1.4. История догматов. Апологетика. Борьба с ересями синоптических Евангелиях, приобретают дополнительное толкование, которое следует из тайного знания, и становятся откровениями других тайн.
Гностики, по-видимому, были первыми, кто заложил основы такого популярного впоследствии жанра, как толкование к текстам Нового Завета, И это неудивительно — ведь гностики не могли напрямую соотнести все свои идеи с оригинальными христианскими текстами и с Самим Христом церковного предания. Первым богословом, работа которого и кладёт начало христианскому жанру толкований, был известный александрийский гностик Василид (ум. в первой половине II в.). Гностические толкования были по преимуществу аллегорическими.
Кроме того, мы можем установить связь гностицизма с церковным христианством и в области триадологии. Св. Троицу — Отца, Сына и Святого Духа — в принципе признавали (пусть и с различными оговорками) все ранние богословы от ап. Павла до Павла Са- мосатского. Так же относились к Троице и гностики. Они активно вводили в свою систему других божественных существ (в этом явно прослеживается влияние язычества), однако все три Лица Св. Троицы определённо присутствуют в христианском гностическом учении, более того — занимают в нём центральное место, как и в церковном христианстве. Есть Отец — источник Божества, Сам Бог. Есть Сын, причём и в космическом (как Божественный Ум, рождённый от Отца), и в сотериологическом (как Спаситель верных, открывающий божественное знание) смыслах. Наличие первого смысла сближает гностицизм с церковным христианством, в противоположность иудеохристианству. Во втором Он явно ассоциируется с историческим Иисусом Христом, хотя гностическое восприятие не совпадает с образом Христа в синоптических Евангелиях. Присутствует в гностических системах и Св. Дух.
|
|
Также христианский гностицизм является христианским по месту своего обитания. Судя по Первому и Второму посланиям ап. Иоанна Богослова (см. ниже), гностические пророки вполне могли обитать внутри церкви. Примерно в том же духе можно толковать положение во времена апологетов, которые жили в эпоху расцвета гностицизма. По данным св. Иринея Лионского, гностики обращались в христианской среде, не раскрывая полностью своих убеждений, что вполне соответствовало как элитарным тенденциям в самом гностицизме, так и общему настрою христиан на отчуждение от мира. Епифаний Кипрский, умерший в начале V в. глубоким старцем, рассказывал, РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) как в молодости его пытались вовлечь в секту гностиков, которая тайно существовала внутри христианской общины. Как уже говорилось, вполне не исключена принадлежность «библиотеки» в Наг-Хаммади пахомиевскому монастырю (т.е. монастырю эпохи зарождения монашества). При этом рукописи собраны не механически, а весьма вдумчиво и тематически разделены на кодексы. Как ни странно, в самом Житии Пахомия гностики не упоминаются. Связи христиан и гностиков, как социальных групп, общин и течений, были гораздо теснее, чем может показаться на первый взгляд, при рассмотрении и сопоставлении одних лишь богословских доктрин.
|
|
Всё это даёт нам основания считать, что гностицизм не был просто инородным течением внутри христианства. Несмотря на то что многие положения гностицизма разнились с догматами христианской Церкви того времени, существовала общая среда, в которой существовали эти течения. Эта среда — раннее христианство, во всём многообразии его проявлений и тенденций. Если даже гностицизм зародился вне и до христианства, то он быстро обрёл в последнем если не союзника, то по крайней мере среду обитания. Это связано, вероятно, с изначальным совпадением некоторых мировоззренческих тенденций, таких, как неприятие окружающего мира, особое внимание к фигуре Христа, признание истинности, но также и принципиальной неполноты ветхозаветного откровения. В результате гностицизм существовал как особое духовное течение, идентифицирующее себя с христианством и нашедшее в нём благодатную почву для насаждения своих идей.
Основные отличительные черты гностицизма. Суть гностицизма составляет учение, которое мы можем определить как демиургизм. Эта концепция подразумевает, что видимый и, отчасти, невидимый мир сотворены не высшим Богом или Его непосредственными представителями, а божественным существом низшего порядка, которого часто называют платоновским термином демиург (ср. греч. δημιουργός ‘ремесленник; должностное лицо; мастер’, у Платона — ‘божественный создатель материального мира’).
Демиург, как он предстаёт у Платона в диалогах «Тимей», «Государство» и «Политик» — это мировой Ум, который творит видимый мир, взирая на идеальный образец — высшую идею Блага («Тимей», 28а, 29а). Ум-Демиург создаёт мир из хаотически движущейся материи, которая, как и мир идей (эйдосов), существует независимо от него. Таким образом, демиург - это благой посредник между миром идей и материей. В силу своей благости он пытается организовать
материю по идеальному образцу, однако пассивное сопротивление материи мешает сделать это в полной мере. Поэтому демиург- творец смог сотворить лишь самые главные, непреходящие объекты этого мира — светила, время, четыре мировые стихии, низших богов и бессмертную часть человеческой души {там же, 41Ь—с). Творение смертных существ он препоручил низшим богам.
Учёный иудей и комментатор Платона Филон Александрийский (первая половина I в.) отождествлял платоновского демиурга с Логосом, которого он именовал «перворождённым Сыном» Бога и Богом (О соте, мира 20—25; Оземлед. 51). Впоследствии этот взгляд на Сына- Демиурга (с некоторыми модификациями) будет усвоен христианским троичным богословием (св. Василий Великий. О св. ДухеУУХ, 38).
Принято подразделять гностические секты на группы в соответствии с тем, как они решали онтологический вопрос о природе зла, материи и демиурга. У александрийских гностиков1, которые в онтологических вопросах ориентировались на платонизм, это существо представляется не очень добрым, но и не совсем злым. В сирийском гностицизме присутствует изначальный злой демиург, заимствованный из иранских дуалистических [42] [43] верований. Например, так обстоит дело у Маркиона (ок. 85—160 гг.); у основателя манихейства гностика Мани (III в.) злые боги правят вселенной. Психологической основой дуализма являлось осознание раздвоенности вселенной, присутствие в ней добра и зла, в конечном счёте - вечный и фундаментальный для осознанной веры вопрос теодицеи [44] . Гностики александрийского направления, понимали этот вопрос так: Бог, как чистейшая идеальная сущность, высшая абстракция, не имеет никакого отношения к существованию материального мира. Внутри Его сущности происходят различные процессы, которые в основном описываются как «порождения». Часто при анализе используется метафорический термин «эманация» (из лат. етапаИо ‘истечение’)· В принципе этот термин уместен, если понимать его в духе неоплатонизма или в том смысле, который вкладывают в него раннехристианские богословы-
|
|
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) апологеты, когда описывают рождение Сына от Отца. А именно — процесс естественного распространения (эманации) Божественной Сущности сопровождается постепенным снижением Божественности и падением в материальность. В результате распространения Бога вовне появляются особые духовные миры-эонь/.
Греческое слово эон (αιών ‘век; мир’) объединяет в себе временнбе и пространственное значение и обозначает нераздельное единство (длительного) времени и места. Адекватный перевод этого термина на русский язык невозможен. В гностицизме «эон» — одно из важнейших понятий, обозначающее некую духовную сущность, имеющую начало в Боге, но не обладающую полнотой Божества.
В ходе распространения-эманации на окраинах Божества происходит зарождение существа, которое несёт в себе значительно затемнённый образ изначального Бога. Это существо, которое и называется демиург, значительно ниже Бога в отношении знания (важнейшая категория для гностиков) и нравственных предписаний. Несовершенный творец-демиург и создаёт наш мир, в котором, с одной стороны, сохраняются остатки блага и тайные знаки иного, идеального мира, а с другой — творится много зла и несправедливости, существует тирания, страдание и смерть. Этого творца-демиурга гностики отождествили с иудейским Богом Яхве. Таким образом, причину земного зла они видели в несовершенстве творца. В этом состояло их важное отличие от христианства, которое признаёт Творца-Демиурга совершенным и безгрешным и возлагает вину за существующее в мире зло не на Бога, а на его творения, наделённые свободой воли.
|
|
Гностицизм, как и церковное христианство, признавал спасение во Христе, однако это спасение, как думали гностики, первоначально совершается в божественном мире, потому что и грехопадение совершилось там же: ведь прежде чем возник наш мир, было волнение в Божестве, которое и привело к созданию нашего грешного мира. Продукт этой изначальной божественной «ошибки, оплошности» (παράπτωμα) — это не только мир, в котором мы сейчас живём, но и сами люди во всей полноте своей сущности и, более того, непосредственный источник нашего бытия, творец и повелитель нашего мира. Для космологии это означает, что нашего мира не должно было быть. В вечном божественном мире, иногда по терминологии напоминающем мир идей Платона, произошла некая трагическая случайность, результатом которой и стали бог-демиург, наш мир и мы сами. Божественный мир избавился от последствий грехопадения, но наш - ещё нет, да и сам он — всего лишь одно из таких последствий. Поэтому
он должен исчезнуть. Что же касается Христа, то Он — наш Спаситель, вестник не этого бога, не создателя мира и покровителя евреев, а Того — истинного и совершенного, окружённого сонмами блаженных вечных существ, которые составляют вместе с Ним Божественную Полноту (плирому, от греч. πλήρωμα 'полнота’). У гностиков не может быть подлинного духовного единения с почитателями и творениями Яхве, хотя какое-то общение всё же возможно — ведь Яхве не выдумка, а действительный творец мира. Но сам этот мир, как и его творец, заслуживают поклонения только от людей, у которых нет истинного знания и духа — частицы, искры божественной сущности. Те же, кто обладает высшим духом и знанием — это истинные пневматики (т.е. «духовные») и гностики (т.е «знающие» истину).
С отвержением материального мира связана и гностическая христологическая концепция, называемая докетизм. Докетизм (от греч. δοκέω ‘казаться’) — это учение о том, что человеческая, телесная природа Христа представляет собой всего лишь видимый образ, призрак. Сам Христос — это Бог, а Бог не может слиться с низменной материей. Поэтому Он принимает плотской образ лишь по видимости. Докетизм — это, наверное, одна из наиболее радикальных христологических концепций в истории богословия. Возникла она весьма рано — вероятно, в одно время со столь же радикальной иуде- охристианской концепцией, предполагавшей вселение Божественной Силы в человека Иисуса. Эти две позиции представляли собой богословские крайности, из которых впоследствии развились более умеренные, но тем не менее еретические доктрины монофизитства и несторианства (см. П.4.г). Уже в VI в., во время церковной полемики с монофизитами, последних нередко упрекали в приверженности к идеям гностического докетизма.
Церковная борьба с докетизмом уже в апостольский век зафиксирована в Первом послании ап. Иоанна (90-е гг.), ср.:
Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (IV, 1—3).
О том же апостол говорит в своём Втором послании:
Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист (I, 7).
Вероятно, докетизм был основным критерием выявления гностиков в церковных общинах, особенно с учётом того, что гностическая доктрина не проповедовалась открыто. Вероятно, ранние церковные полемисты, не желавшие или не имеющие возможности ознакомиться с гностическим учением, в первую очередь выступали против этого не в меру радикального тезиса. Одновременно гностики первыми поставили и пытались решить столь значимый впоследствии вопрос о природе Христа и значении Страстей Христовых, потому что гностическое философское представление о едином бесстрастном Боге и низменности любой материи не могло примириться с человечеством Спасителя.
Важным основанием докетизма была антропологическая концепция гностиков — учение о трёх родах людей. Суть его в том, что человечество не является однородным. В гностицизме отсутствует учение о равенстве людей. В самых известных и разработанных гностических учениях человечество разделяется на три группы существ. Различие между ними состоит в том, что некоторые («саркики, или- ки») полностью подчинены своей телесной природе, другие («психики») располагают телом и душой, а третьи («пневматики»), кроме тела и души, имеют ещё и дух. Дух в человеке — это частица Божества, в результате загадочных космических событий оказавшаяся в плену мира материи, который создал и которым правит, как уже говорилось, демиург. Дух существует изначально, но пленён в человеческом теле. Спастись могут только люди,,обладающие духом (пневматики), причём спасение возможно лишь для чистой, духовной природы этих людей. Люди, обладающие только душой и телом, также способны получить некую награду, но совсем не такую, как люди духа. Ведь у них нет иного выхода, кроме как раболепствовать перед демиургом и исполнять его капризы, ибо он — действительный творец их душ и тел. В противном случае их ждёт осуждение. Иногда гностики называли «душевными» (психиками) церковных христиан.
С докетизмом связано и гностическое учение о воскресении. Во Втором послании к Тимофею ап. Павла (II, 17—18) упоминаются некие Именей и Филит, учившие о том, что воскресение уже было. Вероятно, это одна из лучших формул, которая могла бы выразить гностическое учение о воскресении. Поскольку человеческое тело — всего лишь неудачное творение несовершенного демиурга, то воскресение этого тела просто не нужно. Спаситель телом не обладал вообще, а для нас оно представляет только обузу. Однако гностики, будучи христианами, основывались на христианских символах и представлениях, поэтому воскресение превращалось у них в символическое воскресение души. Не будем забывать, что греческий глагол άνίσταμαι ‘воскресать’ имеет первое значение ‘вставать, подниматься; пробуждаться от сна’ (здесь мы видим мудрость языка, который напоминает нам о родстве сна и смерти в архаичном мировосприятии). Поэтому слово «воскресение» (άνάστασις), как и «эон», таит в себе многозначность. Гностики обыгрывали значение пробуждения уснувшей в тяжком сне души, которая просыпалась и осознавала себя, получая истинное знание. Таким образом, воскресение совпадало с моментом принятия гностической проповеди.
В гностической вести новообращённый принимал «знание» (гно- сис), которое занимает важное место в гностической сотериологии. Хотя каждая гностическая секта передавала свой вариант истинного знания, оно практически всегда идентично спасению. Это знание, по которому гностики и получили своё название, не является знанием рациональным. Оно представляет собой интуитивное прозрение- воспоминание об изначальном Боге, которое оказывает на усвоившего преображающее действие. Поскольку дух — это изначальная частица Бога, то осознание себя «духовным» означает признание части своей человеческой сущности единоприродной Божеству.
Учение гностиков о знании как «воспоминании» восходит, по всей видимости, к платоновской гносеологии (учению о познании). Согласно Платону (диалог «Федр»), человеческая душа, ниспавшая из мира идей в мир материи, не столько открывает для себя мироздание с помощью разума, сколько «вспоминает» те идеи, которые она уже видела раньше, во время пребывания в идеальных сферах. Такое познание, по сути, представляет собой не что иное, как воспоминание (по-гречески «анАмнесис»).
С другой стороны, гностики обосновывали наличие Божества в человеческом духе сотворением человека «по образу и подобию» Божию (Быт. I, 26). Таким образом, в гностической пневматологии (учении о духе) хорошо виден синкретизм этой системы, составленной из совершенно разнородных элементов.
Поскольку «духовный» человек, гностик в важнейшей своей части единоприроден Богу, некоторые основатели гностических сект (Симон Волхв, Менандр и др.) прямо называли себя богами и поощряли свой собственный культ.
Не всегда эксплицитно выражается, но часто подразумевается учение о переселении душ, а точнее, духов или одного Духа, который существует от начала мира. Часто «духовные» (пневматики) пред-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) стают особым родом человечества, который существует в потомках какого-либо библейского персонажа, Сифа или даже Каина.
Этот пункт учения вводит ещё одно важнейшее понятие гностицизма — гностическое предопределение. Спасение получает даже не человек, имеющий в себе духа, а только сам этот дух, потому что душа и тело, созданные демиургом, не могут войти в соприкосновение с высшей, Божественной реальностью. Спасение часто представляется возвращением живущего в человеке духа в то высшее состояние, в тот великий мир-эон, которому он изначально принадлежал. Судьба тварных душ и тел более печальна. Тело разлагается, воскресения для него не полагается, а душа может претерпевать суд демиурга, которым создана. Духи же неминуемо, по предопределению, возносятся в божественные миры-эоны.
Эта концепция уже в те времена иногда именовалась спасением по природе, противостоя древнейшей христианской сотериологической концепции спасения по вере, выраженной уже у ап. Павла (Гал. II, 16). Собственно, мир существует только до тех пор, пока они не вознесутся, на этом его существование, по крайней мере в нашем смысле, прекратится. Целью и смыслом его существования является исход самого возвышенного, прекрасного, небесного начала — духа — в его изначальное место пребывания. Например, в манихействе открыто признаётся, что сам ход времени в нашем смысле, всё мироустройство имеет своей целью освобождение пленных, поглощённых материей духов.
Ещё один пункт концепции спасения (сотериологии) и одновременно космологии гностиков - это учение о Софии-Премудрости как существе-посреднике между демиургом и Плиромой. Это божественное существо, собственно, и есть падшая частица Божества. Обычно оно описывается как низшая и последняя ступень эманатического распространения Бытия (в отличие от Спасителя, который всегда имеет высочайший, Божественный статус). Низкий ранг существа- посредника подчёркивается прямыми и косвенными намёками на его женственность. Его имя София (Премудрость) или сходные с ним имена указывают на связь с мышлением, умом.
Особый женский образ Софии-Премудрости (др.-евр. кокта) появляется уже в древнеиудейской литературе — ср. Вар. Ш-ГУ, Сир. XXIV, Притч. УШ—ГХ, Прем. VII, 24; УШ, 1;Χ-ΧΙ; 1 Енох.ХЬП. Гностики, несомненно, заимствовали этот образ из Ветхого Завета, придав ему весьма своеобразные черты и включив его в свою мифологию.
Итак, если гностики — это дети высшего мира, то в первую очередь они обязаны своим происхождением Софии. В результате её падения полнота Божественности соприкоснулась с пустотой, небытием, порождением чего и стал демиург (который часто изображается как её сын), сам рождённый уже в низшем мире, в отличие от Софии и духов. Весь тварный мир вместе с населяющими его людьми соприроден прежде всего Софии, а уже через неё — высшему миру Божественной Полноты (Плиромы). И хотя демиург — это перворождённый сын Софии, а духи — позднейшее творение (особенно те, которые уже соединены с телом), однако они выгодно отличаются от демиурга тем, что имеют знание, покорность и высшую духовную природу. Процесс исхода духов из телесного плена - это одновременно и возвращение Софии к Богу.
Обычно с именем Софии связывается грехопадение, которое нередко объясняется её стремлением к познанию изначального Бога. Именно за это она изгнана из божественного мира. Демиург - уже здешнее порождение Софии - является следствием её падения и либо ничего не знает о существовании высшего мира, либо противоборствует ему.
Весьма заманчиво видеть в этом сюжете о Софии дальние отзвуки ветхозаветного предания о грехопадении Евы через вкушение от древа познания с последующим изгнанием из рая и рождением ею первоубийцы Каина (Быт. III, 1 — IV, 1).
Особенности передачи и существования учения. Все эти положения обычно излагались в особой образно-символической форме, которая известна как гностический миф. Для изложения своих воззрений гностики, например, в рассуждениях о божественной природе предпочитали использовать не категории рациональной философии, как это было принято, например, у позднейших апологетов, а более архаичный, образный язык мифа. В результате гностические учения предстают перед нами бесконечными рядами теогоний и аллегорических событий.
Как правило, гностический миф состоит из двух частей. Первая часть описывает Божественное бытие. Действие этой части обычно происходит до начальных событий библейской книги Бытия, потому что демиург Яхве, давший эту книгу, о подлинном Божественном бытии ничего не знает. Вторая часть гностического мифа рассказывает о том, что произошло после отпадения части Божества, т.е. о сотворении мира и человека. Эта часть мифа во многом не совпадает с традиционной библейской историей.
В свои теогонии гностики без всякого ограничения (хотя часто не без определённых целей) вводили новые виды божественных существ. Очень часто они являются отражением высших существ на более низких уровнях существования, своего рода двойниками. Сложно сказать точно, зачем это им было нужно. Помимо визионерского опыта, умножение подобных существ, связанное с их понижением в причастности к Божеству, должно было указывать на отдалённость нашего мира от Бога, а также на то, что на пути к Богу стоит множество подобий. Можно сказать, что в эонах, архонтах и ангелах описывалось наше расстояние до Бога. Изложив происхождение небесных сил, гностики переходили к описанию взаимоотношений между ними, пересказывали библейскую историю (особенно первые главы книги Бытия) и вплетали в ткань повествования ветхо- и новозаветные аллюзии. В результате каждый вариант гностического учения превращался в отдельное произведение, которое впоследствии обрастало толкованиями и дополнениями учеников и последователей, переписчиков и переводчиков. Нередко мы можем выделить отдельные традиции, которым принадлежат сразу несколько текстов. Уже составители «библиотеки» Наг-Хаммади, вероятно, пытались сделать нечто подобное. И тем не менее даже если мы в состоянии объединить некоторые тексты в традиции, всё равно поражает количество разнообразных систем, в частных вопросах противоречащих друг другу, но объединённых в большей или меньшей степени приверженностью основным идеям, которые мы перечислили. Похоже, что творческая плодовитость как в количестве писаний, так и в наполнении повествования была одной из главных особенностей гностицизма.
Явная нелепость и невероятность многих гностических сюжетов, вероятно, должна была служить указанием на «запредельность» проповедуемой истины. Согласно убеждениям гностиков, невероятной эта истина кажется только людям, лишённым духа. Тогда как человек «духовный», даже впервые столкнувшись с этим учением, чувствует («вспоминает») его истинность, ибо когда-то всё это происходило и с его духом как частицей Божества. Дух гностика признаёт истинным то, что другим кажется нелепым. Таким образом, сам абсурд и нелепость гностических рассказов были своего рода методом проповеди, в результате которого гностический проповедник находил людей, имеющих склонность к этому мировоззрению. Для гностиков сам факт обращения человеческого духа к гностицизму становился неопровержимым доказательством истинности учения.
Этика и обрядность. Долгое время, поскольку мы пользовались в основном полемическими творениями святых отцов, мы имели неверную перспективу во взгляде на гностическую этику. Часто, выводя этику гностиков из их отвержения мира, они ссылались на секты, которые проповедовали и практиковали свободу от принятых в обществе правил и норм, в том числе моральных (в позднейшей европейской этике это направление получило название либертинизм). Так, церковные писатели сообщают о секте николаитов, упомянутой уже в книге Апокалипсиса (Откр. II, 15) и карпократиан (ср. Епиф. Кипр. О ересях (сокр.) 25, 27). По-видимому, грешили половой распущенностью также уже упомянутые последователи Симона Волхва симо- ниане, сторонники Саторнила и Василида, почитавшие Каина в качестве демиурга каиниты (там же, 21, 23, 24, 38) и некоторые другие. Однако очевидно, что таковых было немного, и мы вряд ли можем прямо указать на прямую связь гностических убеждений с моральным нигилизмом. Напротив, такие крупные гностические движения, имевшие даже свою церковную иерархию, как манихеи и мар- киониты, проповедовали строжайший аскетизм. Это верно также для большинства других сект. Представители ещё одного мощного течения древнего гностицизма, валентиниане, по свидетельству Климента Александрийского, признавали брак, что, по всей видимости, согласуется с их метафизическими воззрениями, которые будут изложены ниже. Вероятно, именно они, наряду с ап. Павлом (Еф. V, 22— 33), первыми попытались дать метафизическое обоснование Таинству Брака (у гностиков — «Таинство Брачного чертога») (ср. Ириней, Против ерес. I, 13.3).
Насколько мы можем судить, гностическая обрядность во многом следовала эллинистическим оккультным традициям, совмещая их с христианской литургической практикой. В источниках упоминается использование заклинаний, а также пророчества, совершение литургии, крещений и прочих христианских таинств, поклонение «образам» (статуям). Многочисленные имена и эпитеты Бога, эонов, слуг демиурга, участвовавших в создании человека или властителей небесных миров, которые перечисляются в гностических сочинениях, были не просто продуктами мифологических фантазий, но, скорее всего, использовались в гностических обрядах, посвящениях, молитвах.
Учение Валентина. В качестве примера гностического учения рассмотрим валентинианство. Оно основывалось на идеях древнего богослова Валентина, обладало разработанной богословской системой
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) и было, насколько мы можем судить, широко распространено во П-Ш вв.
Судя по различным фрагментарным упоминаниям в полемике против гностиков, жизненный путь Валентина можно представить следующим образом. Он родился в начале II в. в городе Фребонис, расположенном в дельте Нила. Обучался в Александрии. По свидетельству Климента Александрийского, местные валентиниане утверждали, что Валентин был учеником Февды, ученика ап. Павла. Таким образом, можно говорить по крайней мере о претензиях Валентина на апостольское преемство. Около 136 г. он переезжает в Рим, где пользуется большой популярностью, становится претендентом на место епископа этого города, однако терпит неудачу. После этого Валентин уезжает на о. Кипр, где и умирает около 160 г. Нам известно большое количество его последователей. Различные источники называют разные имена, самые значимые из них — Птолемей, Секунд, Гераклеон, Марк, а также двое сирийцев, Бардесан и апологет Татиан (см. выше), причём последний до этого был учеником ортодоксального богослова, св. Иустина Мученика. Каждый из учеников Валентина был активным богословом, создавшим собственное учение. Значит, мы вполне можем говорить о валентинианстве как особой богословской школе. За время её существования учение основателя претерпело значительные изменения.
Долгое время мы не имели сочинений самого Валентина, за исключением нескольких цитат из писем, которые остались в работах его противников. Но в одном кодексе из Наг-Хаммади был найден текст без указания имени автора, который по первым словам получил название «Евангелие Истины». Многие современные учёные вслед за Тертуллианом считают этот текст аутентичным творением самого Валентина. В тексте отсутствует столь раздражающий многих гностический миф. «Евангелие Истины» — это не евангелие в литературном смысле слова, т.е. не повествование о жизни и Страстях Спасителя, а скорее богословский трактат. По стилистике он больше всего напоминает иоанновский корпус. Поэтический характер текста виден даже сквозь коптский перевод. Некоторые видят в нём проповедь. В «Евангелии Истины» цитируются Евангелия Иоанна и Матфея, апокрифическое «евангелие Фомы», а также Первое Послание и Откровение Иоанна, Послания ап. Павла к коринфянам, галатам, ефесянам, колоссянам и евреям. Само «евангелие» посвящено космологическим и сотериологическим вопросам. Вначале излагается концепция появления мира (космогония). В отличие от остальных