Художественный образ эпохи

 

Каждая историческая эпоха отличается своим "видением" мира - свойственными ей представлениями о природе, человеке, обществе, культуре. Совокупность этих представлений воплощается в искусстве, сохраняясь впоследствии как художественный образ, специфичный для этой эпохи и определяющий неповторимый культурно-исторический тип. Ряд параметров, характеризующих основные типы европейской культуры новой эры, указан в таблице.

 

  Аспекты стиля

 

КУЛЬТУРА:

 

  Средневековья Возрождения Классицизма Сентиментализма Романтизма
  ЧИТАТЕЛЬ     ПИСАТЕЛЬ     ЖАНРЫ     СТИЛЬ   МИР, ПРИРОДА   ОБЩЕСТВО     ЧЕЛОВЕК     КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ   ФУНКЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ   ОСНОВНОЙ ВИД ИСКУССТВА     Смиренная паства   Глашатай Божьей воли   Канонизированные   Церковный   Град земной, греховный   Сословно-благое   Святой- грешник   Библейские     Душеспасительное слово   Рыцарский эпос, архитектура   Собеседник     Ученый рассказчик   Разговорно-литературные   Национальный   Гармонический космос   Сословное     Титан (могучий) - ущербный   Античность     Окно в мир     Драма, живопись   Ученик     Учитель     Пирамида     "3 штиля"   Необлагороженная стихия   Сословно-суровое     Гражданин - эгоист   Античность     Учебник     Архитектура   "Сочувственник"     Друг     «Средние» (по Ломоносову)   Салонно-разговорный Животворный источник   Искаженная природа, город   "Естественный - развращенный   Буколическая литература   Исповедь     Садово-парковое искусство   Избранник     Одиночка     Лирические     Поэтический   Свободная стихия     Корыстолюбивая толпа   Индивидуальность - человек толпы   Экзотическая литература   Откровение     Поэзия, музыка
ВРЕМЯ V-ХIII вв. ХIV-ХVII вв. ХIV-ХVIII вв. ХVIII в. ХIХ в.

 

Используя эту таблицу, определите, к какому типу европейской культуры относятся приведенные ниже тексты.

 

Текст 1.

"Жажда меня томила. Я остановился подле одной хижины, на берегу чистого ручья и, видя молодого пастуха, у дверей сидящего, попросил у него стакана... Он.. бросился в свой домик и вынес чашку. "Она чиста", - сказал он. Я взял чашку, и если бы не побоялся пролить воды, то, конечно бы, обнял бы добродушного пастуха с таким чувством, с каким обнимает брат брата: столь любезен казался он мне в эту минуту! - Для чего не родились мы в те времена, когда все люди были пастухами и братьями! Я с радостью отказался бы от многих удобностей жизни (которыми мы обязаны просвещению дней наших), чтобы возвратиться в первобытное состояние человека. Всеми истинными удовольствиями - теми, в которых участвует сердце и которые нас подлинно счастливыми делают, - наслаждались люди и тогда, и еще более, нежели ныне, более наслаждались они любовию...более наслаждались дружбою, более - красотами природы. Теперь жилище и одежда наша покойнее: но покойнее ли сердце? Ах, нет!"

Текст 2.

"Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою..."

 

Текст 3.

"В городе Прамо некогда существовал суровый и постыдный закон, присуждавший женщин, уличенных мужьями в прелюбодеянии, равно как и отдавшихся кому-либо за деньги, к сожжению на костре. И вот, когда еще этот закон действовал, некую знатную, красивую и безумно влюбленную даму по имени донна Филиппа муж, Ринальдо де Пульези, ночью застал у нее в комнате в объятиях Ладзарино... Уликами он располагал неопровержимыми, а потому, дождавшись утра, недолго думая, предъявил жене обвинение и вызвал ее в суд... Градоправитель обратил внимание, как она хороша собой и с каким достоинством себя держит, в самом звуке ее голоса послышалась душевная твердость... Донна Филиппа нимало не смутилась. "Мессир! - веселым голосом заговорила она.- Что Ринальдо мой муж и что нынче ночью он застал меня в объятиях Ладзарино - а я много раз была в его объятиях, ибо люблю его пламенно и беззаветно, -все это совершенная правда... но прежде чем выносить какое-либо решение по моему делу, явите мне, пожалуйста, одну невеликую милость: спросите моего мужа, отказывала ли я ему когда-либо, вся ли я ему каждый раз отдавалась и притом столько ли раз, сколько ему было угодно?" На это Ринальдо, не дожидаясь вопроса от градоправителя, поспешил ответить, что жена в самом деле безотказно исполняла все его желания..." А коли так, - подхватила донна Филиппа,-...если он берет от меня все, что только требуется и желается, то как же я должна поступать с излишком, который у меня остается?.. Услышав забавный ее ответ, все захохотали, а потом, досыта насмеявшись, почти в один голос крикнули, что жена права и что она говорит дело. Прежде, чем разойтись, горожане, поощряемые градоправителем, исправили закон: теперь его можно было применять "только к женам, которые изменяли мужьям ради денег".

 

Текст 4.

"Я в поле меж огней, я в судных заседаниях меж трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами, я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленного народа множеством, я меж стенанием валов Белого, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра Великого вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени - и не могу себя уверить, что один везде Петр, но многие, и не краткая жизнь, но лет тысяча. С кем сравню Великого Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, перед другими велики. Однако перед Петром малы... За великие заслуги назван он Отцом Отечества. Однако мал ему титул".

 

Текст 5.

"Попущением Божием, от наваждения диавола задумал дело царь восточной страны именем Мамай - эллин (грек), верою идоложрец, иконоборец, злой христианства укоритель. Подстрекатель диавол вошел в сердце его, чтобы пакость делать христианству. Научил его, как разорить православную веру, и осквернить святые церкви, чтобы всему христианству погребену быть, чтобы не славилось имя святое Господне в людях его. Он же, безбожный царь, наполнился рвением диавольским и к первому отступнику царю Батыю и к новому Юлиану возревновал. И стал спрашивать у старых эллинов, как тот безбожный царь Батый пленил землю русскую... И сказали ему, как пленил Батый Киев и Владимир и всю Русь, Словенскую землю, и великого князя...убил и многих православных князей избил и святые монастыри многие осквернил, и соборную церковь златоверхую разграбил, но после слеп стал, того не разумея, что, как Богу угодно, так и будет. Как в оные дни Иерусалим был пленен Навуходоносором - царем Вавилонским, и потом римлянами из-за маловерия. Не до конца держит гнев Господь".

Текст 6.

"Недавно, не знаю почему, я потерял свою веселость и привычку к занятиям. Мне так не по себе, что этот цветник мирозданья, земли, кажется мне бесплодною скалою, а этот необъятный шатер воздуха с неприступно вознесшейся твердью, этот, видите ли, царственный свод, выложенный золотой искрой, на мой взгляд - просто-напросто скопление вонючих и вредных паров. Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движениям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен Богу - разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что мне эта квинтэссенция праха?"

 

Текст 7.

"Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо это было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных вопросах! Потом, что они вместе с Чичиковым приехали в какое-то общество, в хороших каретах, где обвораживают всех приятностию обращения, и что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами".

 

Текст 8.

"Теперь представим себе государство, объемлющее пространство, какового ни одного на всем известном земном шаре не объемлет и которого по мере его обширности нет в свете малолюднее; государство, раздробленное с лишком на тридцать больших областей и состоящее, можно сказать, из двух только городов, из коих в одном живут люди большею частию по нужде, в другом большею частию по прихоти; государство, многочисленным и храбрым своим воинством страшное и которого положение таково, что потерянием одной баталии может иногда бытие его вовсе истребиться; государство, которое силою и славою своею обращает на себя внимание целого света и которое мужик, одним человеческим видом от скота отличающийся, может привести, так сказать, в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели; государство... где знатность сия единственная цель благородные души, сие достойное возмездие заслуг, от рода в род оказываемых отечеству, заменяется фавором, поглотившим всю пищу истинного любочестия".

 

Текст 9.

"Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство?.. А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость".

(Авторы использованных текстов: Д.Бокаччо, И.В.Гоголь, Н.М.Карамзин, М.Ю.Лермонтов, М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, В.Шекспир)

.

Литература:

Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.,1983.

Кармин А.С. Культурология. СПб, 2001.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.,1979.

 



АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ

 

В клетках таблице 1 указаны знаменитые памятники архитектуры. Определите, к какому из архитектурных стилей, перечисленных в таблице 2, относится каждый из них, и объясните, почему.

 

Таблица 1.

1. Пантеон 2. Мазолей Ленина 3. Никольский собор (СПб) 4. Московский университет (главный корпус)
5. Феодальный западноевропейский замок X-XI вв. 6. Зимний дворец 7. Третьяковская галерея (Москва) 8. Нью-йоркский небоскреб
9. Колизей 10. Собор Парижской богоматери 11. Эйфелева башня 12. Гостиный двор (СПб)
13. Елисеевский магазин на Невском 14. Парфенон 15. Юсуповский дворец на Фонтанке 16. Форум Траяна

 

 

Таблица 2.

Архитектурные стили Номер клетки из табл. 1
Античный  
Романский  
Готика  
Барокко  
Классицизм  
Модерн  
Конструктивизм  

Литература;

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.I-II. СПб, 2000-2001

Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб, 1996

Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997.

Станькова Я., Пехар И. Тысячелетие развития архитектуры. М., 1997




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: