I. Системное ПО
1. Мультимедийные ОС – это ОС, предназначенные для работы с разными видами информации.
2. Мультимедиа-интерфейсы служат для облегчения процесса общения человека с ЭВМ.
o Графический
o Речевой
o Мимический
o Естественноязыковый (ЕЯ)
o Псевдо ЕЯ-интерфейс
3. Стандартное мультимедийное ПО ОС:
o Фонограф
o Универсальный проигрыватель
o Микшер
o Регулятор записи, громкости и баланса
o Презентационное ПО
II. Профессиональное ПО
· Настольные издательские системы
· Графические ПС
· Аудио ПС
· ПО видеомонтажа
· ПО для создания обучающих систем и тренажёров
· Компьютерный диктофон
· Программы-переводчики
· Системы психологического тестирования
III. Функциональное ПО
· Программные комплексы для конструирования шрифтов
· Архиваторы
· Распознающие системы
· ПО для создания гипертекстов
· Демонстрационные программы
|
|
· Тестирующие программы
· ПС для обеспечения безопасности
· Детекторы (определяют)
· Фаги (удаляют)
· Мониторы (наблюдают)
· Анализаторы
· Средства для идентификации работающего
IV. Преобразователи информации
· АЦП
· ЦАП
· Конвертеры
· Системы сжатиявосстановления
Обработка текста на ЭВМ. Способы вывода текста: скроллинг, кадры, анимация, звук. Способы работы с текстом: пассивный, интерактивный.
Текст – последовательное сочетание предложений и слов, которое образует законченное сообщение.
Формальная структура.
На форму оказывают влияние:
· Способ вывода текста:
o Скроллинг
o покадровый вывод
o анимация
o звук
· Способы работы с текстом
o Пассивный – допускается только чтение или восприятие анимации и звука
o Интерактивный – допускается возможность выбора вида выводимой информации
o Живое общение – выполняется с помощью клавиатуры и экрана
· Стиль оформления и его соответствие содержанию
· Компоновка текста
o Пропорциональность
o Уравновешенность
· Симметрия
Общие рекомендации по проектированию:
1. Цель – приносить пользу
2. Зоны. Информация различных типов должна быть размещена в разных зонах
3. Классы. Выводимую на экран информацию необходимо разбивать на классы, отводя каждому классу свою зону кадра:
· Заголовок (середина верхней строки)
· Область данных (средняя часть экрана)
|
|
· Область ввода (любая часть кадра)
· Область управления (любая часть кадра – наименее информативная)
· Область сообщений (любая часть кадра)
4. Цвета и изобразительные средства.
Стили оформления электронного текста. Компоновка текста на экране: пропорциональность, уравновешенность, симметрия. Геометрические способы определения зон экрана.
Стиль – это общность образной системы, выразительных средств и элементов оформления.
· Академический стиль – стиль научного отчёта и деловой стиль
· Газетный
· Художественный
· Телеграфный (короткие рубленые фразы)
· Рекламный (обязательные элементы – уникальное торговое предложение, слоган)
· Молодёжный (содержащий специфический сленг)
· Детский
Компоновка текста. Компоновка затрагивает такие понятия как информативность, уравновешенность, пропорциональность, гармония.
На компоновку влияют:
· Размер страницы и её ориентация
· Место размещения текста на странице, которое в свою очередь зависит от полей, длины строки, межстрочного интервала, количества строк на странице, размер шрифта и т.д.
Леонардо-да-Винчи разработал способ геометрического построения границ наиболее информативной зоны художественного полотна.
Существует ещё один способ разметки экрана. По вертикали и по горизонтали экран разбивается на 9 частей. 6/9 экрана информативны, 2/9 по горизонтали и 3/9 по вертикали отводится под поля.
Уравновешенность экрана – мысленно проверяется относительно его геометрического центра.
Симметричность – относительно вертикальной оси, проходящей через геометрический центр.