Конституционные принципы избирательного права

Базисом, фундаментом избирательного права РФ являются исходные начала (принципы) представляющие собой систему правовых гарантий, направленных на обеспечение проведения честных, законных избирательных процедур, реализацию и защиту избирательных прав граждан России.

В Конституции Российской Федерации отсутствует глава или даже отдельная статья, в которой детально были бы расписаны принципы избирательного права. Лишь в статье 3 (ч. 3) закрепляется принцип «свободные выборы» и в статье 81 применительно к институту Президента Российской Федерации устанавливается, что Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Федеральный закон «Об основных гарантиях…», кроме пяти конституционных принципов, дополнительно называет принципы: открытости и гласности (п. 5 ст. 3); обязательности и периодичности проведения выборов (ст. 9), независимость избирательных комиссий в пределах своей компетенции (ч. 7, ст. 3), альтернативность голосования (ч. 33 ст. 38). Эти принципы являются общепризнанными, упоминаемыми во всех классификациях, во всех учебниках.

Принцип всеобщего избирательного права предусмотрен в ч. 1 ст. 81 Конституции РФ и ст. 4 Закона «Об основных гарантиях…»и означает, что субъективное избирательное право предоставляется каждому гражданину по достижении определенного возраста, с которого наступает право избирать и быть избранным, участвовать в других избирательных действиях, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, Конституция РФ закрепляет лишь два ограничения принципа всеобщего избирательного права. Данное конституционное положение воспроизводит и Закон «Об основных гарантиях…» (п. 3 ст. 4).

Дополнительно п. 3.2. статьи 4 ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта.

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Закона «Об основных гарантиях…», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 этого же закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Нарушение ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 рассматриваемого закона, либо совершение действий, предусмотренных подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76 данного закона, является основанием для утери пассивного избирательного права при одновременном выполнении следующих условий: факт совершения указанных нарушений либо действий установлен вступившим в силу решением суда; указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 марта 2000 г. № 4-П[1] сформулировал правовую позицию, согласно которой «равное избирательное право заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Это обеспечивается, в частности, включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами и способами, гарантирующими соответствующее конституционному принципу народовластия в демократическом правовом государстве (ст. 1 и 3 Конституции РФ) действительное

Равное пассивное избирательное право предполагает, что проведение выборов как в одномандатных, так и в многомандатных округах должно сопровождаться надлежащими гарантиями участия граждан в выборах на равных основаниях, что предусматривает - при соблюдении пропорциональности представительства - наделение каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов. Данный принцип также означает, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Принцип прямого избирательного права в соответствии со ст. 6 Закона «Об основных гарантиях...» выражается в том, что гражданин РФ голосует за кандидатов (списки кандидатов), за или против кандидата непосредственно, если это предусмотрено законом.

На выборах в органы местной власти гражданин РФ может голосовать непосредственно против всех кандидатов (списков кандидатов), если это установлено законодательством соответствующего субъекта РФ.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Тайное голосование является одним из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме.

Принцип тайного голосования означает процедуру подачи голосов, исключающую контроль за волеизъявлением избирателей, при этом гарантируя полную свободу волеизъявления гражданина. Тайное голосование - условие свободного выражения каждым избирателем своего отношения к тем или иным кандидатам.

На обеспечение тайны голосования направлен ряд положений Закона «Об основных гарантиях…»: требования к оборудованию помещения для голосования, позволяющие голосовать тайно (п. 2 и 11 ст. 61); требования к бюллетеню: заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, а заполненный бюллетень опускается в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании (п. 8 и 11 ст. 64); обязанность комиссии обеспечить тайну голосования при досрочном голосовании (п. 2 ст. 65); закреплены нормы, обеспечивающие тайну голосования при подсчете голосов (п. 12 и 24 ст. 68), и т.д.

Не являются нарушением принципа тайного голосования опросы избирателей о том, как они собираются голосовать или как проголосовали, если такие опросы проводятся с соблюдением одного из важнейших принципов эмпирического исследования - принципа анонимности, добровольности участия и ответов избирателей.

Российским законодательством предусматривается комплекс средств, предназначенный для электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования. Для реализации данного положения с использованием программно-технических средств разработан электронный бюллетень, применяемый при проведении электронного голосования (ч. 21 ст. 63 Закона «Об основных гарантиях...»).

По смыслу ст. 3 Конституции РФ свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Аналогичное положение содержится в преамбуле и п. 3 ст. 3 Закона «Об основных гарантиях…».

Суть принципа свободного и добровольного участия состоит в следующем: никто не имеет права принуждать гражданина РФ участвовать или не принимать участия в выборах, а также оказывать влияние на его свободное волеизъявление.

В России обязательное участие в выборах не предусмотрено, т.е. не наступает какой-либо юридической ответственности.

Обязательность выборов (ст. 9 Закона «Об основных гарантиях …»). Данный принцип выражается в обязательности и легитимности выборов как способа формирования органов публичной власти. Должностные лица и органы, уполномоченные назначать те или иные выборы в соответствии со сроками полномочий, не могут не исполнить установленную законом обязанность, также как и не могут отменить назначенные выборы или перенести.

Принцип периодичности проведения выборов закреплен в ст. 9 Закона «Об основных гарантиях …» и предусматривает, что выборы органов власти или депутатов являются периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Указанный принцип означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени.

Принцип обязательности и периодичности означает, что выборы выступают в качестве единственно законного способа формирования органов публичной власти; выборные органы публичной власти осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого управомоченными органами или должностными лицами должны быть назначены и проведены очередные выборы. Однако существует и возможность досрочного прекращения полномочий избранных органов, что ведет к проведению внеочередных выборов. Как правило, в России их основаниями являются отрешение от должности выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти или его самороспуск, уход в отставку выборного должностного лица, депутата.

Не является нарушением принципа периодичности однократное изменение федеральным законом даты очередных выборов. Подобный факт имел место в недавней конституционной практике в связи с переносом выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ с декабря на сентябрь 2016 г.

Принцип альтернативности и состязательности означает, что избиратели имеют реальную возможность выбрать одного из нескольких кандидатов путем своего свободного волеизъявления. Состязательность выборов выражается в конкуренции кандидатов, списков кандидатов.

Этот принцип закреплен в п. 33 ст. 38 Закона «Об основных гарантиях…». В соответствии с содержанием данной статьи в случае, если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным законом.

В пункте 35 ст. 38 Закона «Об основных гарантиях…» предусмотрены случаи проведения безальтернативных выборов: в одномандатном или едином избирательном округе при проведении повторного голосования, а также, если это предусмотрено законом субъекта РФ, на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается, если за него проголосовало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. В избирательный бюллетень вносится графа «против».

Принцип гласности означает, что выборы направлены на выявление свободно выраженной народной воли. Реализация данного принципа обеспечивается законодательными нормами, в которых содержатся информационное обеспечение выборов, информирование избирателей и др. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно (ч. 5 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях…»)

Независимость избирательных комиссий. Данный принцип устанавливает, что для обеспечения реализации защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы - избирательные комиссии. В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона «Об основных гарантиях…» «выборы и референдумы организуют и проводят комиссии», далее закон говорит о том, что «вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается».

Закона «Об основных гарантиях…» регламентирует положение о том, что Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ впервые на законодательном уровне закреплены в качестве государственных органов, не входящих ни в систему органов законодательной (представительной), ни исполнительной, ни судебной власти.

Вместе с тем на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица, согласно ст. 20 Закона «Об основных гарантиях…», возложена обязанность оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Все принципы избирательного права как в своей совокупности, так и по отдельности направлены на выполнение одной общей задачи - гарантировать проведение легитимных выборов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: