Следует отметить, что роль искусства в общественной жизни велика. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и в эпоху Возрождения. Так было в начале 80-х гг.
ХХ в., когда именно писатели как бы исподволь подготовили тот мощный взрыв социальной активности в нашей стране. Не случайно, что именно искусство быстрее, чем, скажем, наука или право, отреагировали на изменение барометра общественной жизни в середине 80-х гг.
Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры. Искусство вбирает в себя достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их.
Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке: «Слово о полку Игореве» неизвестного автора конца ХII в., Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича, написанная в годы блокады, и т.д.
|
|
Список литературы к теме:
1. Губин В.Д. Основы философии. – М.: Форум-Инфра, 2013. –С. 191–203.
2. Канке В.А. Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 139-145.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое искусство? Каковы его основные функции?
2. В чем заключается соотношение гения и гениальности?
3. Какова роль и значение искусства в современном мире?
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Студент должен
знать:
- основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России;
- философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития;
уметь:
- критически анализировать основные концепции исторического развития;
- понимать место и роль отдельного человека в истории;
- осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.
Тема 4.1. Философия и история
Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс), циклического развития
(А. Тойнби). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории.
Методические указания
Основные философско-исторические концепции, которые стали возникать в конце XIX в., можно свести с трем группам:
1. Концепция однолинейного развития. Гегель, Маркс считали, что история человечества едина.
В истории, по Гегелю, действует неких дух, Мировой разум, который постепенно разворачивается и направляет в конечном счете деятельность людей. Цель всемирной истории – познание Мировым духом самого себя. Мировой дух выражается в духе каждого народа. Критерием развития является сознание свободы. Человечество, развиваясь, приходит ко все более глубокому пониманию свободы. Таким образом, вся история у Гегеля – история постоянного прогрессивного развития Мирового разума, который выступает в форме духов отдельных народов. Человечество как по ступенькам поднимается к светлому царству свободы.
|
|
Формационный подход (концепция Маркса)
По марксистской концепции исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга способом производства и социально-классовой культурой.
Исторический процесс рассматривается как движение от бесклассового общества – первобытнообщинного, через классовые – рабовладельческое, феодальное и капиталистическое – к бесклассовому – коммунизму. Смена формаций происходит, как правило, революционным путем – таков объективный закон. Страны с особым характером развития Маркс относил к азиатскому способу производства.
При таком подходе главное – приращение материальной базы, а не совершенствование человека.
Стадии экономического роста
Согласно этой концепции, основой развития общества является развитие техники и технологии на базе фундаментальной науки.
Теория «стадий экономического роста» У. Ростоу. В развитии общества Ростоу выделяет пять этапов разных по уровню технологического развития:
1. Традиционное общество (аграрное правительство, доньютоновская наука и техника).
2. Переходное общество (научные открытия, переход на рельсы промышленного развития).
3. Сдвиг, или промышленная революция (быстрое накопление капитала, ускоренное развитие промышленности. Англия в конце XVIII в., Германия во 2-й половине XIX в., Россия – 1890–1914 гг.).
4. Стадия зрелости (период развитого промышленного производства: Англия – к 1880 г., США – к 1900 г., в России – к 1950 г.).
5. Стадия массового потребления (переход от экономики производства товаров к экономике услуг. Общество «всеобщего благоденствия»: США – к 1970 г., позже Япония, ФРГ и другие страны).
Концепция многолинейного развития
К. Ясперс в книге «Истоки истории и ее цель» дал следующую схему мировой истории:
1. Доистория, или «прометеевская эпоха» (возникновение речи, орудий труда).
2. Великие культуры древности, например, древнеиндийская, древнекитайская и т.д.
3. Осевое время, когда полностью формируется современный человек.
4. Научно-техническая эпоха, чье преобразующее действие мы испытываем на себе.