Результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Конструирование швейных изделий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Выполнять чертежи базовых конструкций швейных изделий на типовые и индивидуальные фигуры.
ПК 2.2. Осуществлять конструктивное моделирование швейных изделий.
ПК 2.3. Создавать виды лекал (шаблонов) и выполнять их градацию, разрабатывать табель мер.
ПК 2.4. Осуществлять авторский надзор за реализацией конструкторских решений на каждом этапе производства швейного изделия.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: «ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕРНЫХ ПРИЗНАКОВ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»

Цель: Выработать практические умения по определению антропометрических точек, измерению размерных признаков тела человека.

Получить практические навыки по проверке правильности измерения размерных признаков.

Пособия и инструменты: сантиметровая лента, тесьма, чертежные принадлежности, схема женской фигуры с расположением на ней сантиметровой ленты.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 4 часа:

1. Занятие: определение антропометрических точек – 2 ч.

2. Занятие: измерение размерных признаков, проверка измерения размерных признаков тела человека – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация предстоящей деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по определению антропометрических точек, измерению размерных признаков тела человека.

Порядок выполнения работы:

1. Зарисовать схему женской фигуры, нанести на неё антропометрические точки, записать их названия в таблицу №1.

Таблица 1

№ п/п Наименование антропометрических точек Условное обозначение
1 Верхушечная а
2 Шейная б
  и т.д.  

2. Зарисовать схему женской фигуры с расположением на ней сантиметровой ленты, обозначить «Условными обозначениями» каждый размерный признак, записать их наименования в таблицу №2.

Таблица 2

№ п/п Наименование размерных признаков Условное обозначение
1 Рост Р
2 Полуобхват шеи СШ
  и т.д.  

3. Провести измерения размерных признаков фигуры человека, занести их в таблицу №3.

Таблица 3

№ п/п Наименование размерного признака Условное обозначение Величина измерения
1 Рост Р 170
2 Полуобхват шеи СШ 17
  и т.д.    

 

4. Провести анализ, правильности измерения размерных признаков фигуры человека.

5. Сделать вывод, записать его в тетрадь.

6. Защитить работу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные антропометрические точки?

2. Что понимается под размерным признаком?

3. По каким размерным признакам определяется тип осанки?

4. Перечислите размерные признаки и опишите место положения.

5. Какие правила должны соблюдаться при измерении фигуры человека?

 

Рисунок 1. Схема женской фигуры.

 
     

Рисунок 2. Схема женской фигуры с расположением на ней сантиметровой ленты.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ КОНСТРУКЦИИ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ ПРЯМОГО СИЛУЭТА»

Цель: Выработать практические умения по построению чертежа основы конструкции плечевого изделия прямого силуэта (пальто женского).

Пособия и инструменты: схема построения конструкции изделия прямого силуэта, сантиметровая лента, чертежные принадлежности, лекала, чертежная бумага формата А1 (ватман), данные практической работы №1, таблицы прибавок.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 8 часов:

1. Занятие: расчет и построение базисной сетки – 2 ч.

2. Занятие: расчет и построение базовой основы конструкции, спинки, проймы спинки– 2 ч.

3. Занятие: расчет и построение базовой основы конструкции, полочки, проймы полочки – 2 ч.

4. Занятие: расчет и построение базовой основы конструкции, боковых линий, линии низа и линии талии – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация предстоящей деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов.

Выявление особенностей конструкции женского пальто прямого силуэта, построение основы конструкции плечевого изделия прямого силуэта на конкретную фигуру в масштабе 1:1.

Порядок выполнения работы:

1. Выбор размерных признаков индивидуальной фигуры и величин конструктивных прибавок.

2. Произвести предварительный расчет, занести расчеты в таблицу № 4.


Таблица 4

№ п/п Конструктивный участок Услов-ное обозна-чение Расчетная формула Расчеты Нап-равле-ние
I

Предварительный расчет (базисная сетка)

II

Расчет спинки

III

Расчет полочки

3. Выполнение основных расчетов конструкции спинки, полочки для построения чертежа основы конструкции, с занесением в таблицу № 4.

4. Построение чертежа конструкции женского пальто прямого силуэта (базисной сетки, спинки, полочки), выполняется в масштабе 1:1.

5. Сделать вывод, записать его в тетрадь.

6. Защита работы.

Рисунок 3. Базовая основа конструкции плечевого изделия прямого силуэта.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите горизонтальные и вертикальные линии базисной сетки, чем определяется их положение?

2. В чем заключается сущность проверки ширины проймы?

3. Какие конструктивные линии определяют качество посадки изделия на фигуре?

4. Каково отклонение линии полузаноса, при построении горловины полочки в изделиях со швом для фигур с различными типами осанки?

5. Как проектируют боковые швы для фигур с широкими и узкими бедрами?

6. Определите, от чего зависят факторы построения участка Т3Т8 по линии талии.

7. Найдите в конструкции одинаковые по величине участки.

8. Перечислите этапы построения, чертежа конструкции основы плечевого изделия прямого силуэта.

9. Назовите последовательно срезы деталей спинки и полочки.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА КОНСТРУКЦИИ ПЛАТЬЯ ПОЛУПРИЛЕГАЮЩЕГО СИЛУЭТА»

Цель: Выработать практические умения по выбору прибавок и выявлению связи прибавок и формы силуэта, построению чертежа конструкции женского платья полуприлегающего силуэта.

Пособия и инструменты: схема построения конструкции изделия полуприлегающего силуэта, сантиметровая лента, чертежные принадлежности, лекала, чертежная бумага формата А1 (ватман) или А4, таблицы прибавок, таблицы размерных признаков типовых фигур.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 8 часов:

1. Занятие: расчет и построение базисной сетки – 2 ч.

2. Занятие: расчет и построение базовой основы конструкции, спинки - 2 ч.

3. Занятие: расчет и построение базовой основы конструкции, полочки – 2 ч.

3. Занятие: расчет и построение талиевых вытачек, боковых срезов – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по построению чертежа конструкции платья полуприлегающего силуэта на типовую фигуру в масштабе 1:1 или 1:4.Выявить связь прибавок и формы силуэта.

Порядок выполнения работы:

1. Записать исходные данные для разработки конструкции, выбрать прибавки в соответствии с силуэтом конструкции.

2. Выполнить основные расчеты для корректировки конструкции чертежа полочки и спинки полуприлегающего силуэта по сравнению с прямым силуэтом суммы вытачек по талии и бедрам, боковых линий и талиевых вытачек, с занесением в таблицу №5.


Таблица 5

№ п/п Конструктив- ный участок Условное обозна-чение Расчетная формула Расчеты Направле-ние
           

3. Построить базисную сетку, спинку, полочку, боковой срез из точки Г2 и талиевые вытачки.

4. Сделать вывод, записать его в тетрадь.

5. Защита работы.

Рисунок 4. Чертеж конструкции платья полуприлегающего силуэта.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие исходные данные необходимы при построении конструкций полуприлегающего силуэта?

2. Выявите связь выбора прибавок и формы силуэта, степени прилегания изделия к фигуре.

3. Каковы варианты распределения суммарного раствора вытачек по линии талии в изделиях прилегающего силуэта? В каком случае фигура выглядит более стройной?

4. Перечислите этапы построения, чертежа конструкции платья полуприлегающего изделия.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА КОНСТРУКЦИИ ЖЕНСКОГО ДЕМИСЕЗОННОГО ПАЛЬТО ПРЯМОГО СИЛУЭТА»

Цель: Выработать практические умения по выбору прибавок и выявлению связи прибавок и формы силуэта, построению чертежа конструкции женского демисезонного пальто прямого.

Пособия и инструменты: схема построения конструкции пальто прямого силуэта, чертежные принадлежности, бумага формата А4, таблицы размерных признаков типовых фигур, таблицы прибавок.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 6 часов:

1. Занятие: расчет и построение базисной сетки, базовой основы конструкции, спинки - 2 ч.

2. Занятие: расчет и построение базовой основы конструкции, полочки – 2 ч.

3. Занятие: расчет и построение боковых срезов, края борта, петель, карманов – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по построению чертежа конструкции демисезонного пальто прямого силуэта на типовую фигуру для размеров 50-го и более в масштабе 1:4.

Порядок выполнения работы:

1. Записать исходные данные для разработки конструкции, выбрать прибавки в соответствии с изделием.

2. Выполнить основные расчеты для корректировки конструкции чертежа спинки и полочки пальто прямого силуэта по сравнению с чертежом конструкции основы прямого силуэта. В конструкцию внести следующие изменения: А2П1 = Шп + Ппос (раствор вытачки не строить); А4А9 = (СгII - СгI) – вытачка на груди уплощенной формы. Боковой срез построить из точки Г5 = Г1Г4/3. Расчеты оформить в таблице № 6.


Таблица 6

№ п/п Конструктив-ный участок Условное обозна-чение Расчетная формула Расчеты Напра-вление
           

3. Построение чертежа конструкции с изменениями.

4. Построить линию края борта в однобортных изделиях. Ширина края борта 4-5 см. С застежкой до верха. Спуск горловины А5А6 = 1 см вниз. Распределить петли.

5. Построить вертикальный и наклонный карман.

6. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

7. Защитить работу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие прибавки изменяются при построении пальто в отличие от платья?

2. Перечислите этапы построения чертежа конструкции пальто.

3. Перечислите изменения, вносимые в конструкцию.

4. Определите ширину края борта в изделиях легкого платья и верхней одежды для различного ассортимента.

5. Как проектируют петлю относительно линии полузаноса.

6. На каком расстоянии от борта проектируют петли в изделиях со смещенной застежкой?

7. Как рассчитать длину петли для плоских и сферических пуговиц?

Рисунок 5. Чертеж конструкции пальто прямого силуэта.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА БАЗОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ПРЯМОЙ ЮБКИ»

Цель: Выработать практические умения по выбору прибавок и выявлению связи прибавок и формы силуэта, построению чертежа базовой конструкции прямой.

Пособия и инструменты: Схема построения конструкции прямой двухшовной юбки, чертежные принадлежности, бумага формата А1 (ватман) или А3, лекала, сантиметровая лента, тесьма, данные из практической работы №1, таблицы прибавок.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 4 часа:

1. Занятие: расчет конструкции – 2 ч.

2. Занятие: построение конструкции – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по построению базовой конструкции двухшовной юбки на конкретную фигуру в масштабе 1:1.

Порядок выполнения работы:

1. Измерение размерных признаков для построения юбки, выбор прибавок.

2. Выполнение предварительного расчета длины юбки:

А = расстояние от низа юбки до пола.                       

Д ю сз = желаемая длина юбки.

А = Д ю сз до пола – Д ю сз = 104-60 = 44 см.

Д ю сб = Д ю сб до пола – А = 105 – 44 = 61 см.

Д ю сп = Д ю сп до пола – А = 104.5 – 44 = 60.5 см.

3. Выполнение расчетов конструкции,

записать в таблицу № 7.


Таблица 7

№ п/п Конструктив-ный участок Условное обозна-чение Расчетная формула Расчеты Напра-вление
           

4. Построением чертежа конструкции прямой двухшовной юбки, оформление линии талии.

5. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

6. Защита работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите исходные размерные признаки, необходимые для построения чертежа конструкции прямой юбки, правила их измерения.

2. Опишите правила предварительного расчета.

3. Перечислите этапы построения чертежа конструкции прямой юбки.

4. Какие факторы определяют хорошее качество посадки юбки на фигуре?

5. Чем отличается построение юбки на индивидуальную и типовую фигуру?

6. По какой формуле рассчитывается суммарный раствор вытачек и как он распределяется по линии талии для разных фигур?

7. Назовите детали прямой юбки, перечислите срезы.

Рисунок 6. Чертеж базовой конструкции прямой юбки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА БАЗОВОЙ КОНСТРУКЦИИ КОНИЧЕСКОЙ И КЛИНООБРАЗНОЙ ЮБКИ»

Цель: Выработать практические умения построению чертежа базовой конструкции конических юбок и клинообразной юбки.

Пособия и инструменты: Схема построения конструкции конической и клинообразной юбки, чертежные принадлежности, бумага формата А4, лекала, таблицы размерных признаков типовых фигур, таблицы прибавок.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 4 часа:

1. Занятие: расчет и построение юбки солнце, полусолнце, колокол - 2 ч.

2. Занятие: расчет и построение юбки клеш, клинообразной юбки – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по построению базовой конструкции конической и клинообразной юбки на типовую фигуру в масштабе 1:4.

Порядок выполнения работы:

1. Изучение особенностей конструкции конических и клинообразных юбок.

2. Выбор модели юбки (малый, средний, большой колокол или клеш) и модели клинообразной юбки.

3. Выбор размерных признаков и величин конструктивных прибавок.

4. Выполнение расчетов конструкций, записать в таблицу № 8.


Таблица 8

№ п/п Конструктив-ный участок Условное обозна-чение Расчетная формула Расчеты Напра-вление
           

5. Построение конструкций конических и клинообразной юбок.

6. Корректировка линии низа в связи с коническим кроем юбок.

7. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

8. Защита работы.

Рисунок 7. Чертеж базовой конструкции конической и клинообразной юбки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите конструктивные разновидности конических юбок и исходные данные, необходимые для построения.

2. В чем особенность построения чертежа конструкции конических юбок?

3. Каковы коэффициенты построения конических юбок?

4. Перечислите этапы построения чертежей конструкций конической и клинообразной юбок.

5. Как и для чего производится корректировка линии низа конических и клинообразных юбок?

6. Каково минимальное и максимальное количество клинов при построении клинообразных юбок?

7. Перечислите срезы деталей конической и клинообразной юбок.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА БАЗОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ЖЕНСКИХ БРЮК»

Цель: Выработать практические умения построению чертежа базовой конструкции женских брюк.

Пособия и инструменты: Схема построения конструкции женских брюк, чертежные принадлежности, бумага формата А1 (ватман) 2 листа, лекала, размерные признаки из практической работы №1, таблицы прибавок.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 4 часа:

1. Занятие: расчет и построение передней половинки брюк - 2 ч.

2. Занятие: расчет и построение задней половинки брюк – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по построению базовой конструкции женских брюк на конкретную фигуру в масштабе 1:1.

Порядок выполнения работы:

1. Выбор исходных данных и величины прибавок в соответствии с моделью брюк.

2. Выполнение расчетов для построения чертежа с занесением в таблицу №9.                                                                                                  Таблица 9

№ п/п Конструктив-ный участок Условное обозна-чение Расчетная формула Расчеты Напра-вление
           

3. Построение чертежа конструкции передней половинки женских брюк.

4. Построение чертежа конструкции задней половинки женских брюк.

5. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

6. Защита работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите детали женских брюк, их срезы и линии.

2. Перечислите исходные данные, необходимые для построения чертежа конструкции брюк и определите условия выбора прибавок для построения различных моделей брюк.

3. На каких участках конструкции брюк учитывается прибавка на свободное облегание?

4. Назовите горизонтальные и вертикальные линии базисной сетки брюк.

5. Перечислите этапы построения чертежа конструкции женских брюк.

Рисунок 8. Чертеж базовой конструкции женских брюк.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ КОНСТРУКЦИЙ ВОРОТНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ»

Цель: Выработать практические умения построению чертежей конструкций воротников различных форм.

Пособия и инструменты: чертеж базовой основы конструкции спинки и полочки, чертежные принадлежности, лекала, чертежная бумага формата А2, схемы построения воротников.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 6 часов:

1. Занятие: расчет и построение плосколежащего воротника, стояче-отложного воротника - 2 ч.

2. Занятие: расчет и построение воротников отрезных стоек, воротника стойки цельнокроеной со спинкой и полочкой – 2 ч.

3. Занятие: расчет и построение отложного воротника для изделий с лацканами, на овальной горловине – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по выполнению чертежей воротников. Все чертежи воротников выполняются в масштабе 1:1.

Порядок выполнения работы:

1. Расчет и построение плосколежащего воротника в изделиях женского ассортимента.

2. Расчет и построение стояче-отложного воротника в изделиях с застежкой доверху.

3. Расчет и построение стояче-отложных воротников с отрезной и не отрезной стойкой.

4. Расчет и построение отрезных воротников-стоек. Их разновидности (вертикальная стойка, стойка, прилегающая к шее, стойка, отстающая от шеи).

5. Расчет и построение цельновыкроенного воротника-стойки со спинкой и полочкой.

6. Расчет и построение воротников в изделиях с отворотом лацкана (пиджачный воротник, шалевый воротник).

Выполнение расчетов для построения чертежей с занести в таблицу № 10.



Таблица 10

№ п/п Конструктив-ный участок Условное обозна-чение Расчетная формула Расчеты Напра-вление
           

7. Сделать вывод, записать его в тетрадь.

8. Защита работы.

 

Рисунок 9. Чертеж конструкции воротников.

Рисунок 10. Чертеж конструкции воротников.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите разновидности воротников.

2. В зависимости от чего отложные воротники делят на: стояче-отложные и плосколежащие?

3. Охарактеризуйте отличия формы, построения, деталей кроя при построении стояче-отложных воротников с отрезной и цельнокроеной стойкой.

4. Охарактеризуйте построения отрезных воротников-стоек.

5. Назовите конструктивные особенности построения цельновыкроенных воротников-стоек.

6. Назовите собенности построения отложного воротника для изделий с лацканами, на овальной горловине пиджачного типа.

7. Назовите основные отличия построения шалевого и апаш воротников цельнокроеных с полочкой.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА КОНСТРУКЦИИ ВТАЧНОГО ДВУХШОВНОГО РУКАВА»

Цель: Выработать практические умения построению чертежа конструкции втачного двухшовного рукава.

Пособия и инструменты: Схема построения чертежа конструкции втачного двухшовного рукава, чертежные принадлежности, бумага формата А2 или А1, данные из практических работ №1, №2, №3, №4.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 4 часа:

1. Занятие: расчет и построение базовой основы конструкции - 2 ч.

2. Занятие: расчет и построение развертки срезов рукава – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация предстоящей деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по изучению особенностей конструкции втачного двухшовного рукава и его построению.

Порядок выполнения работы:

1. Выбрать исходные данные для построения чертежа основы конструкции рукава.

2. Выполнить расчеты и занести их в таблицу № 11.


Таблица 11

Конструк-тивный участок Условное обозначение Расчетная формула Расчеты Напра-вление
1 Высота оката О2О1 ОО1-ОО2 20 –2=18
2 Ширина рукава под проймой О1Рп=О1Рл Оп+Поп 4 30+8 =9,5 4 → ←
  и т.д.        

3. Выявить связь построения оката рукава с проймой.

4. Построить чертеж конструкции втачного двухшовного рукава в масштабе 1:1.

5. Установить положение контрольных знаков.

6. Сделать вывод.

7. Защитить работу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите детали, из которых состоит втачной двухшовный рукав.

2. Перечислите срезы рукава.

3. Перечислите исходные данные и прибавки, необходимые для построения рукава.

4. Перечислите этапы построения чертежа конструкции рукава.

5. Как выбрать величину участка ОО2 при вычислении высоты оката?

6. Для чего нужны и где размещаются контрольные знаки?

7. Выявите связь построения рукава с поймой.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ КОНСТРУКЦИЙ ИЗДЕЛИЙ НА ФИГУРЫ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ОТ ТИПОВЫХ»

Цель: Выработать практические умения по построению чертежей конструкций изделий на фигуры с отклонениями от типовых.

Пособия и инструменты: схема построения конструкции на фигуры с выступом живота, груди, лопаток и ягодиц. Основа конструкции плечевого изделия (спинка, полочка), в масштабе 1:4, таблица размерных признаков, таблицы прибавок, чертежные принадлежности, лекала, бумага формата А4.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 2 часа:

1. Занятие: расчет и построение конструкции на фигуры с Вж, Вгж, Вл, Вял (по заданию) - 2 ч.

Содержание работы:

I.  Мотивация предстоящей деятельности.

II.  Самостоятельная работа студентов по построению конструкций изделий на фигуры с отклонениями от типовых, в масштабе 1:4. Изображение эскизов моделей скрывающих недостатки фигуры.

Порядок выполнения работы:

1. Выполнить точную копию рисунка фигуры в тетради (в профиль) по заданию: Вг, Вж, Вл, Вя, нанести величину выступа на рисунок.

2. Выбрать исходные данные, прибавки, основу конструкции.

3. Выполнить расчеты с изменениями для построения конструкции на нетиповые фигуры (спинки, полочки).

4. Построить чертеж конструкции согласно расчету, в масштабе 1:4, оформить чертеж конструкции.

5. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

6. Защитить работу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими способами можно скрыть недостатки фигуры?

2. Каковы особенности конструкции для фигур с отклонениями?

3. Какими декоративными элементами, возможно, скрыть недостатки фигуры?

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА КОНСТРУКЦИИ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ФИГУРУ ПО РИСУНКУ»

Цель: Выработать практические умения по построению чертежа конструкции плечевого изделия на индивидуальную фигуру по техническому рисунку.

Пособия и инструменты: технический рисунок модели, размерные признаки индивидуальной фигуры, таблицы прибавок, схема построения конструкций из практических работ № 3, 8, 9 в масштабе 1:1, чертежные принадлежности, лекала, ножницы, сантиметровая лента, бумага формата А1.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 10 часов:

1. Занятие: расчет и построение базисной сетки - 2 ч.

2. Занятие: расчет и построение базовой основы конструкции – 2 ч.

3. Занятие: расчет и построение рукава и воротника – 2 ч.

4. Занятие: нанесение модельных особенностей – 2 ч.

5. Занятие: построение подборта, нижнего воротника, кармана – 2 ч.

Самостоятельная работа:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по разработке конструкции изделия на индивидуальную фигуру в масштабе 1:1.

Порядок выполнения работы:

1. Измерение индивидуальной фигуры.

2. Выбор силуэта, покроя, прибавок, конструктивных и декоративных элементов в соответствии с внешними данными фигуры.

3. Выполнить точную копию разработанного технического рисунка модели в тетради.

4. Выполнить расчеты основы конструкции плечевого изделия (спинки, полочки, рукава, воротника), и/или поясного изделия, занести их в таблицу № 12.



Таблица 12

№ п/п Конструк-тивный участок Условное обозначение Расчетная формула Расчеты Напра-вление
           

5. Построить чертеж конструкции согласно расчету, в масштабе 1:1.

6. Выполнить на базовой основе конструкции корректировку, нанести модельные особенности, оформить чертеж конструкции, вырезать лекала.

7. Построить подборт, нижний воротник, карман.

8. Сделать вывод и записать его в тетрадь

9. Защитить работу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как, по Вашему мнению, выбор прибавок влияет на форму и силуэт изделия?

2. Перечислите получившиеся детали, их срезы.

3. Перечислите особенности построения чертежа конструкции на индивидуальную фигуру.

4. Назовите модельные особенности, внесенные в данную конструкцию и последовательность их построения.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12.
Тема: «РАСКЛАДКА НА ТКАНИ. РАСКРОЙ ТКАНИ»

Цель: Выработать практические умения по выполнению раскладки, обмеловки и раскрою ткани.

Пособия и инструменты: эскиз модели, чертеж конструкции изделия из практической работы № 11, ножницы, мел, линейки-припуски, сантиметровая лента, лекала, портновские булавки, материал для раскроя (ткань).

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 4 часа:

1. Занятие: произвести раскладку на ткани - 2 ч.

2. Занятие: произвести раскрой ткани - 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация предстоящей деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по раскладке, обмеловке и раскрою ткани.

Порядок выполнения работы:

1. Вырезать отдельные детали из чертежа конструкции.

2. Подготовить ткань в соответствии с техническими условиями на раскладку к раскрою.

3. Выполнить несколько предварительных раскладок деталей, зафиксировать варианты (сфотографировать или зарисовать), выбрать более экономичную раскладку.

4. Выполнить обмеловку по срезам деталей, с припусками на обработку.

5. Сфотографировать или зарисовать раскладку.

6. Вырезать детали конструкции.

7. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

8. Защитить работу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова обработка материалов перед раскроем?

2. Какие правила раскладки шаблонов (лекал) при раскрое из различных материалов Вы знаете?

3. Перечислите величину технологических припусков данной модели.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13.
Тема: «ПОДГОТОВКА ИЗДЕЛИЯ К ПРИМЕРКЕ»

Цель: Выработать практические умения по подготовке изделия к примерке.

Пособия и инструменты: эскиз модели, раскроенные шаблоны деталей из практической работы № 12, ножницы, мел, линейки-припуски, сантиметровая лента, лекала, портновские булавки, игла, нитки, наперсток, резец.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 2 часа:

1. Занятие: подготовить изделие к примерке.

Содержание работы:

I. Мотивация предстоящей деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов подготовке изделия к примерке.

Порядок выполнения работы:

1. Перевести меловые линии.

2. Подготовить изделие к примерке.

3. Описать последовательность подготовки изделия к примерке.

4. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

5. Защитить работу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите величину технологических припусков данной модели.

2. Какова последовательность подготовки изделия к примерке?

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14.
Тема: «ДЕФЕКТЫ ПОСАДКИ ИЗДЕЛИЙ НА ФИГУРЕ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ»

Цель: Выработать практические умения по выявлению и устранению дефектовпосадки изделия на фигуре.

Пособия и инструменты: эскиз модели, схемы устранения дефектов, сметанное изделие из практической работы № 13, ножницы, мел, сантиметровая лента, портновские булавки, игла, нитки, наперсток, плечевая накладка (если заложено в конструкции).

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 4 часа:

1. Занятие: проведение примерки – 2 ч.

2. Занятие: корректировка деталей конструкции – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация предстоящей деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по примерке изделия на фигуре. Выявлению и устранению дефектов, уточнению деталей после примерки.

Порядок выполнения работы:

Выполнение примерки изделия на фигуре:

1. Выявление дефектов, их устранение (заколоть изделие портновскими булавками).

2. Корректировка силуэта и прилегания изделия на фигуре, длины, ширины края борта, проймы, горловины и т.д. (заколоть изделие портновскими булавками).

3. Корректировка деталей после примерки (сметать детали с изменениями).

4. Проверка посадки изделия на фигуре.

5. Записать и зарисовать схему устранения дефектов изделия.

6. Корректировка шаблонов, их отработка.

7. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

8. Защитить работу.

Выводы для самоконтроля:

1. Каковы причины возникновения горизонтальных заломов?

2. Каковы причины возникновения вертикальных складок?

3. В каких случаях наблюдаются косые заломы?

4. Как производится уточнение деталей после примерки?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15.
Тема: «ПРОВЕРКА РАЗРАБОТАННЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ КОНСТРУКЦИИ. РАСЧЕТ И ПОСТАНОВКА МОНТАЖНЫХ НАДСЕЧЕК»

Цель: Выработать практические умения по проверке разработанных чертежей конструкции, расчету и постановке монтажных надсечек.

Пособия и инструменты: разработанные чертежи конструкций (спинка, полочка, двухшовный рукав, воротник и т.д.) из практических работ № 2-9 в масштабе 1:4, чертежные принадлежности, лекала, линейка масштаба 1:1 и 1:4, бумага формата А4, ножницы.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 2 часа:

1. Занятие: проверка разработанных чертежей конструкции, расчет и постановка монтажных надсечек – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по проверка разработанных чертежей конструкции, расчету и постановке монтажных надсечек в масштабе 1:4.

Порядок выполнения работы:

1. Скопировать детали в масштабе 1:4:

- спинки, полочки полуприлегающего силуэта с оформленными вытачками по линии талии и боковыми срезами с талиевыми вытачками. Детали спинки и полочка должны быть переведены отдельно друг от друга на расстоянии 2-6 сантиметров, на деталях нужно наметить линии груди талии, бёдер, плечевую, нагрудную и талиевые вытачки. (ксерокопия в масштабе 1:4 из темы «Расчет и построение чертежа конструкции боковых линий в изделиях прилегающего и полуприлегающего силуэтов»)

- верхней часть втачного двухшовного рукава, нижней части втачного двухшовного рукава. Детали рукава должны быть переведены отдельно друг от друга на расстоянии 2-6 сантиметров, на деталях нужно наметить линии локтя. (чертеж из тетради по теории в масштабе 1:4 из темы «Построение чертежей базовых конструкций и исходных модельных конструкций втачных рукавов: одношовных, двухшовных, трехшовных»)

- стояче-отложного воротника со стойкой сходящей в «ноль». (чертеж из тетради по теории в масштабе 1:4 из темы «Классификация воротников. Расчёт и построение чертежей конструкций воротников различных форм»)

2. Совместить детали по линиям соединения, проверить их сопряжение.

- Промерить соединяемые срезы деталей: боковые срезы спинки и полочки должны быть равны по всей длине, кроме того расстояние на боковых срезах спинки и полочки между вершиной бокового среза (точка Г2) и линией талии, между линией талии и линией бёдер, между линией бедер и линией низа должны быть равны. Если промер выявил несоответствие, необходимо скорректировать расстояние между указанными линиями;

- Промерить соединяемые срезы деталей: срезы переднего переката верхней и нижней частей двухшовного рукава должны быть равны по всей длине. Расстояние между верхними точками среза переднего переката на верхней и нижней частях втачного двухшовного рукава и линией локтя, расстояние между линией локтя и нижними точками среза переднего переката на верхней и нижней частях втачного двухшовного рукава должны быть равны. Промерить срезы локтевого переката, срез верхней части втачного двухшовного рукава должен быть больше среза нижней части рукава на 1-2,5 сантиметра, так как это величина посадки. (посадка 1см. – лёгкое платье; 1,5 – 2 см. жакет; 2,5 см. - пальто). Если промер выявил несоответствие, необходимо скорректировать расстояние между указанными линиями;

- Промерить соединяемые срезы деталей: проймы и оката втачного двухшовного рукава при складывании деталей. Срез оката рукава должен быть больше на 4-8 сантиметров (на допустимую величину посадки). Если промер выявил несоответствие, необходимо скорректировать расстояние указанных линий;

- Промерить соединяемые срезы деталей: срезы горловины спинки и полочки и сопоставить с длиной лини втачивания воротника в горловину. Срезы по длине должны быть равны. Если промер выявил несоответствие, необходимо скорректировать длину лини втачивания воротника в горловину, прибавив или отрезав по средней лини воротника.

3. Нанести контрольные надсечки:

- на детали спинки и полочки по совмещаемым срезам по линиям талии, бёдер, на 10-15 см. вверх от линии низа и через каждые 15-20см. (если длинное изделие) на расстоянии между лилией бёдер и нижней надсечкой;

- на детали рукава по совмещаемым срезам по линии ширины рукава под проймой, лини локтя, 10-15 см линии низа;

- на детали спинки, полочки и рукава по совмещаемым срезам:

На пройме спинки и полочки На окате рукава
П1, П5 (плечевая точка) П3 на спинке П6 на полочке 2 на полочке Г2 вершина бокового среза На 1 см. правее точки О1 Р3'' 1'' 8' Г2

- на детали воротника вправо от точки «В» по лини втачивания воротника в горловину сделать надсечку на расстоянии длины горловины спинки для совмещения с точной основания шеи.

4. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

5. Защитить работу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего нужна проверка разработанных чертежей конструкций?

2. Какие детали используют для уточнения сопряжений?

3. С какой точностью измеряют длину линии соединения?

4. По каким линиям проводят уточнение деталей?

5. Зачем нужны контрольные надсечки?

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16.
Тема: «РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ, ПРОИЗВОДНЫХ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШАБЛОНОВ ДЕТАЛЕЙ ПЛЕЧЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ»

Цель: Выработать практические умения по разработке основных, производных, вспомогательных шаблонов деталей плечевых изделий.

Пособия и инструменты: Уточненные чертежи конструкций из практической работы №15 (спинка, полочка, втачной двухшовный рукав, воротник) в масштабе 1:4, чертежные принадлежности, лекала, линейка закройщика масштаба 1:4, бумага формата А4, ножницы.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 6 часов:

1. Занятие: построение основных шаблонов – 2 ч.

2 Занятие: построение производных шаблонов – 2 ч.

3 Занятие: построение вспомогательных шаблонов – 2 ч.

 

Содержание работы:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по изготовлению шаблонов в масштабе 1:4.

Порядок выполнения работы:

 

1. Используя проверенную конструкцию из практической работы №15 (спинка, полочка, втачной двухшовный рукав, воротник), разработать основные, производные, вспомогательные шаблоны деталей плечевых изделий. Добавить необходимые технологические припуски для массового производства (использовать тему «Раскрой ткани»): припуск на шов, припуск на кант (если есть), припуск на огибание, припуск на осыпаемость, припуск на уработку при ВТО (если не включен в конструкцию), припуск на подшивку, припуск на подрезку, припуск на подгонку. (в итоге по 1 см ко всем припускам по периметру деталей и 2-4 см. по низу деталей в зависимости от выбранной обработки)

2. Расположить монтажные надсечки по контурам деталей. (на припусках).

3. Нанести линию долевого направления нити.

4. Указать на шаблоне: наименование изделия, назначение шаблона (верх, подкладка, приклад), наименование детали, число деталей, размер, на большем шаблоне перечислить спецификации комплекта шаблонов.

5. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

6. Защитить работу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды лекал существуют?

2. Какие виды припусков входят в технологический припуск?

3. В каких местах располагаются контрольные надсечки?

4. Что необходимо указать на шаблоне?

5. Каково предназначение вспомогательных и производных шаблонов?

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17.
Тема: «РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ, ПРОИЗВОДНЫХ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШАБЛОНОВ ДЕТАЛЕЙ ПОЯСНЫХ ИЗДЕЛИЙ»

Цель: Выработать практические умения по разработке основных, производных, вспомогательных шаблонов деталей поясных изделий.

Пособия и инструменты: разработанные чертежи конструкции юбки и брюк из практических работ №5, №7, выполненные в масштабе 1:4, чертежные принадлежности, лекала, линейка закройщика в масштабе 1:4, бумага формата А4, ножницы, резец.

Распределение содержания и времени: на выполнение практической работы отводится 2 часа:

1. Занятие: построение основных, производных, вспомогательных шаблонов деталей поясных изделий – 2 ч.

Содержание работы:

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов по построению шаблонов в масштабе 1:4.

Порядок выполнения работы:

1. Выбрать и зарисовать модель юбки, брюк.

2. Построить основные шаблоны с нанесением долевого направления Н.О., контрольных надсечек, припусков и т.д.

3. Построить производные шаблоны для выбранной модели.

4. Построить вспомогательные шаблоны для конкретной модели, учитывая модельные особенности.

5. Сделать вывод и записать его в тетрадь.

6. Защитить работу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как располагают монтажные надсечки по контуру деталей шаблонов?

2. Какие производные шаблоны изготавливают для юбок, брюк?

3. Какие вспомогательные шаблоны изготавливают для юбок, брюк?









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Амирова Э. К., Сакулин Б. С, Сакулина О.В., Труханова А. Т. Конструирование одежды: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования – изд. 7-е. / Э. К. Амирова, Б. С. Сакулин, О. В. Сакулина, А. Т. Труханова – М.: Академия, 2014. -416с.

2. Кочесова Л. В. Конструирование женской одежды: учеб. для нач. проф. образования / Л. В. Кочесова. – М.: Академия, 2010. -304с.

3. Мартынова А. И., Андреева Е. Г. Конструктивное моделирование одежды: учеб. пособие для вузов, / А. И. Мартынова, Е. Г. Андреева – М.: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2006. – 216с., с ил.

Дополнительная литература:

1. Коблякова Е. Б., Ивлева Г. С., Романов В. Е., Мартынова А. И., Рахманов Н. А., Лопасова Л. В., Ивлева Р. В., Стаханова С. И. Конструирование одежды с элементами САПР: учеб. пособие для вузов / Е. Б. Коблякова, Г. С. Ивлева, В. Е. Романов, А. И. Мартынова, Н. А. Рахманов, Л. В. Лопасова, Р. В. Ивлева, С. И. Стаханова – М.: КДУ, 2007. – 464 с.

2. Крючкова Г. А. Конструирование женской и мужской одежды: учеб. для нач. проф. образования / Г. А. Крючкова – М.: Академия, 2007. - 384с.

3. Куренова С. В., Савельева Н. Ю. Конструирование одежды: учеб. пособие для вузов – изд. 3-е. / С. В. Куренова, Н. Ю. Савельева – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 477с.

4. Медведева Т. В. Художественное конструирование одежды: учеб. пособие для вузов / Т. В. Медведева – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 480с.

5. Радченко И. А. Конструирование и моделирование одежды на нетиповые фигуры: учеб. для нач. проф. образования / И. А. Радченко – М.: Академия, 2010. -352с.

6. Рогов П. И., Конопальцева Н. М. Конструирование мужской одежды для индивидуального потребления: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / П. И. Рогов, Н. М. Конопальцева. – М.: /Академия, 2006.-384с.

7. Сакулин Б. С., Амирова Э. К., Сакулина О. В., Труханова А. Т. Конструирование мужской и женской одежды: учеб. для нач. проф. образования / Б. С. Сакулин, Э. К. Амирова, О. В. Сакулина, А. Т. Труханова – М.: Академия, 2000. -304с.

8. Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды. «Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности» (ОАО «ЦНИИШП»), Москва, 2005г.

9. Типовые фигуры мальчиков. Величины размерных признаков для проектирования одежды из ткани, торикотажа и меха. «Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности» (ОАО «ЦНИИШП»), Москва, 2002г.

10. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды по стандартам, М. ГОСТ 17522-72.

11. Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды по стандартам, М. ГОСТ 17521-72.

12. Типовые фигуры девочек. Размерные признаки для проектирования одежды по стандартам, М. ГОСТ 17916-86.

13. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки. Адаптированные к Единому методу конструирования. НАННО «Институт Индустрии Моды», Москва, 2006. – 50с.

14. Удальцова Л. Л. Закройщик. Женская легкая одежда: учеб. для нач. проф. образования / Л. Л. Удальцова – М.: Академия, 2011. -80с.

15. Янчевская Е. А. Конструирование одежды: учеб. пособие для вузов, / Е. А Янчевская – М.: Академия, 2010. – 384с.

Интернет-ресурсы:

1. Журнал о моде для профессионалов: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.profashion.ru, свободный. Дата обращения: 25.08.2014.

2. Журнал «Вещь»: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступаwww.expert.ru, свободный. Дата обращения: 25.08.2014.

3. Библиотека технической литературы: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступаwww.tehlit.ru, свободный. Дата обращения: 25.08.2014.

4. Библиотека легкой промышленности: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://t-stile.info/, свободный. Дата обращения 25.08.2014

5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru, свободный. Дата обращения: 25.08.2014.

6. ИНТЕРНЕЙШНЛ ТЕКСТАЙЛЗ: научно-популярный журн./учредитель ИД «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»[Электронный ресурс]. - Режим доступа:International Textilesсвободный. Дата обращения 25.08.2014.

7. Портал о моде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fashiontime.ru/свободный. Дата обращения 25.08.2014.

Периодические издания:

1. Ателье [текст]: информ.-аналитжурн./учредитель ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»». – Москва. -2000-2014,ежемесячно-75000 экз.

2. Индустрия Моды [текст]: информ.-аналитжурн./учредитель ООО «С-инфо». – Москва. -2000-2014.

3. Теория моды [текст]: гуманитарный журн., посвящённый моде/учредитель  издательский дом «Новое литературное обозрение» 4 раза в год.- ISBN 5-86793-472-1. - 3000 экз.

4. Швейная промышленность [текст]: информ.-аналитжурн./учредитель ООО «Арина». – М.: 4раза в год, 4800 экз.

5. InternationalTextiles: информ.-аналит. журн. / учредитель ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА». – М.: ISSN 1727 – 317X - 2003-2014, 4 раза в год 10000 экз.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: