Аналитическая работа над текстом

Контрольное сочинение-рассуждение по заданному тексту в 9-м классе.

Вашему вниманию будет предложен отрывок из произведения русской писательницы В. А. Осеевой-Хмелёвой

С доброй улыбкой и щемящей грустью пишет В. А. Осеева о ваших ровесниках – 15-летних подростках. И это не случайно. Юность – дорогая, невозвратная пора ожиданий, пора надежд, когда кажется, что весь мир у ваших ног и всё вам по плечу. Юность – это бескорыстная дружба и первое признание в любви, это радости и огорчения, сомнения и открытия. Юность – это пора взросления, пора размышлений о жизни и о себе. Разными дорогами уходят люди из юности, разные испытания выпадают им во взрослой жизни, но воспоминания о крылатой поре живут всегда в их сердцах.

 

Прочитайте текст. Определите тему текста и выделите ключевые слова

(1) В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила, что сегодня приедет Андрей. (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3) Ни в лес, ни в поле, ни по узенькой тропке среди моря колосьев ржи. (4) Ничего этого больше не будет! (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Андрею.

 

(6) Тревожно на душе у Динки. (7) Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар? (8) Ей вспоминается, как трудно было Андрею приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9) «Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» - сказал он тогда. (10) И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

 

(11) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… (12) И обманывать их бесполезно. (13) Да и как можно обманывать друга?

 

(14) Много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15) Но ведь всё это было другое. (16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17) Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

 

(18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19) «Как я скажу Андрею?» - мучительно думала Динка. (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

 

(21) Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

 

– (22) Не говори ему ничего, - сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23) Слышишь меня?..

 

– (24) Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25) Я, конечно, всё понимаю, Лёня… (26) Нас было трое друзей. (27) А теперь должно быть двое! (28) И из нас троих нельзя обмануть никого!                                                                                (В.А.Осеева)

 

Аналитическая работа над текстом.

1) Какова тема текста? (Тема текста – дружба).

2) Найдите ключевые слова.

(Тревога на душе, повзрослела, верный друг, незаслуженная обида, боль, жертва, мучительно, сердце, облегчить удар, обманывать бесполезно).

 

3) Проработайте ключевые понятия

Тревога – 1. Беспокойство, волнение. Быть в тревоге. 2. Шум, переполох, суматоха. На улице тревога. 3. Сигнал об опасности. Воздушная тревога.

У Динки душевная тревога: надо сказать, а как?

 

Душа – 1. Внутренний, психический мир человека. Радостно на душе. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая душа.

(Здесь: тревожно на душе у Динки; добрая душа-Андрей).

Душа прежде всего связана с сердцем.

Сердце – 1. Центральный орган кровеносной системы. 2. перен. Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений. Доброе сердце. 3. перен. Важнейшее место чего-нибудь. Москва – сердце нашей Родины.

 

Обида – 1. Несправедливо причинённое огорчение, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды.

 

Удар – 1. Резкий толчок. 2. Стремительное нападение. 3. Тяжёлое потрясение. Испытать удар судьбы.

Под удар ставить кого-нибудь – в опасное положение.

 

Боль – 1. Ощущение страдания. Физическая боль. Душевная боль.

- Данной ситуации какое значение слова соответствует?

(Переживать, беспокоиться, заботиться, тревожиться).

 

Жертва – 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо. 2. Добровольный отказ от кого-нибудь или чего-нибудь в чью-нибудь пользу. Принести себя в жертву. 3. О ком-нибудь страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы пожара.

 

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Поступить по совести. Люди с чистой совестью.

Есть такое выражение: по совести говоря (честно, откровенно, чистосердечно).

 

4) Почему у Динки было «тревожно на душе»? Выберите правильный ответ.

 

1) Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде с Андреем.

2) Динке хотелось бы обмануть Андрея,  но сделать это было невозможно.

3) Динку мучили воспоминания о том, как Андрей купил велосипед.

4) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Андреем. +  (слайд № 8)

 

5) В чём Динка должна была признаться Андрею?

 (Она уже выросла, к ней пришла первая любовь. Андрей третий лишний).

 

6) Давайте найдём в тексте, как автор даёт понять, что расставание с другом – сложное испытание для повзрослевшей Динки.

(16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17) Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого).

 

7) Назовите средства речевой выразительности, имеющиеся в этих предложениях.

1) Метафоры («жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее», «эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу не требовали такой жертвы») +

2) Эпитет (смелых решений) +

3) Лексический повтор (требовали-не требовали)  + со значением противопоставления

4) Гипербола (слайд 9)

 

8) Легко ли Динке сказать правду Андрею? Подтвердите свой ответ примерами из текста. (Нет. Предложения 6,7. Автор пишет: «Тревожно на душе у Динки. Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар?» Динка понимает, что правда для Андрея будет тяжёлым потрясением, а она не хочет обижать верного друга).

 

9) Почему Динка дорожит отношениями с Андреем?

 (Андрей был настоящим другом. Он хорошо понимал Динку и любил делать для неё приятное. Она доверяла ему свои тайны).

 

10) Могла ли как-то по-другому поступить героиня?

 (Динка могла оставить всё,  как есть: по-прежнему встречаться с ребятами. Но тогда бы ей пришлось обманывать Андрея,  чтобы быть вдвоём с Лёней).

(Нет. Она не хотела лгать Андрею.  ПОЧЕМУ? Ей было совестно).

 

11) Как автор даёт понять, что девочка действительно не могла по-другому поступить?

(11) она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…(12) И обманывать их бесполезно. Да и как можно обманывать друга?)

 

12) Как к переживаниям подруги относится Лёня? Выберите правильный ответ.

1) Лёня привык руководить поступками и чувствами Динки, и ему не хотелось, чтобы она переживала из-за пустяков.

2) Лёня воспринимал переживания Динки как свои собственные. +

3) Лёне неприятно было, что Динка так ждёт появления Андрея.

4) Лёню беспокоило, что Динка могла принять решение не в его пользу (слайд № 10)

 

13) Какое окончательное решение принимает героиня?

(Она решила рассказать Андрею правду: (28) «Из нас троих нельзя обмануть никого!»)

 

14) Какое высказывание отражает основную мысль текста? Выберите правильный ответ.

1) Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека). +

2) Порой легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду. (Ф. Ларошфуко).

3) Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения её порой приходится сносить и обиды (Цицерон).

4) Ложь, если она приносит счастье другим, важнее любой правды (С. Цвейг) (слайд № 11).

 

Главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями. Обманывая тех, кто нас любит, мы предаём их, обрекаем на страдания, а себя – на угрызения совести. Поэтому, принимая важное в жизни решение, мы должны прислушиваться к голосу совести и стараться поступать так, чтобы не причинять боль другим или эту боль как-то смягчить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: