Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями определя-
ются их целями и задачами. Существуют четыре формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня,самостоятельные тренировочные занятиям попутная тренировка. Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности длительное время.
Выполнение физических упражнений в течение 10–15 мин через каждые 1–1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности. Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно их выполнять на открытом воздухе.Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе. Выезд или выход для тренировок за пределы населенного пункта из-за возможных травм и непредвиденных ситуаций лучше проводить группой из 3–5 человек. Особенно это касается занятий на лыжах и водных видов спорта.Время проведения самостоятельных тренировочных занятий выбирается индивидуально. «Совы», как правило, предпочитают тренироваться во второй половине дня. Попутные тренировки можно проводить ежедневно. Возможности использования попутной тренировки в повседневной жизни очень обширны.Здесь главное темп, характер и время выполнения трудовых физических действий (упражнений).
Средством самостоятельных занятий являются именно физические уп-
ражнения различной направленности. Наиболее доступные из них – это ходьба и бег, плавание, ходьба и бег на лыжах, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, туристские походы.Подбор средств определяется целенаправленностью этих занятий, индивидуальным уровнем здоровья и физической подготовленности, наличием свободного времени (в «активном» времени суток – утро, день, вечер), которое может быть использовано именно для самостоятельных занятий физическими упражнениями.Содержание самостоятельной подготовки опирается на конкретную ее направленность. Конечно, отдельные упражнения могут использоваться на занятиях с различной направленностью, но характер их выполнения будет всегда иметь свои
особенности (по интенсивности, объему и т.д.).
Методики интенсификации самостоятельных занятий физической культурой положения самостоятельных
Занятий
Если вы приступаете к самостоятельным физическим упражнениям, вам
необходимо знать те основные методические положения, которые позволят
правильно дозировать физические нагрузки, регулировать их воздействие на
организм, избежать возможных перегрузок. Как считает известный специалист физического воспитания В.А. Масляков, необходимо учитывать следующие факторы:
− исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно
влияет на степень физической нагрузки. К ней относятся: изменение
формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений
(стоя, сидя, лежа), изменение положения центра тяжести тела по отноше-
нию к опоре и др.;
− темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быст-
рым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает бы-
стрый темп, в силовых – медленный темп;
− амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм
возрастает;
− количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется
упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;
− величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп.
Чем больше мышц участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее
по массе, тем значительнее физическая нагрузка;
− степень сложности упражнения зависит от количества участвующих
в упражнении мышечных групп и от координации их деятельности.
Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создаёт значи-
тельную эмоциональную нагрузку;
− степень и характер мышечного напряжения. При максимальных напря-
жениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными
веществами, быстро нарастает утомление. Трудно долго продолжать ра-
боту и при быстром чередовании мышечных сокращений и расслаблений,
ибо это приводит к быстрому утомлению;
− мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) за-
висит от времени ее выполнения, развиваемой скорости и силы при дви-
жении. Чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка;
− продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Про-
должительный отдых способствует более полному восстановлению орга-
низма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными.
При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разгрузоч-
ного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстанови-
тельный эффект повышается.
Учитывая перечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать
суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий в течение продолжительного периода времени.
28.Особенности методик формирования двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания в различных возрастных группах При обучении двигательным действиям ставится задача – довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.
Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия,
при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части),наблюдается нестабильное решение двигательной задачи, действие происходит под постоянным контролем сознания.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного дей-
ствия отдельные его операции становятся все более привычными, сваиваются
и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двига-
тельные умения переходят в навык.
Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при
которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.
Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Класси-
ческий пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные
двигательные навыки, разучиться уже невозможно.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа.
1. Цель – обучить основам техники двигательного действия,добиться выполнения его хотя бы в приблизительной форме. Для этого требуется решить следующие задачи: − создать общее представление о двигательном действии; − научить частям (элементам) техники этого действия;
− сформировать общий ритм двигательного акта; − предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Второй этап. Цель обучения достигается путем детализированного освое-
ния техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе.
Основные задачи этого этапа: − углубленно понять закономерности двигательного действия; − уточнить технику действия по её пространственным, временным и динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
− усовершенствовать ритм выполнения движения;
− создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее ус-
воения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. Нона этом этапе при повышении качества действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже.
Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся
научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания.
Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двига-
тельного мастерства. На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Для того чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным движением в разнообразных условиях его применения, необходимо использовать приобретенный навык как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования в нестандартных условиях.
Задачи третьего этапа:
− закрепить навыки и совершенствовать технику движения, чтобы повы-
сить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются тре-
бования к результату без нарушения техники двигательного действия;
− избирательно совершенствовать те физические качества (или функцио-
нальные системы), от которых зависит высокий результат и двигательном
действии; − совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность.
Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном
состоянии, на фоне сильного утомления, и т.п.; усложнять задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются.
49. Способы определения успешности физического воспитания различных возрастных групп
Контроль в управлении процессом обучения в школе осуществляется в виде предварительного, текущего, оперативного и итогового учета успеваемости.
Предварительный контроль имеет целью определение исходного состояния объекта управления. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала. Такой контроль в форме учета реализуется задолго до начала изучения нового раздела программы, в начале учебного года, семестра. Предметом контроля могут быть показатели уровня фактической обученное™ по итогам предыдущего учебного года в виде знаний, навыков и умений ранее изученных действий; показатели общей физической подготовки, которые имеют определенное значение в предстоящем учебном году.
Таким образом, контроль, нацеленный на выявление возможностей учащихся для усвоения того или иного раздела программы, реализуемый в виде предварительного учета, крайне необходим. Без него невозможны правильное построение процесса обучения на уроках физической культуры и управление им.
Текущий контроль проводится на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Он реализуется в виде поурочного учета успеваемости как компонент управления процессом обучения. Текущий учет нацелен на повышение эффективности учебного процесса. На основе материалов текущего контроля используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания. Учащихся могут предупреждать о том, что их действия (называют, какие именно) будут оценивать. В любом случае им сообщают результаты контроля. Оценка учителя достигает желаемых результатов только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. В действительности же учащиеся не всегда согласны с оценкой учителя, самостоятельно оценивают свои успехи, и лишь в 50 % случаев их самооценка совпадает с оценкой педагога. У хорошо успевающих школьников совпадение самооценки и оценки учителя бывает в 46 %, а у слабоуспевающих — в 11 % случаев.
Оперативный, или периодический, контроль — это такая разновидность контрольной деятельности учителя, которая нацелена на обеспечение промежуточных целей и задач функционирования процесса обучения на отдельных этапах управленческих микроциклов, т. е. учебного года. Его можно сравнивать со срезовым контролем, проводимым министерством образования.
При анализе и интерпретации результатов оперативного контроля должны быть использованы материалы предварительного и текущего контроля для сопоставления, сравнения исходного, текущего и достигнутого на данном этапе состояния объекта управления.
Оперативный контроль существует как в управленческой деятельности самого учителя, так и на вышестоящих уровнях управления. Он позволяет своевременно заметить и устранить негативные моменты обучения.
Итоговый контроль проводится в конце определенного этапа, периода (четверть, семестр) или целостного микро-, мезо- и макроциклов учебного процесса.
Цель итогового контроля — выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, умения использовать системы знаний и навыков в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Итоговый контроль на завершающих этапах отдельных периодов учебного года заключается в сопоставлении плановых и реально достигнутых показателей успешности усвоения учащимися учебного процесса. По итогам такого анализа выявляются позитивные и негативные стороны достижений, определяются факторы, обусловившие успехи и негативные проявления, обосновываются коррекционные воздействия педагога, нацеленные на устранение выявленных недостатков на последующих этапах учебного года.