено в новой редакции Положение о МКАС. Этот закон одновременно вносит важные изменения в АПК РФ, в ГПК РФ и в ряд иных законов.

Закон № 382-ФЗ в целом регулирует третейское разбирательство в отношении споров, не подпадающих под международный коммерческий арбитраж. Однако ряд его важных положений касается и международного коммерческого арбитража (см. ниже п. 2).

 

При этом важно подчеркнуть, что хотя разбирательство указанных споров именуются в данном Законе «арбитражем внутренних споров», это не означает, что подобные споры не могут быть осложнены тем или иным иностранным элементом. Арбитраж внутренних споров противопоставляется не спорам с иностранным элементом, а рассмотрению споров в рамках международного коммерческого арбитража. Их этого следует, например, что иностранное право может применяться и в ходе арбитража внутренних споров.

 

2. Ввиду этого важно подчеркнуть, что с 1 сентября 2016 г. деятельность МКАС будет регулироваться не только Законом о МКА в новой редакции, но также и Законом № 382-ФЗ, причем последним именно по вопросам, связанным:

 

со статусом МКАС как постоянно действующего арбитражного учреждения;

 

с хранением материалов дел и внесением изменений в юридически значимые реестры в РФ на основании арбитражных решений;

 

с соотношением процедуры медиации и арбитража;

 

с требованиями к арбитрам (третейским судьям);

 

с ответственностью арбитров и постоянно действующих арбитражных учреждений в рамках международного коммерческого арбитража в случаях, если место арбитража находится на территории РФ.

 

И тут на практике может возникать ряд небольших, но непростых вопросов о влиянии правил Закона № 382-ФЗ на действующий Регламента МКАС 2005 г. Особенно, например, в связи с требованиями к арбитрам (ст. 11 Закона № 382-ФЗ).

 

В то же время представляется, что требования в отношении создания, например, комитета по назначениям применяться к МКАС с 1 сентября не должны.

 

Во-первых, согласно ч. 4 ст. 47 Закона № 382-ФЗ создание такого комитета обязательным не является.

 

Во-вторых, из ч. 12 ст. 52 Закона № 382-ФЗ следует, что у МКАС есть право принять новые регламенты, учитывающие требования этого Закона, до 1 февраля 2017 г.

 

 

 

3. Новое регулирование арбитража в РФ четко разграничивает деятельность составов арбитража и деятельность по администрированию арбитража.

 

Теперь «третейским судом», в отличие от того, что было ранее, именуется только состав арбитража по конкретному делу, а не арбитражный центр.

 

Это верно и для международного коммерческого арбитража, и для арбитража внутренних споров.

 

Таким образом, МКАС с 1 сентября 2016 г. третейским судом больше не является: он получает статус постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего арбитраж как процесс разрешения споров третейскими судами, т.е. составами арбитража. Указание в § 1 его Регламента на то, что он является третейским судом, уже неактуально.

 

4. Действительность арбитражного соглашения о компетенции МКАС и любых иных соглашений, заключенных сторонами по вопросам арбитража в МКАС, должна определяться в соответствии с законодательством, действовавшим на дату заключения соответствующих соглашений (ч. 4 ст. 52 Закона № 382-ФЗ), а не в соответствии с новым регулированием арбитража в РФ, вступающим в силу с 1 сентября 2016 г.

 

5. В отношении дел в МКАС, начатых после 1 сентября 2016 г., в отношении вопросов самого третейского разбирательства должен применяться Закон о МКА в новой редакции (см. ч. 18 ст. 13 Закона № 409-ФЗ).

 

Из этого следует, что в отношении дел в МКАС, начатых после 1 сентября 2016 г., действующий Регламента МКАС 2005 г. в отношении вопросов самого третейского разбирательства должен продолжать применяться, но лишь в части, не противоречащей Закону о МКА в новой редакции (см. также выше п. 2).

 

6. В отношении дел в МКАС, начатых и не завершенных до 1 сентября 2016 г., в части регулирования третейского разбирательства (см. об этом моменте ниже п. 9) продолжает применяться Закон о МКА в старой редакции, за исключением:

 

ст. 34 «Заявление об отмене арбитражного решения как исключительное средство его оспаривания»;

 

ст. 35 «Признание и приведение в исполнение арбитражного решения»;

 

ст. 36 «Основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения».

 

Эти три статьи должны применяться в редакции Закона № 409-ФЗ (см. ч. 16 ст. 13 Закона № 409-ФЗ), т.е. как положения Закона о МКА в новой редакции.

 

Однако, как очевидно, эти статьи к деятельности составов арбитража МКАС прямо не относятся.

 

Из сказанного следует, что в отношении дел в МКАС, начатых и не завершенных до 1 сентября 2016 г., в части регулирования третейского разбирательства (см. об этом моменте ниже п. 9) должен применяться действующий Регламента МКАС 2005 г.

 

7. Действующий Регламент МКАС 2005 г. должен продолжать применяться согласно вышеизложенному до, в частности, момента вступления в силу новых регламентов МКАС.

 

Они вступят в силу ориентировочно в конце 2016 г.

 

Иные вопросы применения Регламента МКАС 2005 г. после момента вступления в силу новых регламентов МКАС будут разрешены в последних. Так, одна из версий в проекте одного из регламентов предусматривает: «К рассмотрению споров в МКАС применяется Регламент МКАС, действующий на момент начала разбирательства, если стороны не договорились об ином либо если иное не вытекает из существа его положений или применимого законодательства об арбитраже.

 

Если разбирательство на основании арбитражного соглашения о передаче споров в Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ или Спортивный арбитраж при ТПП РФ начинается после введения в действие настоящего Регламента, то разбирательство ведется в соответствии с наиболее применимыми правилами настоящего Регламента, если стороны не договорились об исключении применения таких правил либо если иное не вытекает из существа положений настоящего Регламента или применимого законодательства об арбитраже.

 

Если такое разбирательство было начато и продолжилось после введения в действие настоящего Регламента, оно подлежит проведению на основании соответствующего регламента арбитражного учреждения-правопредшественника, если стороны не договорились об ином либо если иное не вытекает из положений применимого законодательства об арбитраже. При этом полномочия органов и уполномоченных лиц арбитражных учреждений-правопредшественников осуществляют соответствующие органы и уполномоченные лица МКАС».

 

 

 

8. Согласно п. 4 Положения о МКАС (в новой редакции 2016 г.) на рассмотрение в МКАС могут быть переданы:

 

1) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, и иные споры, передача которых в международный коммерческий арбитраж предусмотрена Законом о МКА в новой редакции;

 

2) в соответствии с арбитражными соглашениями, заключенными до 1 сентября 2016 г., любые споры, которые могли быть рассмотрены в порядке международного коммерческого арбитража в соответствии с Законом о МКА, действовавшим на момент их заключения до 1 сентября 2016 г.

 

Из этого следует, что, несмотря на изменение предметной компетенции МКАС в Законе о МКА в новой редакции, МКАС все равно будет компетентен рассматривать и после 1 сентября 2016 г. споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

 

Однако это верно лишь при условии, что арбитражные соглашения о передаче в МКАС таких споров были заключены до 1 сентября 2016 г.

 

9. Указанные выше в п. 6 слова «в части регулирования третейского разбирательства» касаются только процедуры рассмотрения спора составом арбитража.

 

Однако они не затрагивают вопросы компетенции МКАС как постоянно действующего арбитражного учреждения.

 

Ввиду этого следует обратить особое внимание на изменения в регулировании предметной компетенции МКАС (ниже важные моменты выделены подчеркиванием).

 

п. 2 ст. 1 Закона о МКА

(редакция до 1 сентября 2016 г.)

п. 3 ст. 1 Закона в новой редакции

(после 1 сентября 2016 г.)

В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:

споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также

споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

 

В международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры сторон, возникающие из гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей, а также споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

 

10. МКАС с 1 сентября 2016 г. будет дополнительно компетентен рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, не только если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей, но также:

споры, в которых любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей;

 

споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

 

Из этого следует, что при рассмотрении таких новых споров, начатых после 1 сентября 2016 г. и до вступления в силу новых регламентов МКАС, должен применяться действующий Регламент МКАС 2005 г.

 

Однако в этих случаях он должен применяться лишь в части, не противоречащей Закону о МКА в новой редакции. В случае расхождения действующего Регламента МКАС 2005 г. с Законом о МКА в новой редакции применению при рассмотрении указанных споров подлежит Закон о МКА в новой редакции.

 

Также в этих случаях нужно помнить о сказанном выше в п. 4. Из него следует, что МКАС вправе администрировать арбитраж указанных споров только на основании арбитражных соглашений в отношении таких споров, заключенных после 1 сентября 2016 г.

 

Впрочем, маловероятно, что указанные споры начнут подобным образом рассматриваться в МКАС до вступления в силу его новых регламентов (период с 1 сентября и до такого вступления будет небольшим).

 

11. Согласно п. 1 Положения о МКАС (в новой редакции 2016 г.) МКАС также может администрировать третейское разбирательство в соответствии с Законом № 382-ФЗ.

 

Иными словами, с 1 сентября 2016 г. МКАС будет компетентен рассматривать также споры, не подпадающие под международный коммерческий арбитраж, т.е. администрировать арбитраж внутренних споров.

 

При этом нужно учитывать сказанное выше в п. 4. Из него следует, что МКАС вправе администрировать арбитраж указанных споров только на основании арбитражных соглашений в отношении таких споров, заключенных после 1 сентября 2016 г.

 

При этом важно еще раз подчеркнуть, что хотя эти споры именуются «внутренними», это не означает, что они не могут быть осложнены тем или иным иностранным элементом (см. выше п. 1).

 

Можно ли будет рассматривать в МКАС такие споры на основании его действующего Регламента 2005 г., учитывая, что последний рассчитан все же на споры в сфере международного коммерческого арбитража? Почему нет?

 

Однако в этих случаях такой Регламент должен применяться лишь в части, не противоречащей Закону № 382-ФЗ. В случае расхождения действующего Регламента МКАС 2005 г. с Законом № 382-ФЗ применению при рассмотрении указанных споров подлежит Закон № 382-ФЗ.

 

Впрочем, маловероятно, что указанные споры начнут подобным образом рассматриваться в МКАС до вступления в силу его новых регламентов внутренних споров (период с 1 сентября и до такого вступления будет небольшим).

 

12. МКАС с момента вступления в силу его новых регламентов будет являться правопреемником Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ и Спортивного арбитража при ТПП РФ.

 

В итоге он будет вправе разрешать споры на основании соглашений сторон о передаче их споров в Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ и в Спортивный арбитраж при ТПП РФ.

 

Соответственно Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ и Спортивный арбитраж при ТПП РФ прекратят функционирование с момента вступления в силу новых регламентов МКАС (т.е. ориентировочно в конце 2016 г.).

 

Начатые и незавершенные в них на этот момент дела будут переданы в МКАС и продолжат рассматриваться в рамках МКАС в соответствии с ныне действующими регламентами Третейского суда для разрешения экономических споров и Спортивного арбитража.

 

В этих случаях соответствующий состав арбитража, сформированный до момента передачи дела для рассмотрения в МКАС, продолжит свое функционирование, однако уже в рамках МКАС как правопреемника Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ или Спортивного арбитража при ТПП РФ. Сказанное верно и в отношении докладчика в указанном деле.

 

При этом тот факт, что лица, входящие в указанных случаях в состав арбитража, сформированный до момента передачи такого дела для рассмотрения в МКАС, могут быть не включены в список арбитров МКАС, никак не повлияет на продолжение функционирования данного состава арбитража в рамках МКАС. Сказанное верно и в отношении докладчика в указанном деле.

 

Функции Секретариата Третейского суда для разрешения экономических споров и Секретариата Спортивного арбитража перейдут к Секретариату МКАС в момент вступления в силу новых регламентов МКАС.

 

МАК является самостоятельным специализированным постоянно действующим арбитражным учреждением, осуществляющим следующие виды деятельности:

администрирование международного коммерческого арбитража в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже»;

администрирование арбитража иных споров в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;

выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.

МАК также может администрировать третейское разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» в установленном им порядке.

МАК администрирует споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. В частности МАК разрешает споры, вытекающие из отношений:

по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море);

по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

по морскому страхованию и перестрахованию;

связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;

по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;

связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;

по спасению морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасению в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;

связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;

связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;

связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла.

В МАК разрешаются также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в вышеуказанных случаях, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.

МАК принимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в силу международных договоров РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: