Единство Церкви осуществлялось и через личные визиты представителей одной церкви в другую. Например, из того же письма св. Иринея известно о визите св. Поликарпа Смирнского в Рим при епископе Аникете (ок. 155—166(?) гг.). В середине III в. контакты с другими церквами через своих представителей активно осуществлял св. Киприан.
Тем не менее к концу II в. такие единичные контакты между пари киями перестали удовлетворять нуждам времени. Высшим выражением церковного единства становятся местные (локальные) соборы. Епископы могли собираться, как правило, по двум причинам: или для поставления собрата на пустующую кафедру, или ради разрешения догматических и дисциплинарных вопросов. Все епископы (и подчинённые им епархии — епископии) обладали формальным равенством между собой. Однако соборы епископов проходили, как правило, в крупных провинциальных центрах империи (митрополиях) под эгидой местного епископа. Это способствовало возвышению отдельных кафедр над другими, что привело к появлению в конце эпохи гонений митрополичьих округов (провинций).
|
|
Образец коллегиального руководства Церковью был дан ещё в апостольский век — таким образцом для всех последующих соборов стал собор апостолов в Иерусалиме.
До прихода к власти императора Коммода (180—192 гг.) мы не располагаем историческими данными о подобных локальных соборах, что связано в том числе и с гонениями на христиан при его предшественниках. Впрочем, есть одно косвенное свидетельство общего характера, а именно высказывание Тертуллиана о соборах как господствующем обычае в греческих странах.
Помимо этого в греческих землях проводятся в определённых местах соборы, на которых сообща решаются и некоторые весьма серьёзные вопросы (О постах, XIII).
Из-за частых гонений соборы в то время не могли собираться регулярно и быть многочисленными по составу. В конце II в. заметным явлением церковной жизни стал ряд соборов о времени празднования Пасхи\ в Риме, Кесарии Палестинской, Амастриде, Лионе, Эдессе, Коринфе и Эфесе[XII]. Чем выделялись эти города среди прочих, что именно они стали местом проведения этих древних соборов? Одни города, будучи крупными административными центрами, имели также крупные христианские общины (Рим, Коринф, Эфес), другие занимали видное место только в гражданском управлении (Кесария, Амастрида, Лион, Осроена). Таким образом, в скудных сведениях о первых соборах уже смутно проступает определённая тенденция начинающегося процесса церковной централизации: главный принцип — удобство организации, тогда как связь с особой церковной историей того города, вокруг которого идет централизация, второстепенна. Последующие соборы, состоявшиеся в течение III в. в Карфагене, Александрии, Иконии, Антиохии, Бостре, подтверждают этот вывод. Эти города являлись административными центрами провинций в различных областях империи.
|
|
Среди этих соборов выделяется Карфагенский Собор, состоявшийся 1 сентября 256 г. От него сохранились первые по времени полные соборные акты (стенограммы заседаний). В этом Соборе принимали участие 87 епископов Проконсульской Африки под председательством св. Киприана Карфагенского, который и позаботился о ведении протоколов. Епископы решали вопрос о необходимости перекрещивания еретиков; Собор не был единодушным в своем решении, однако большинство присутствовавших высказалось в поддержку св. Киприана, который считал, что вне кафолической Церкви нет благодати крещения и всех приходящих к ней из ересей необходимо крестить заново.
Интересные выводы дает сравнение актов Карфагенского Собора с процедурой слушаний римского сената. Оно выявляет большое сходство процедуры сената и Собора, так что епископский собор в середине III в. можно метафорически назвать епископским сенатом. Этот факт свидетельствует о готовности и даже желании Церкви заимствовать некоторые внешние формы политического и административного устройства позднеримской империи.
Компетенция этих первых Поместных соборов была широка до неопределённости. На соборах решали вопросы догматические (борьба с монтанизмом, дело еп. Берилла Бострского и Павла Само- сатского), практические (празднование Пасхи), дисциплинарные (принятие в Церковь отступников и еретиков); на соборах вершился очный (над Павлом Самосатским) и даже заочный (над Оригеном) суд. Эти соборы, составлявшиеся не только по случаям хиротоний, но и ради разрешения разнообразных проблем, были чрезвычайными. Это тесно связано с независимостью местных общин, ибо всякое обращение к другим общинам было свободным, невынужденным актом.
С этим связана также размытость территорий, охватываемых этими чрезвычайными соборами. Они могли быть равно и узкими (например, соборы в Ламбезе, в Цирте), и обширными по территориальному представительству (например, Карфагенский Собор 256 г., в котором принимали участие епископы трёх провинций, или Антиохийские Соборы 264—269 гг., на которые собирались епископы из Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта).
Рост власти «первого епископа». Появление крупных церковных центров. В первые три века своей истории Церковь мало пользовалась гражданским административным делением из-за его неудобства, а разграничение «сфер влияния» шло более естественным ходом — по культурным особенностям множества составлявших империю частей.
Парикии, постепенно объединявшиеся на основе территориальной и этно-культурной близости в крупную церковную область, формировали устойчивые подразделения Древней Церкви. Они добровольно и без каких-либо формальных условий подчинялись руководству определённой епископской кафедры из их числа. Очень отчётливо этот центростремительный процесс виден в истории христианской Африки. Епископы отдельной общины или даже округа обращались с запросом к общине большого города (Карфагена) или к её епископу (Киприану)'.
1 См. многие послания св. Киприана: 2 —4, 24, 55, 56, 71, 72.
Как уже отмечалось, эти центры не всегда совпадали с главными городами гражданских провинций. Тем не менее города, претендовавшие на роль церковного центра, должны были обеспечивать удобство проведения соборов и последующее ознакомление отдалённых церковных общин с принятыми на них решениями. Такие города должны были быть достаточно крупными, имеющими развитые структуры гражданской власти. Они также должны были обеспечивать свободное сообщение с ближайшими парикиями данного округа. На авторитет кафедры могла оказывать влияние и местная церковная традиция — например, основание данной церкви одним или несколькими апостолами или выдающиеся качества одного из занимавших её епископов. Со временем эти традиционные (часто легендарные) представления уступили место факторам более практического свойства. Культурное и политическое значение города оказалось решающим для текущей соборной деятельности. Так, церковь Смирны, славная именем её предстоятеля, священномученика Поликарпа, в течение III в. теряет своё значение по сравнению с Эфесом, а слабый в политическом отношении Иерусалим уступает доминирование в церковной жизни Кесарии Палестинской — центральному городу римской провинции Палестина Первая.
|
|
Все делопроизводство собора находилось в руках епископа митрополии, главного города провинции. Он рассылал на собор приглашения, председательствовал на нём, подводил итоги. Из истории карфагенских соборов видно, что св. Киприан подготавливал иногда даже соборные решения.
Однако никакого формального закрепления власти «первого епископа» (греч. πρώτος επίσκοπος, «протос») в первые три века еще не было. Власть его опиралась на благоприятные обстоятельства текущего момента. Ни власть протоса, ни даже власть собора не была в те века принудительной. Власть первого епископа непрерывно растет с развитием института соборов. Кроме этого, епископы одних областей империи общались с епископами других областей чаще всего через епископов больших, важных в государственном управлении городов (например, переписка предстоятелей: Поликрат Ефесский — Виктор Римский, Ириней Лионский — тот же Виктор, Киприан Карфагенский — Фирмилиан Кесарийский, Киприан — Корнилий Римский, Корнилий — Фабий Антиохийский, Киприан — Стефан Римский), Итак, крупные гражданские центры становятся удобными и для проведения соборов, и в качестве «узлов связи» одних частей христианского мира с другими.
|
|
К концу III в. это приводит к тому, что власть протоса постепенно преображается из фактической, но неформальной в формальную и обязательную. Евсевий Кесарийский, говоря о начале гонения Диоклетиана, сообщает о борьбе за власть внутри Церкви, считая, что гонения попущены Богом за эти серьезные неурядицы:
Всё пошло кое-как, само по себе, мы стали завидовать друг другу... а наши мнимые пастыри, отбросив заповедь благочестия, со всем пылом и неистовством ввязывались в ссоры друг с другом, умножали только одно — зависть, взаимную вражду и ненависть, раздоры и угрозы, к власти стремились так же жадно, как и к тирании тираны (Церк. ист. VIII, 7, 8).
Отсюда видно, насколько болезненно проходил процесс возвышения отдельных кафедр. Об этом же свидетельствует и 18 правило Анкирского собора (Малая Азия, 314 г.), предполагающее епископские хиротонии, совершенные вне общины — скорее всего, на епископском соборе в церковном центре.
Церковные центры Востока, бесспорно установившиеся к концу III в., таковы (в алфавитном порядке): Александрия, Амасия, Амастрида, Анкира, Антиохия Сирийская, Арабела, Барата, Бостра, Гангра, Гераклея Фракийская, Гортина (о. Крит), Иконий, Кесария Каппадокийская, Кесария Палестинская, Кизик, Коринф, Лаоди- кия Фригийская, Неокесария, Никомидия, Нисибис, Патера, Перга, Помпейополис, Родос, Саламин Кипрский, Сарды, Севастия, Таре, Тир, Фессалоники, Эдесса, Эфес. Особое место в этом списке занимал старый Иерусалим - Элия Капитолина.
На Западе в это время крупных церковных центров было гораздо меньше: кроме Рима ещё только Арелат (во Вьеннской Галлии), Карфаген, Лугдун (Лион) и Медиолан (Милан).
Содержание клира. Церковная десятина и благотворительность. Содержание церкви и клира в ранний период происходило только за счёт пожертвований верующих в форме так называемой «церковной десятины», т.е. десятой части доходов того или иного лица. Истоки десятины лежат в Ветхом Завете. Так, праотец Авраам передал десятую часть военной добычи Мелхиседеку — царю Салима и священнику Всевышнего Бога (Быт. XIV, 18—20). Десятую часть своего имущества обещал в Вефиле пожертвовать Богу патриарх Иаков, если Он сохранит его в пути (там же, XXVIII, 20-22). О необходимости принесения в жертву Богу десятины упоминает в VIII в. до Р.Х. и пророк Амос (IV, 4), а в книге Чисел говорится, что иудеи из священнического колена Леви (левиты) должны получать десятину «за
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) служение» и при этом сами отдавать десятину священникам (Числ. XVIII, 19-21, 26).
Наиболее подробно иудейская десятина регламентируется в кн. Второзаконие. Здесь речь идёт не столько о пожертвовании, сколько о «вкушении» десятины «пред Господом», т.е. в святилище. Важным аспектом иудейской десятины был её благотворительный характер, ибо часть выделяемых средств использовалась на пропитание странников, сирот и вдов, ср.:
Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля <твоего> каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберёт Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни. Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберёт Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи наместо, которое изберёт Господь, Бог твой; и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя — волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя, и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою. По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади <сие> в жилищах твоих; и пусть придёт левит, ибо яму нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые <находятся > в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать (Втор. XIV, 22—29).
После вавилонского пленения левиты и священники сами собирали десятину по городам Иудеи. В римский период иудейская храмовая десятина оставалась без изменений (так, в евангельской притче о мытаре и фарисее последний гордится тем, что исправно платит десятину в храм, ср. Лк. XVIII, 12).
В апостольский период необходимость материального обеспечения Церкви через добровольные пожертвования неоднократно подчёркивается в посланиях ап. Павла (1 Кор. IX, 13—14; XVI, 2; 2 Кор. IX, 7) и в Дидахе (IV, 6—8; XIII, 1—7). Правда, речь здесь идёт не о десятой части доходов — вероятно, христиане отдавали на нужды Церкви кто сколько мог. Но начиная с III в. забытый было иудейский обычай жертвовать десятину оживает вновь. В так называемых Апостольских постановлениях (памятнике III—IV вв.) рекомендуется
отделять десятину епископу и клиру (II, 26.1; XXXIV, 5; XXXV, 3), а также сиротам, вдовам, нищим и странникам (νΤΙ, 29; VIII, 30). Необходимость жертвовать Церкви десятину получает символическое обоснование: имя Иисуса начинается с еврейской буквы йод (греч. йота), имеющей числовое значение 10 (Апост. пост. II, 26.2).
Таким образом, церковная десятина использовалась не только на содержание церковной иерархии, но и для целей благотворительности, т.е. поддержки малоимущих и труждающихся ближних.
В основу церковной благотворительности полагаются слова ап. Павла, приписываемые им Спасителю: «надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. XX, 35). О том же апостол говорит в своих посланиях, ср. 1 Кор. XVI, 1; Гал. II, 10.
Традиция благотворительности как деятельной любви к ближнему уходит своими корнями в моральные заповеди Ветхого Завета. «Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся», говорил в Притчах премудрый Соломон (Притч. XIV, 31). «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (там же, XXVIII, 27). Соломону вторит пророк Исайя: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. ГУШ, 6—7). Таких заповедей в Ветхом Завете множество. Благотворительный характер имела также иудейская десятина (см. выше).
В ранней Церкви благотворительность по отношению к бедным была подтверждением жизни в духе, жизни согласно учению Христа. В книге Деяний говорится, что все братия «продавали имения и всякую собственность и разделяли всем смотря по нужде каждого» (II, 45). Первые христиане поддерживали сирот и вдов (ср. Иак. I, 27) - ведь женщины и несовершеннолетние дети, лишившись мужа или отца, оставались без всяких средств к существованию.
В ранней Церкви вдовицы официально зачислялись в церковный чин (однако без рукоположения — ср. Апост. пост. VIII, 25), если удовлетврряли особым требованиям. Согласно ап. Павлу, церковная вдовица должна быть не менее 60 лет, бывшая женою одного мужа, известная своей нравственной жизнью (1 Тим. V, 9—11; повторено в Апост. постановлениях III, 1—3). Юридически вдовицы занимали промежуточное положение между клириками и мирянами, не относясь ни к тем, ни к другим (Апост. пост. III, 8.1). Вдовицы получали содержание от Церкви и должны были брать на себя аскетические обеты, в частности обет безбрачия. В IV в. если вдовица намеревалась вторично выйти замуж (не забудем, что её возраст в это время должен был превышать 60 лет), она отлучалась от Причастия вплоть до отказа от своего неуместного желания (Вас. Вел. прав. 24).
О необходимости милосердия и помощи ближнему в один голос говорят все произведения раннехристианской литературы — Дидахе (IV, 5—8), Ерма в своём знаменитом Пастыре (III, 2), Апостольские постановления (см. выше). С тех самых пор и по настоящее время благотворительность является главнейшим социальным служением христианской Церкви.
Контрольные вопросы по теме
7. Что такое древняя парикия? В чём состоят сходства и отличия парикии от современного церковного прихода? В чём выражалась кафоличность древних церквей-парикий? Почему первые парикии были независимы друг от друга?
2. Что значит «монархический епископат»? Как происходило усиление власти епископа над церковной общиной?
3. Какие чины составляли церковный клир в Ι—ΠΙ вв.? Что представляли собой чин церковных дев и чин вдовиц?
4. Как и почему происходило формирование церковных территориально-административных округов — митрополий?
5. Из каких средств осуществлялось содержание епископа и клира? Что такое церковная десятина и каково её происхождение?
6. В чём заключалась в первые века церковная благотворительность? Каковы были её причины?
Дополнительная литература по теме
Бондач А.Г. Епископ. Статус и канонические полномочия // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 513-517.
Желтов М., диак. Диаконисса Ц ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 580-587 (580— 581).
Литвинова Л.В. Благотворительность // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 325—30.
Литвинова Л.В. Девство Ц ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 284-293.
Постернак А., свящ. Служение женщин в Древней Церкви // Служение женщин в Церкви. Исследования / Сост. свящ. А. Постернак, С.Н. Бакони- на, А.В. Белоусов. М., 2011. С. 337-447.
Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1908; переизд. под ред. проф. В.А.Томсинова: М., 2004. С. 9—21.
Ткаченко А.А. Девы Ц ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 294.
Ткаченко А.А. Десятина Ц ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 450-452.
Троицкий С. В. Церковнослужительницы в Православной Церкви // Служение женщин в Церкви. Исследования / Сост. свящ. А. Постернак, С.Н. Баконина, А.В. Белоусов. М., 2011. С. 25—156.
Цыпин В., прот; Пономарёв А.В. Вдовицы церковные // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 354-355.
1.3.6. Оглашение (катехизация)
(КА. Максимович)
Понятие о катехизации. Катехизацией (оглашением) называется духовная подготовка людей, пожелавших стать христианами, к принятию Св. Крещения. Греческое слово катехесис (κατήχησις) буквально означает ‘обучение, наставление’. Человек, проходящий это обучение, назывался «оглашенным» - катехуменом (κατηχούμενος - букв, ‘учащийся, обучаемый’).
Смысл оглашения в ранней Церкви, как и в наши дни, состоял в том, чтобы дать вступающему в Церковь первичные знания о вероучении, церковной дисциплине и моральных требованиях, предъявляемых к христианам, для того чтобы выбор человеком своего пути в жизни был свободным и осознанным. На основе стихийной практики церковного оглашения постепенно складывались катехизисы (греч. κατηχήσεις) — сборники вероучительных истин и положений, обязательных для изучения катехуменами. Существуют веские основания полагать, что именно потребности единой для всех церковной катехизации были причиной и фоном богословских споров ΙΠ-ΐν вв., поскольку именно в огласительных беседах разрабатывались термины и формулировки христианской доктрины (или, говоря научно, богословский категориальный аппарат), впоследствии отлившийся в чеканные формулы Никейского и Константинопольского Символов веры.
Первым учителем и наставником в вере был Сам Христос, наставлявший Своих ближайших учеников - апостолов - и называемый ими «Учитель» (равви). После Страстей Господних, Его Вознесения и создания Церкви апостолы обратили свою проповедь к иудеям и язычникам. Эта проповедь, конечно, ещё не была катехизисом в прямом смысле слова, однако многие идеи, высказанные в то время, впоследствии широко применялись христианскими богословами- катехизаторами.
Огласительные школы II—III вв. Единой огласительной практики в Древней Церкви не было — на местах существовали свои осо-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) бые традиции и методы оглашения. С расширением Церкви и обострением полемики христиан с иудеями и язычниками возникают особые учебные заведения — огласительные школы, или училища. В конце II в. в Риме существовала огласительная школа св. Ипполита Римского (ок. 170 — ок. 236 г., епископ Римский с 217 г.), в которой катехумены проходили два этапа оглашения. Оглашению предшествовало собеседование с епископом, который принимал решение о принятии кандидата в разряд оглашенных первого этапа. На этом этапе, который длился около трёх лет, катехумен изучал Свящ. Писание и учился его правильно толковать. После первого этапа те из катехуменов, кто изъявлял желание креститься в ближайшее время, проходили повторное собеседование и могли приступить ко второму этапу обучения, который продолжался несколько недель и включал в себя посты, бдения и экзорцизмы (заклинание и изгнание бесов). О смысле главных церковных Таинств Крещения и Евхаристии оглашаемые узнавали непосредственно перед Крещением.
В Римской Церкви начиная с апостольских времён применялся особый, Апостольский символ веры, читаемый во время Таинства Крещения. В своём первоначальном виде он до нас не дошёл (первое свидетельство о тексте этого символа относится только к VI в.). Приводим его в русском переводе:
Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли.
И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рождённого от Марии девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребённого, сошедшего во ад, воскресшего в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение тела и в жизнь вечную. Аминь.
Апостольский символ веры не использовался в Восточной Церкви, но только в Западной, где и в наши дни читается на богослужении. Однако, как легко заметить, принятый в Православии Никео- Царьградский символ (см. ниже), представляет собой расширенный вариант символа Апостольского.
Огласительная школа в Александрии, возникшая в середине - второй половине II в., достигла своего расцвета под руководством крупнейшего богослова первой половины III в. Оригена (ок. 185 — ок. 254 г.). В Александрии катехизация отличалась от западной
практики, принятой в Риме и Карфагене, — в частности, у нас нет сведений о том, что в Александрии происходило предварительное собеседование епископа с кандидатом в катехумены.
Общая схема катехизации в Церкви была следующей (курсивом выделены этапы, зафиксированные на Западе, но отсутствующие на Востоке).
1. Предварительное собеседование с епископом или диаконом.
2. Посвящение в катехумены первого этапа через осенение печатью креста, экзорцистское «дуновение» с чтением молитвы, возложение рук и вкушение соли. Катехумены первого этапа могли присутствовать на всех богослужениях, за исключением Евхаристии (литургии верных).
3. Второе собеседование (как правило, с епископом). При этом роль поручителей играли близкие к ним христиане, готовые стать их восприемниками.
4. Интенсивная подготовка к Крещению, длившаяся около 40 дней. Занятия проводились почти ежедневно и строились как изучение истории спасения, в центр которой ставилось Боговоплощение. Кроме того, катехумены изучали моральный катехизис — объяснение Двух Путей (как в Дидахе), Десятословия Моисея и заповедей Нагорной проповеди и др. Особенно тщательно на этом этапе подходили к изучению Символа веры и объяснению его составных частей (членов). В этот этап включался также чин «передачи и возвращения Символа», который состоял в том, что в начале этапа епископ диктовал катехуменам Символ веры, а в конце обучения последние должны были «вернуть» его епископу, проговаривая наизусть и комментируя каждый член Символа. Непосредственно накануне Крещения практиковался аналогичный обряд «передачи и возвращения молитвы Господней».
5. Объяснение Таинства Крещения. В некоторых Церквах объяснение Таинств проводилось не до, а после Крещения, поскольку представляло собой особое учение для посвящённых — мистагогию.
6. Принятие св. Крещения в III—IV вв., как правило, совершалось раз в год, чаще всего на Пасху. После него неофитам объяснялся смысл Евхаристии и служилась литургия, за которой все новопросвещённые приобщались Св. Даров.
Контрольные вопросы по теме
7. Что такое катехизация? В чём состоял смысл и значение катехизации в Древней Церкви?
2. Как проходила катехизациия во П—Швв. на Востоке и Западе?
3. Какие этапы катехизации проходили оглашаемые — катехумены?
Дополнительная литература по теме
Гаврилюк П. История катехизации в Древней Церкви. М., 2001.
1.3.в. Богослужебная жизнь ранней Церкви. Таинства
(ΚΛ. Максимович)
В литургическом (богослужебном) плане Церковь — это культовое собрание, смыслом и целью которого является мистическое соединение верующих с Богом посредством формализованных священнодействий, иначе называемых церковными Таинствами. По этой причине история христианской Церкви - это во многом история тех богослужебных форм, в которых доныне осуществляется церковный культ.
Первоначальное христианское богослужение строилось по образцу богослужения иудейской синагоги (разумеется, с тем отличием, что происходило не в субботу, а в «день Господень» — воскресенье). Состояло оно в основном из чтения Свящ. Писания и совместных молитв. Лишь в конце происходило особое Таинство преломления Хлеба и благословения вина — Евхаристия.
Первые подробные сообщения о христианском богослужении датируются временем около 140 г. и принадлежат Иустину Философу. Он сообщает, что в начале богослужения (евхаристической трапезы) читались «сказания апостолов» (т.е. Евангелия) или писания пророков. После этого предстоятель говорил проповедь (поучение) с призывом к покаянию и добродетельной жизни, за которой следовала общая молитва стоя. Затем приступали к Таинству Евхаристии (1-я Апология, гл. 67).
Иустин Мученик (Иустин Философ) (начало II в. — 166 г.) — раннехристианский апологет и философ, странствующий проповедник. Родился в древнем городе Самарии Сихеме, который после восстановления его императором Флавием Веспасианом (69—79 гг.) стал называться «новым городом Флавией» (ΕΙανια ΝβαροΙιζ). По происхождению был греком, получил хорошее философское образование в рамках платоновской школы. Переходя от одной философской системы к другой, Иустин наконец обратился в христианство. Его крещение относится ко времени не ранее 133 или 137 г. В гонения при Марке Аврелии был обезглавлен в Риме. Из многочисленных сочинений, приписаных Иустину, действительно принадлежат ему «Первая Апология» (139 или 150 г.), «Вторая Апология» (вскоре после Первой) и «Разговор с Трифоном-иудеем».
Во II—III вв. в некоторых общинах за богослужением читались также сочинения (в том числе ныне признанные подложными) св. Климента Римского, так называемое «Послание Варнавы» и «Пастырь» Ермы.
Ермй (греч.'Еррад, лат. Негтаз) — римский христианский писатель первой половины II в., автор апокалиптического (т.е. написанного в жанре откровения) сочинения «Пастырь» (РаМог). «Пастырь» Ермы, первоначально написанный по-гречески, сохранился полностью только в переводах на латынь (первый был сделан около 200 г., второй - в ΐν-ν вв.) Имеются также относительно полные переводы на коптский (саидский), эфиопский и среднеперсидский языки. Греческий оригинал дошёл до нас лишь в отрывках на египетских папирусах.
В III в. (или даже раньше) к богослужебному чтению добавляется также книга апостольских Деяний (ср. Апост. пост. VII, 33; VIII, 3).
Что касается пения гимнов, то уже в ранней Церкви широко практиковалось пение псалмов Давидовых, причём Псалтирь нередко пелась полностью, от начала до конца (впоследствии для удобства и отдыха поющих Псалтирь была разделена на так называемые кафизмы).