В опытно-экспериментальной работе участвовали 10 детей 7-8 лет, учащиеся 1 класса средней общеобразовательной школы №1 г. Брянска.
С целью выявления уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у детей младшего школьного возраста в процессе проведения экскурсии нами была проведена диагностическая методика выявления уровня развития наблюдательности Буровой Л.И. [2; с 70].
Наблюдательность характеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества.
Уровень сформированности умения наблюдать определяется по следующим показателям:
Умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленной задаче;
Полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта или явления);
Сбор информации всеми органами чувств и фиксация результатов.
Планомерность (определённая последовательности рассмотрения объекта или явления);
|
|
Тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);
Интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего субъектного опыта);
Саморегуляция (отношение к наблюдаемому и оценка своей деятельности).
Применялись следующие методики:
Цель: выявить особенности наблюдения и наблюдательности детей младшего школьного возраста.
. Описание реального объекта:
Методика выполнения задания:
В процессе наблюдения за объектами живой природы в ходе экскурсии младшим школьникам можно предлагать ответить на следующие вопросы:
. Что такое?
. Где ты встретил… в природе?
. С кем связан в природе?
. Что ты почувствовал при встрече с ним?
5. Нуждается ли в помощи человека?
2. Нахождение недостающих деталей на двух рисунках.
Методика выполнения задания:
Детям было предложено внимательно рассмотреть два сходных рисунка и назвать отсутствующие детали объекта живой природы на одном из рисунков.
. Определение животных по контурам.
Методика выполнения задания:
Детям было предложено назвать насекомых по контурному рисунку (1. бабочка, 2. стрекоза, 3. паук, 4. муха, 5. жук, 6. комар).
На основании данных показателей и анализа полученных результатов выделены следующие уровни сформированности умения наблюдать:
уровень (очень низкий) - учащиеся не могут следовать задаче наблюдения, легко меняют установку наблюдения, отвлекаются на яркие признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное, выделяют только несколько броских признаков, чаще воспринятых зрением; интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемое с субъектным опытом без помощи учителя; отношение к наблюдаемому чаще нейтральное или положительное, но интереса к собственное деятельности не проявляет.
|
|
уровень (низкий) - учащиеся выделяют основные черты объекта, но часто несущественные, не могут самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов.
уровень (средний) - для учащихся характерно целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами чувств, учащиеся подмечают малозаметные компоненты наблюдаемого объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта, интерес не пропадает в течение всего наблюдения.
уровень (высокий) - учащиеся самостоятельно ведут целенаправленное восприятие, дают полную характеристику наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение наблюдения.
Таким образом, видно, что детей с первым (низким) уровнем развития наблюдательности - 62%, со вторым уровнем - 29%, с третьим - 6%, с четвёртым - 3%.
Таким образом, в результате диагностики получены данные о том, что преобладающий уровень умения наблюдать у детей первого класса начальной школы (62%). Это может быть связано с началом формирования природоведческих знаний у детей, так как диагностика проводилась в начале первого года обучения в школе. Можно предположить, что уровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать от класса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках естествознания в начальной школе.