Изучение и конспектирование литературы, подготовка сообщений.
Рекомендуемая литература:
- Макаренко А.С. Конституция страны ФЭД. // Педагогические сочинения в 8-ми т. – М., 1983-1986гг.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. // Педагогические сочинения в 8-ми т. – М., 1983-1986гг.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. // Педагогические сочинения в 8-ми т. – М., 1983-1986гг.
- Макаренко А.С. Флаги на башнях. // Педагогические сочинения в 8-ми т. – М., 1983-1986гг.
- Макаренко А.С. Марш тридцатого года. // Педагогические сочинения в 8-ми т. – М., 1983-1986гг.
Примерная тематика рефератов:
- Философско-педагогическое учение древнейших цивилизаций.
- Византия как центр позднеантичной образованности.
- Природные и социальные факторы развития личности в трудах А.Дистервега.
- Культурно-исторический характер воспитания (на примере какой-либо страны).
- Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси.
- Образование в Русском государстве 14-17 вв.
- Зарождение и развитие идеи всестороннего и гармоничного развития личности.
- Педагогическая мысль средневековья в рамках теологии и схоластики.
- Школа и педагогические идеи гуманизма эпохи Возрождения.
- Концепция свободного воспитания и ее развитие в педагогической теории и практике.
- Влияние Византийской культуры и Христианства на развитие педагогической мысли и образования в России.
- Проблемы воспитания в трудах французских философов.
- Религиозное и нравственное образование в России в 19 в.
- Вопросы духовно-нравственного воспитания в теории православных педагогов 19 века Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского.
- Современность взглядов К.Д.Ушинского на вопросы воспитания и организации образования.
- Система подготовки учителей К.Д.Ушинского.
- Школьные реформы в России: история и итоги их реализации.
- Педология и ее влияние на развитие отечественной педагогической науки и практики.
- Вопросы формирования духовности человека в педагогической концепции В.А.Сухомлинского.
- Современные проблемы беспризорных детей и педагогическая деятельность А.С.Макаренко.
- Педагогические идеи П.П.Блонского.
- Проблема взаимовлияния социальных условий и школы в педагогической деятельности С.Т.Шацкого.
- Русское философско-педагогическое зарубежье 20 века.
- Педагогическая теория В.В.Зеньковского.
- Современная российская школа и педагогика в новых социально-экономических условиях.
- Тенденции развития школьного образования в современной России.
- Средства массовой информации как институт социализации будущих граждан.
- Скаутизм как система внешкольного воспитания.
- Ф.Фребель – создатель теории дошкольного воспитания.
- «Педагогика действия» В.Лая в «Школе действия».
- Прагматическая педагогика Д.Дьюи в «Школе будущего».
- Трудовая школа Г.Кершенштейнера в его «Понятии гражданского воспитания».
|
|
|
|
Требования и примерные вопросы к экзамену:
Экзамен состоит из ответов студента на вопросы экзаменационного билета и беседы по содержанию написанного им реферата. Во время собеседования студент демонстрирует знание фактического материала, умение изложить его в логической последовательности, сделать фактически обоснованные обобщения и выводы.
Вопросы:
- История педагогики как наука.
- Зарождение воспитания в первобытном обществе.
- Воспитание и педагогическая мысль в странах Древнего Востока.
- Характер воспитания и образования в Древней Греции.
- Развитие педагогических идей в трудах древнегреческих философов.
- Педагогическая мысль и образование эпохи Средневековья.
- Педагогическая мысль и школа в эпоху Возрождения.
- «Великая дидактика» Я.А.Коменского как результат развития теории и практики обучения и воспитания.
- Педагогическая деятельность и наследие Я.А Коменского. Идея пансофической школы, принципы и правила обучения.
- Концепция обучения Дж.Локка в его книге «Мысли о воспитании».
- Педагогический роман Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании» и его концепция естественного общечеловеческого воспитания.
- Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци.
- Теория элементарного обучения И.Г.Песталоцци: сущность, содержание, современный взгляд.
- Идеи общечеловеческого воспитания Ф.Дистервега, принципы воспитания.
- Требования к личности учителя, характеристика правил обучения в работах Ф Дистервега.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси (X - конец XIIIвв.).
- Школа, просвещение и развитие педагогической мысли в Московском государстве (14-17 вв.).
- Политика, культура и образование в России первой половины 18 века.
- Особенности развития образования в России второй половины 18 века.
- Развитие школьного образования и педагогической мысли в России первой половины 19 века.
- Развитие педагогической мысли в России и реформы образования во второй половине 19 века.
- Философские и естественнонаучные основы педагогической теории К.Д.Ушинского.
- Педагогическое наследие и деятельность К.Д.Ушинского.
- Педагогическая деятельность и наследие Л.Н.Толстого.
- Идея «Свободного воспитания» Л.Н.Толстого и ее реализация в Яснополянской школе.
- Развитие педагогической мысли в России конца 19 – начала 20 в.
- Школа и образование в России в первые советские годы.
- Система образования и воспитание в СССР в довоенный период.
- Становление педагогической науки в Советской России (С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Луначарский).
- Педагогическая деятельность и наследие А.С.Макаренко.
- Развитие отечественной педагогической науки в советский период.
- Школа и образовательная политика России в послевоенные годы (40-е – 80-е гг.).
- Педагогическая деятельность и наследие А.В.Сухомлинского.
- Идея народности воспитания в педагогической системе К.Д.Ушинского.
- Тенденции развития современной педагогической науки.