Цели: уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составлении описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжательные местоимения, прилагательные, числительные с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа; активизировать словарь; развивать внимание, память.
Оборудование: демонстрационный материал — изображения и муляжи фруктов, карточки с изображением одинаковых фруктов; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет фрукты.
Отгадывание загадок
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
— Как вы думаете, что это?
Выставляется картинка и детям предлагается составить описательный рассказ. (Аналогично по всем фруктам.)
Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, Я нравлюсь детворе. (Апельсин.)
Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай. Созрела, значит... (Груша.)
Физкультминутка
Собери в корзинку фрукты овальной формы, в другую — круглой формы.
Согласование притяжательных местоимений с существительными (по картинкам)
На столах у детей лежат картинки. Логопед спрашивает: «Чей фрукт?»
5. Согласование прилагательных с существительными
— О каком фрукте можно сказать: вкусное..., душистая..., ароматный..., сочные....
Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа (по картинкам)
Что это? (Красное яблоко.)
А это что? (Красные яблоки.)
Нет чего? (Красных яблок.)
7. Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам) Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Какой сок приготовим?»
Образование прилагательных от существительных.
— Как вы думаете, в каком виде можно употреблять в пищу фрукты? (В сыром, вареном, сушеном.) Что можно из них приготовить? (Сок, джем, варенье, повидло, компот.)
Итог занятия
— О чем мы сегодня говорили на занятии?
Материал для закрепления
I. Уточнить названия фруктов.
Учить составлять описательный рассказ по плану:
Что это?
Какой формы?
Какого цвета?
Какой на ощупь?
Какой на вкус?
Какие блюда можно приготовить?
Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душистое и т.д.
Уметь находить сходство и различие между фруктами.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: лимон — лимончик и т.д.
3. Образование прилагательных от существительных. Например:
— Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.)
— Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.) — Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.)
4. Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т.д.
5. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Про что можно сказать?
— Вкусный? Сочный? Ароматный?
—Вкусная? Сочная? Ароматная?
— Вкусное? Сочное? Ароматное?
—Вкусные? Сочные? Ароматные?
6. Согласование числительных с существительными.
Например: одна груша, две груши, три..., четыре..., пять груш и т.д.
7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.
Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.
Занятие 8. «Деревья» (экскурсия)
Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.
Ход занятия
Чтение стихотворения
Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.)
Беседа о деревьях
Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.) Логопед рассказывает о каждом дереве.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.
Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.
Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, - Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, - поднимают,
Покружимся слегка - кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака - делают движения подбрасывания.
Подбор слов-действий
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
Подбор слов-значений
Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
Лист березы...
Лист липы...
Лист тополя...
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)