This file was created 52 страница

тад упакарнйа висмитах

менире дева-праварау кршна-

рамау враджам гатау


 

гопа-врддхах - старшие из пастухов; ча - и; гопйах - женщиныпастушки; ча - также; тат-то; упакарнйа - услышав; висмитах- удивленные; менире - решили; дева-праварау - два могущественных полубога; кршна-рамау - братья Кришна и Баларама; враджам - во Вриндаван; гатау - пришедшие.


 

Старшие пастухи и их жены изумились, выслушав этот рассказ, и решили, что в облике Кришны и Баларамы на землю Вриндавана пришли два могущественных полубога.


 

 Ш.Б. 10_20_03
 


 

татах правартата праврт

сарва-саттва-самудбхава

видйотамана-паридхир

виспхурджита-набхас-тала


 

татах - затем; правартата - начался; праврт - сезон дождей; сарва-саттва - всех живых существ; самудбхава- источник жизни; видйотамана - вспышки молний; паридхих - то, на чьем горизонте; виспхурджита-потревоженное (громом); набхах-тала - небо.


 

Вскоре начался сезон дождей, даруя жизнь и пищу всем существам. В небе грохотал гром, и вспышки молний то и дело освещали горизонт.


 

 Ш.Б. 10_20_04
 


 

сандра-ниламбудаир вйома

са-видйут-станайитнубхих

аспашта-джйотир аччханнам

брахмева са-гунам бабхау


 

сандра - плотными; нйла - синими; амбудаих - облаками; вйома-небо; са-видйут-освещенное молниями; станайитнубхихударами грома; аспашта - рассеянный; джйотих - то, чей свет; аччханнам - покрытая; брахма - душа; ива - словно; са-гунамзаслоненная качествами материальной природы; бабхау - стало.


 

Небо было затянуто плотными синими тучами, несущими в себе гром и молнии. Тучи скрывали естественный свет, льющийся с неба, подобно тому как три гуны материальной природы скрывают индивидуальную душу.


 

КОММЕНТАРИЙ: Молния сравнивается здесь с гуной благости, гром - с гуной страсти, а облака олицетворяют гуну невежества. Небо, затянутое облаками в начале сезона дождей, напоминает чистую душу, попавшую под влияние гун природы: в этом состоянии естественный свет, исходящий от нее, едва виден сквозь плотный туман материальных качеств.


 

 Ш.Б. 10_20_05
 


 

аштау масан нипитам йад

бхумйаш чода-майам

васу сва-гобхир моктум аребхе

парджанйах кала агате


 

аштау - восемь; масан - месяцев; нипйтам-выпито; йат - которое; бхумйах - земли; ча - и; уда-майам - состоящее из воды; васу - богатство; сва-гобхих - своими лучами; моктум - выпускать; аребхе - начало; парджанйах - солнце; кале - подходящего времени; агате - по наступлении.


 

В течение восьми месяцев солнце своими лучами вытягивало сокровище земли - воду. Теперь же, когда пришло время, солнце начало отдавать накопленные богатства.


 

КОММЕНТАРИЙ: Ачаръи сравнивают солнце, которое выпаривает все водные богатства земли, с царем, собирающим налоги.


 

В двадцатой главе книги «Кришна, Верховная Личность Бога»


 

Шрила Прабхупада объясняет эту аналогию таким образом:


 

«Тучи образуются из воды, испаренной с земли солнечными лучами.


 

В течение долгих восьми месяцев солнце испаряет влагу с поверхности земного шара. Влага собирается в виде туч, которые проливают воду на землю, когда она становится нужна. Аналогичным образом правительство взимает с граждан подоходный налог, налог с продаж и другие налоги, которые те платят из доходов от своей деятельности: занятий сельским хозяйством, торговлей, промышленным производством и т.д. Это можно сравнить с тем, как солнце собирает воду с поверхности земли. Когда на земле снова возникает нужда в воде, то же самое солнце превращает воду в тучи и распределяет ее по всему земному шару. Таким же образом собранные с граждан налоги должны снова возвратиться к ним в виде расходов правительства на образование, медицинскую помощь и другие социальные нужды. Это очень важно для хорошего управления государством. Правительство не должно собирать налоги, чтобы тратить их без пользы. Собранные налоги необходимо использовать на благо всех жителей государства».


 

 Ш.Б. 10_20_06
 


 

тадидванто маха-мегхаш

чанда-швасана-вепитах

прйнанам джйванам хй

асйа мумучух каруна ива


 

тадит-вантах - мечущие молнии; маха-мегхах - огромные тучи; чанда-свирепым; швасана-ветром; вепитах - сотрясаемые; прйнанам- радость; джйванам - жизнь (воду); хи - несомненно; асйа - этого (мира); мумучух - испускали; карунах - милосердные люди; ива - как.


 

Свирепые ветры безжалостно сотрясали и гоняли по небу тяжелые тучи, пронзаемые молниями. Подобно милосердным людям, тучи отдавали свою жизнь ради счастья других в этом мире.


 

КОММЕНТАРИЙ: Подобно тому как великие души, исполненные сострадания, иногда жертвуют своей жизнью или богатством ради блага общества, дождевые тучи проливали нескончаемые потоки воды на иссушенную землю. Пролив на землю всю воду, сами тучи исчезают, но ради счастья земли они не скупятся, отдавая всё, что у них есть.


 

В книге «Кришна, Верховная Личность Бога» Шрила Прабхупада дает этому стиху такое разъяснение: «В сезон дождей повсюду дуют сильные ветры. Они переносят тучи из одного места в другое, чтобы принести животворную влагу всем нуждающимся в ней существам. После летней жары возникает необходимость в воде, и тучи похожи на богатого человека, который в периоды нужды раздает деньги, хотя при этом он истощает свою казну. Точно так же тучи истощают себя, распределяя воду по всей поверхности земного шара.


 

Когда Махараджа Дашаратха, отец Господа Рамачандры, сражался с врагами, говорили, что он подобен землепашцу, выпалывающему сорняки и выкорчевывающему деревья. А когда нужно было раздавать пожертвования, он раздавал их точно так же, как туча льет дождь. Тучи изливают так много дождя, что их сравнивают с благородным человеком, щедро раздающим свои богатства. Тучи столь щедры, что проливают дождь даже над скалами и горами, над океанами и морями, где вода вовсе не нужна. Тучи напоминают щедрого человека, который открывает свою казну для всех и не делает различия между теми, кому нужна помощь, и теми, кто в ней не нуждается. Он не скупясь раздает свои богатства».


 

На языке образов молнии, сверкающие в тучах, представляют собой свет, благодаря которому тучи могут видеть жалкое состояние земли; ветры - это тяжелое дыхание туч, подобное вздохам опечаленного человека. Не в силах спокойно наблюдать удручающее состояние земли, тучи, подобно сострадательному человеку, дрожат на ветру. Так начинается дождь.


 

 Ш.Б. 10_20_07
 


 

тапах-крша дева-мидха

асид варшийаси махи

йатхаива камйа-тапасас

танух сампрапйа тат-пхалам


 

тапах-крша - изнуренная летней жарой; дева-мйдха- милостиво орошенная богом дождя; асйт-стала; варшййасй - напоенная; махй - земля; йатха эва-точно как; камйа - ради стремления к удовлетворению чувств; тапасах - того, чьи аскезы; танух - тело; сампрапйа - обретя; тат - этих (аскез); пхалам - плод.


 

Земля, изнуренная летней жарой, получает от бога дождя долгожданную влагу и снова наливается силами. Она похожа на человека, который во имя достижения материальных целей истощал свое тело суровой аскезой, но, добившись исполнения желаний, вновь ест вдоволь.


 

КОММЕНТАРИЙ: В книге «Кришна, Верховная Личность Бога» Шрила Прабхупада пишет: «Перед наступлением сезона дождей земля сильно истощается и кажется неплодородной, но после дождей на ней появляется пышный зеленый покров и она выглядит здоровой и полной жизненных сил. Плодородная, цветущая земля подобна человеку, который предавался суровой аскезе ради исполнения своих материальных желаний. Иногда к власти в стране приходит негодное правительство, и тогда отдельные люди и целые партии начинают совершать суровую аскезу для того, чтобы взять власть в свои руки. Когда же они добиваются этого, то искупают свои муки, назначая себе высокие оклады. Их недолгое процветание подобно цветению земли во время сезона дождей.


 

В действительности совершать аскезу и терпеть лишения нужно только для того, чтобы обрести духовное счастье. В „ШримадБхагаватам" говорится, что тапасью, или аскезу, необходимо совершать только ради постижения Всевышнего. Совершая аскезу в преданном служении, человек возвращается к духовной жизни и испытывает безграничное духовное блаженство. Но, как сказано в „Бхагавад-гите", если аскезе предаются ради материальных благ, ее результаты временны и стремятся к ним только недалекие люди».


 

 Ш.Б. 10_20_08
 


 

ниша-мукхешу кхадйотас

тамаса бханти на грахах

йатха папена пашанда на

хи ведах калау йуге


 

ниша-мукхешу - во время вечерних сумерек; кхадйотах - светлячки; тамаса - из-за темноты; бханти - сияют; на - не; грахах - планеты; йатха - как; папена - из-за греховных деяний; пашандах - учения безбожников; на - и не; хи - конечно; ведах - Веды; калау йуге - в век Кали.


 

В пору дождей, когда земля погружается в сумерки, во тьме вместо звезд загораются мириады светлячков, подобно тому как в век Кали, когда большинство людей ведет греховную жизнь, атеистические доктрины заслоняют собой истинное знание, изложенное в Ведах.


 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Прабхупада объясняет этот стих таким образом: «В пору дождей по вечерам над верхушками деревьев можно увидеть множество светляков, мерцающих, как огоньки. Однако небесные светила - звезды, луна - в это время не видны.


 

Точно так же в Кали-югу атеисты и грешники выдвигаются на первый план, а те, кто по-настоящему следует предписаниям Вед и стремится к духовному освобождению, находятся в тени. Нынешняя эпоха, Кали-юга, подобна сезону дождей, когда небо затянуто тучами. В это время подлинное знание отступает под натиском материального прогресса цивилизации. Создатели дешевых философских систем, атеисты и самозваные учители псевдорелигий у всех на виду, как светляки, а те, кто строго следует ведическим принципам, наставлениям священных писаний, скрыты тучами Кали-юги.


 

Вместо того чтобы довольствоваться огоньками светляков, люди должны научиться пользоваться светом небесных светил: солнца, луны и звезд. Светляки не способны рассеять ночную тьму. Но даже в сезон дождей небо иногда очищается от туч, и тогда становятся видны звезды, луна и солнце. Подобно этому, у Кали-юги тоже есть свои преимущества. Например, сейчас, в Кали-югу, можно услышать, как участники Движения Господа Чайтаньи, основанного на учении Вед, поют мантру Харе Кришна. Люди, стремящиеся к подлинному свету, должны воспользоваться теми благами, которые несет им это Движение, а не рассчитывать, что их жизнь озарят умствующие философы и атеисты».


 

 Ш.Б. 10_20_09
 


 

шрутва парджанйа-нинадам

мандуках сасрджур гирах

тушнйм шайанах праг йадвад

брахмана нийаматйайе


 

шрутва - услышав; парджанйа - дождевых туч; нинадам - звук; мандуках-лягушки; сасрджух - издали; гирах - звуки; тушнйм- в молчании; шайанах - лежащие; прак - прежде; йадват - как; брахманах - ученики-брахманы; нийама-атйайе - по выполнении своих утренних обязанностей.


 

Услышав грохотанье туч, лягушки, которые прежде хранили молчание, вдруг принимаются квакать, совсем как ученикибрахманы, которые безмолвно выполняют свои утренние обязанности, а потом по зову учителя начинают громко повторять свой урок.


 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Прабхупада дает этому стиху такой комментарий: «После первого дождя, когда в небе гремит гром, начинают квакать лягушки. Так ученики разом принимаются вслух повторять заданный им урок. Ученикам положено вставать очень рано, но обычно они спят, пока не услышат звон колокола в гурукуле или близлежащем храме. По указанию духовного учителя они немедленно встают и, исполнив свои утренние обязанности, садятся изучать Веды или повторять ведические мантры.


 

Все живые существа спят во тьме Кали-юги, но, когда появляется великий ачаръя, люди, по одному его призыву, начинают изучать Веды, чтобы обрести истинное знание».


 

 Ш.Б. 10_20_10
 


 

асанн утпатха-гаминйах

кшудра-надйо 'нуьиушйатих

пумсо йатхасватантрасйа

деха-дравина-сампадах


 

асан-стали; утпатха-гаминйах - вышедшие из русла; кшудра - малые; надйах - реки; анушушйатйх - высыхающие; пумсах - человека; йатха-будто; асватантрасйа - зависимого, или подчиненного прихотям своих чувств; деха-тело; дравина - имущество; сампадах - богатство.


 

С приходом сезона дождей маленькие ручейки, высохшие под палящим летним солнцем, переполнились водой и вышли из берегов. Они в точности были подобны человеку, чье тело, собственность и богатства находятся во власти его ненасытных чувств.


 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Прабхупада пишет: «В пору дождей множество маленьких прудов, озер и ручьев наполняются водой. но потом они пересыхают и остаются сухими весь год. Так же сухи и материалисты. Иногда, достигнув так называемого благополучия, обзаведясь семьей, детьми и небольшим счетом в банке, они как будто начинают процветать, но очень скоро в их жизни наступает засуха, как для маленьких прудов и ручейков. Поэт Видьяпати писал, что друзья, дети и жена, безусловно, приносят нам некоторую радость, но эта радость подобна капле воды в пустыне. Все люди жаждут счастья, подобно тому как в пустыне все жаждут воды. Но если в пустыне мы найдем каплю воды, хоть это и вода, пользы от нее очень мало. В материальной жизни, подобной пустыне, мы мечтаем о счастье, большом, как океан, но то счастье, которое приносят нам общество, друзья и земная любовь - всего лишь капля воды. Так мы никогда не найдем счастья, подобно тому как ручейки, озера и пруды никогда не наполнятся водой во время засухи».


 

 Ш.Б. 10_20_11
 


 

харита харибхих шашпаир

индрагопаиш ча лохита

уччхилйндхра-крта-ччхайа

нрнам шрйр ива бхур абхут


 

харитах-зеленоватой; харибхих - зелеными; шашпаих - молодыми травами; индрагопаих- насекомыми индра-гопа; ча - и; лохита - красноватой; уччхилйндхра - грибами; крта - созданное; чхайа- тенью; нрнам - человека; шрйх - богатство; ива - как; бхух - земля; абхут-стала.


 

Молодая трава сделала землю изумрудно-зеленой, насекомые индра-гопа придали ей красноватый оттенок, а белые грибы добавили к этому пятнышки своих шляпок. В этом наряде земля походила на человека, который неожиданно разбогател.


 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Шридхара Свами поясняет, что слово нрнам относится к людям царской крови, и потому зеленый убор полей, украшенных ярко-красными жучками и белыми шляпками грибов, можно сравнить с военным парадом, демонстрирующим во всей красе военную мощь царя.


 

 Ш.Б. 10_20_12
 


 

кшетрани шашйа-сампадбхих

каршаканам мудам

дадух манинам анутапам ваи

даивадхйнам аджанатам


 

кшетрани - поля; шашйа-сампадбхих - обилием зерна; каршаканам- земледельцам; мудам-радость; дадух-даровали; манинам- ослепленным гордыней; анутапам-сожаление; ваи - поистине; даива-адхйнам - власть судьбы; аджанатам - не понимающих.


 

Поля, богатые зерном, радовали земледельцев. Однако вид этих полей огорчал тех, кто в гордыне своей считал труд на земле занятием недостойным и не понимал, каким образом Верховный Господь управляет всем.


 

КОММЕНТАРИЙ: Люди, живущие в больших городах, как правило, негодуют и огорчаются, когда небо посылает на землю сильные дожди. Им невдомек, что этот дождь питает злаки, которые они будут есть. Несмотря на любовь к хорошей пище, они не понимают, что Верховный Господь с помощью дождя обеспечивает пищей не только людей, но также животных, растения и саму землю.


 

Современные люди, гордящиеся своей утонченностью и светскими манерами, зачастую свысока смотрят на простых земледельцев. Например, в Америке слово «фермер» стало ругательным: так в просторечии называют простого, наивного человека. В правительстве даже созданы специальные структуры, которые контролируют и ограничивают производство сельскохозяйственной продукции, поскольку некоторым капиталистам не выгодно, чтобы цены на пищу упали. Из-за такого искусственного контроля над производством малоимущие слои населения - даже в США - страдают от нехватки продуктов. И в то же время правительство платит фермерам деньги, чтобы те не сеяли зерно. Иногда чиновники доходят до того, что приказывают выбрасывать тонны продуктов в море. Таким образом, правительство, состоящее из надменных и невежественных людей, которые не признают законов Бога, всегда будет причиной бед своей страны, тогда как правительство, признающее Бога, принесет людям счастье и процветание.


 

 Ш.Б. 10_20_13
 


 

джала-стхалаукасах сарве

нава-вари-нишевайа

абибхран ручирам рунам

йатха хари-нишевайа


 

джала - воды; стхала - суши; окасах - обитатели; сарве-все; нава - в новой; вари - воде; нишевайа-обитанием; абибхран - приняли; ручирам - привлекательный; рунам-образ; йатха - как; хари-нишевайа - преданным служением Верховной Личности Бога.


 

Все обитатели суши и воды воспользовались теми благами, что несет свежая дождевая вода, и тела их стали цветущими и прекрасными, подобно тому как преданный, занятый служением Всевышнему, становится необычайно красивым.


 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Прабхупада дает этому стиху такое объяснение: «Наглядный пример тому - наши ученики в Международном обществе сознания Кришны. До того как эти молодые люди стали нашими учениками, у них был очень неопрятный вид, хотя природа наделила их красотой. Они были незнакомы с сознанием Кришны и потому выглядели неопрятными и несчастными. Начав практиковать йогу в сознании Кришны, молодые люди стали здоровее благодаря соблюдению правил и предписаний и теперь светятся. В одеждах шафранового цвета, со знаком тилака на лбу, с четками в руках и бусами на шее они выглядят как посланцы с Вайкунтхи».


 

 Ш.Б. 10_20_14
 


 

саридбхих сангатах синдхуш

чукшобха швасанормиман

апаква-йогинаш читтам

камактам гуна-йуг йатха


 

саридбхих - с реками; сангатах - встретившийся; синдхух - океан; чукшобха - забеспокоился; швасана - от ветра; урми-манволнующийся; апаква - незрелого; йогинах- йога; читтам - ум; кама-актам-объятый вожделением; гуна-йук- сохраняющий связь с объектами удовлетворения чувств; йатха - словно.


 

В том месте, где реки впадают в океан, вода бушевала, и ветер поднимал на ней высокие волны. Точно так же ум начинающего йога раздирают вожделение и привязанность к объектам удовольствий.


 

 Ш.Б. 10_20_15
 


 

гирайо варша-дхарабхир

ханйамана на вивйатхух

абхибхуйамана вйасанаир

йатхадхокшаджа-четасах


 

гирайах - горы; варша-дхарабхих-дождевыми тучами; ханйаманах - осыпаемые ударами; на вивйатхух - не пошатнулись; абхибхуйаманах.-атакуемые; вйасанаих - опасностями; йатха - как; адхокшаджа-четасах-те, чей ум погружен в размышления о Верховном Господе.


 

Подобно тому как преданный, чей ум всегда погружен в размышления о Личности Бога, остается невозмутимым даже перед лицом самой страшной опасности, горы в сезон дождей стояли так же неподвижно, как всегда, несмотря на то что струи дождя каждый день хлестали по ним.


 

КОММЕНТАРИЙ: Горы не сотрясаются, когда струи дождя хлещут по ним; напротив, они очищаются от грязи и становятся сияющими и красивыми. Подобно этому, преданный Верховного Господа, достигший успеха в своей практике, никогда не отклоняется от своего пути, какие бы испытания ни посылал ему Господь.


 

Напротив, трудности очищают его сердце от праха привязанностей к бренному миру. Таким образом, преодолевая многочисленные препятствия, преданный только хорошеет, и сияние, исходящее от него, становится сильнее. Преданный принимает все перипетии судьбы как милость Господа Кришны, понимая, что все страдания, которые обрушиваются на его голову, вызваны его собственными проступками в прошлом.


 

 Ш.Б. 10_20_16
 


 

марга бабхувух сандигдхас

трнаиш чханна хй асамскртах

набхйасйаманах шрутайо

двиджаих калена чахатах


 

маргах- дороги; бабхувух - стали; сандигдхах- скрыты; трнаих- травами; чханнах - заслоненные; хи - поистине; асамскртах- не очищаемые; на абхйасйаманах - не изучаемые; шрутайах - священные писания; двиджаих - брахманами; калена- временем; ча - и; ахатах- искаженные.


 

В сезон дождей дороги, никем не расчищаемые, зарастают травой, так что их бывает трудно найти. Эти дороги напоминают религиозные писания, которые перестают изучать брахманы.


 

Брошенные на произвол судьбы, писания начинают трактоваться неверно, и со временем их изначальный смысл забывают.


 

 Ш.Б. 10_20_17
 


 

лока-бандхушу мегхешу

видйуташ чала-саухрдах

стхаирйам на чакрух каминйах

пурушешу гунишв ива


 

лока - мира; бандхушу - среди друзей; мегхешу - среди облаков; видйутах - молния; чала-саухрдах - непостоянная в своей дружбе; стхаирйам-постоянство; на чакрух - не сохранили; каминйах - похотливые женщины; пурушешу - среди мужчин; гунишу-добродетельных; ива - словно.


 

Несмотря на то что облака - благодетели всех живых существ, молния, непостоянная в своих привязанностях, перебегала от одной гряды облаков к другой, словно похотливая женщина, неспособная хранить верность даже самому добродетельному мужчине.


 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Прабхупада комментирует:


 

«В сезон Дождей молния, вспыхнув в одной туче, сразу же перекидывается на другую. Так же ведет себя похотливая женщина, которая не может довольствоваться одним мужчиной. Туча подобна богатому и добродетельному человеку, поскольку она изливает дождь и тем самым дает многим людям средства к существованию. Точно так же богатый и добродетельный человек содержит многих людей: членов семьи и своих работников. К сожалению, всю его жизнь может погубить жена, если она разведется с ним. Тогда муж лишается покоя: рушится семья, он теряет детей, а его бизнес терпит крах. Словом, развод сказывается на всем. Поэтому женщине, которая хочет обрести сознание Кришны, рекомендуется мирно жить с мужем: супруги не должны расставаться ни при каких обстоятельствах. Муж и жена должны ограничить половые отношения и сосредоточить ум на сознании Кришны, чтобы достичь цели жизни.


 

В конце концов, в материальном мире мужчине нужна женщина, а женщине - мужчина. Когда они сходятся друг с другом, им следует жить мирно в сознании Кришны, а не метаться, как молния, которая сверкает то в одной туче, то в другой».


 

 Ш.Б. 10_20_18
 


 

дханур вийати махендрам

ниргунам ча гунинй

абхат вйакте гуна-вйатикаре

'гунаван пурушо йатха


 

дханух - лук (радуга); вийати - в небе; маха-индрам-принадлежащий Господу Индре; ниргунам-без качеств (без тетивы); ча - и; гунини - в той, что имеет качества, такие как звук (в пространстве); абхат - появился; вйакте - в материальной природе; гуна-вйатикаре - в той, что возникает от взаимодействия материальных гун; агуна-ван-тот, кого не затрагивают материальные качества; пурушах - Верховная Личность; йатха - как.


 

Когда изогнутый лук Индры [радуга] появился на небосводе, украшенном раскатами грома, он казался чудом, поскольку, в отличие от обычных луков, не был стянут тетивой. Точно так же, когда Верховный Господь спускается в этот мир, возникающий в результате взаимодействия материальных гун. Он, в отличие от обычных людей, свободен от всех материальных качеств и не связан законами материального мира.


 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Прабхупада так комментирует этот стих:


 

«Иногда в пору дождей на небе появляется радуга и стоит, как лук, хотя и без тетивы. Лук изогнут потому, что его концы соединены тетивой. Но у радуги нет тетивы, и все же, красиво изогнутая, она стоит на небе. Точно так же, когда Верховный Господь нисходит в материальный мир, Он кажется похожим на обычного человека, однако Он не связан законами материального мира. В „Бхагавад-гите" Господь говорит, что Он является с помощью Своей внутренней энергии и неподвластен внешней энергии. То, что для обычного живого существа - рабство, для Верховной Личности Бога - свобода».


 

 Ш.Б. 10_20_19
 


 

на рараджодупаш чханнах

сва-джйотсна-раджитаир

гханаих ахам-матйа бхаситайа

сва-бхаса пурушо йатха


 

на рараджа- не светила; удупах-луна; чханнах- покрытая; сва-джйотсна - собственным светом; раджитаих- освещенными; гханаих - облаками; ахам-матйа-ложным эго; бхаситайа - освещаемым; сва-бхаса - собственным светом; пурушах - живое существо; йатха - как.


 

Во время сезона дождей облака скрывают луну, не давая ей выглянуть наружу, хотя сами они освещены лунным светом. Так и живое существо, пребывающее в материальном мире, окутано оболочкой ложного эго, которое само при этом освещено сознанием чистой души.


 

КОММЕНТАРИЙ: Аналогия, приведенная в данном стихе, очень точна. В сезон дождей луны не видно, так как она скрыта за облаками. Однако сами эти облака сияют, пропуская сквозь себя свет луны. Подобно этому, находясь в обусловленном, материальном бытии, мы не видим чистую душу, поскольку наше сознание окутано покровом ложного эго, которое заставляет нас отождествлять себя с материальным телом и материальным миром. Однако то сознание, которое демонстрирует ложное эго, на самом деле исходит от души.


 

Согласно «Бхагавад-гите», сознание - это энергия души, но, когда сознание преломляется сквозь оболочку ложного эго, оно принимает форму унылого, грубого материального сознания, и его обладатель не может непосредственно созерцать ни душу, ни Бога. В материальном мире даже великие философы пускаются в туманные рассуждения, когда речь заходит об Абсолютной Истине.


 

Такие рассуждения напоминают слабый, рассеянный лунный свет, просачивающийся сквозь плотные облака.


 

В материальной жизни наше ложное эго всегда полно надежд и энтузиазма. Может даже показаться, что человек очень ясно сознает материальную реальность. Такое сознание побуждает человека продолжать материальное существование. Однако на самом деле всё, что мы ощущаем, - это лишь тусклое отражение нашего изначального, чистого сознания - сознания Кришны, позволяющего непосредственно воспринимать душу и Бога. Не сознавая, что ложное эго просто притупляет наше подлинное, духовное сознание, исполненное света и блаженства, мы впадаем в заблуждение и решаем, что знание и счастье - атрибуты сознания материального.


 

Это мнение столь же ошибочно, как представления о том, будто сияющие облака освещают ночное небо. На самом деле небо освещается луной, а облака лишь заволакивают ее и делают ее свет тусклым. Облака кажутся светящимися лишь потому, что пропускают сквозь себя лунный свет. Подобно этому, временами материальное сознание также кажется ясным и исполненным блаженства, так как сквозь него просачивается изначальное, ясное и исполненное счастья сознание, которое излучает душа. Глубоко поняв эту блестящую аналогию, мы сможем легко обрести возвышенное сознание Кришны.


 

 Ш.Б. 10_20_20
 


 

мегхагамотсава хрштах

пратйанандан чхикхандинах

грхешу тапта-нирвинна

йатхачйута-джанагаме


 

мегха - облаков; агама - прибытие; утсавах - празднующие; хрштах - обрадованные; пратйанандан - издающие приветственные возгласы; шикхандинах - павлины; грхешу - в домах; тапта- опечаленные; нирвиннах - вновь обретшие счастье; йатха- словно; ачйута - безгрешной Личности Бога; джана - преданных; агаме - при появлении.


 

Павлины, приветствуя облака, издавали радостные возгласы, как люди, утомленные семейной жизнью, радуются появлению в их доме чистых преданных непогрешимого Верховного Господа.


 

КОММЕНТАРИЙ: После засушливого лета павлины приходят в восторг при виде грохочущих туч и начинают танцевать от счастья.


 

Шрила Прабхупада пишет:


 

«Мы видели это своими глазами: многие наши ученики, до того как присоединились к Обществу сознания Кришны, были угрюмы и замкнуты, но теперь, после встречи с преданными, они танцуют, как ликующие павлины».


 

 Ш.Б. 10_20_21
 


 

питвапах падапах падбхир

асан нанатма-муртайах







































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: