Незадолго до 726 г. стали проявляться разногласия между императором и патриархом. Причиной послужил вопрос о поклонении образам (иконам), который стал активно обсуждаться в среде мало- азийского духовенства.
Поклонение иконам (под которыми понимались тогда скульптурные, мозаичные и настенные изображения Спасителя, Богородицы и святых) было принято в Церкви на протяжении многих столетий. Об этом свидетельствуют многие древние источники. Однако существует ряд церковных учительных текстов, в которых отцы-пастыри советуют верующим держаться подальше от икон, как вредных для спасения. И в этой двойственности традиции заключается вся неоднозначность причин появления иконоборчества.
Свою роль в сложности и неоднозначности оценок данного периода играет и тот факт, что до нашего времени сохранилось совсем немного источников, передающих нам сведения о начале иконоборческого движения. Из-за недостатка сведений в науке период VII— VIII вв. называют «тёмными веками». К тому же сохранившиеся источники по этому периоду происходят из лагеря иконопочитателей, поэтому по многим вопросам им сложно полностью доверять из-за их вероятной необъективности.
Исторические и богословские предпосылки иконоборчества. Для того чтобы понять, какие причины вызвали полемику вокруг икон, необходимо учесть ряд обстоятельств.
Во-первых, вопрос о почитании икон был тесно связан с кругом более общих вопросов богословского характера, как то: допустимы ли вообще в Церкви изображения; если да, то следует ли почитать только изображения Христа, или можно изображать также Богородицу и святых; достойны ли такие материальные образы религиозного почитания и поклонения; как относиться к мощам святых и к празднованию их памятей. По сути, спор касался всего того, что свято для Церкви помимо Писания и письменного Предания, что было актуально не только в νίΠ—IX вв., но до сих пор порождает всё новые и новые споры.
Во-вторых, необходимо учесть, что почитание икон, как и почитание других святынь, являлось большим искушением и соблазном для неокрепших в вере. С конца VII по начало VIII в. в империи и Церкви наблюдается интеллектуальная и духовная деградация, на фоне которой участились случаи, когда почитание икон начинало граничить с фетишизмом[LXVI]. Например, некоторые священнослужители считали, что краска, которой написаны иконы Спасителя, имеет такую же благодатную силу, что и Евхаристия, и поэтому соскребали ее в чашу для Причастия. Другие же проникались такой сильной любовью к иконам святых, что наделяли изображения качествами человеческой природы и брали их в качестве восприемников при совершении Таинства Крещения. Подобные случаи не могли остаться незамеченными духовенством, в котором они возбуждали неприятие такого использования икон, граничащего с магией и кумирослужением.
В-третьих, с 30-х гг. VII в. восточные границы империи ощутили на себе в полной мере всю силу арабского оружия. Нашествие мусульман привело не только к захвату значительных территорий Византийской империи, но и к распространению исламских религиозно-мировоззренческих представлений на оккупированных и приграничных землях, в том числе в Сирии (Исаврии?), откуда происходил император Лев. Одной из таких характерных для ислама идей, роднящих его с иудаизмом, был запрет на изображения людей — ибо считалось, что художник созданием подобий живых существ бросает вызов Аллаху, Творцу. Однако этот запрет в арабском халифате принимали не все, поэтому в 721 г. халиф Йезид II издал закон, направленный на борьбу с изображениями в исламе.
Настороженное отношение к иконам в исламе, вероятно, оказало влияние и на восточных христиан, однако ещё большее влияние, как можно полагать, исходило из среды иудеев. Согласно иудейскому мировоззрению, недопустимо никакое изображение или изваяние, которым воздавалось бы почитание, поскольку это запрещено Богом в Законе Моисеевом, как идолопоклонство. Подобные идеи были распространены также среди некоторых сект (например, у монтанистов и набирающих силу в Армении и Малой Азии павликиан), вызывая отторжение по отношению к церковному искусству в целом. Все эти влияния также необходимо учитывать при анализе богословских истоков иконоборчества.
И последней особенностью, характерной для начального периода споров об иконах, является падение авторитета императорской власти в государстве к началу VIII в. Как уже говорилось, нестабильность государства и никчёмность его правителей заставляли население искать опоры в Церкви, авторитет которой был очень высок. Но император Лев был сильным правителем, которого подобное положение вещей не могло устраивать. Он тонко чувствовал настроение византийцев, прекрасно понимал, что происходит смена эпох как во внешней, так и во внутренней политике, поэтому последовательно укреплял веру в себя как сильного государя, воина, а главное — православного императора, борющегося за чистоту веры. Например, в сохранившихся фрагментах переписки Льва с арабским халифом Омаром II византийский император отвергает предложение последнего принять ислам и непоколебимо стоит за христианство.
Именно так выглядела историческая и культурно-мировоззренческая ситуация в империи накануне зарождения иконоборческого движения в 20-е гг. VIII в. в среде малоазийского епископата.
Зарождение иконоборческого движения. Первым, кто заметил это новое умонастроение в епархиях Малой Азии, был митрополит г. Синнады во Фригии Иоанн, который сообщил патриарху Герману об иконоборческих взглядах находившихся в его юрисдикции епископов Константина Наколийского и Фомы Клавдиуполъского. Отметив появление нового учения, Герман, как и должно предстоятелю Церкви, попытался выяснить его истоки и сущность и вступил в диалог с обоими епископами[LXVII]. Он пригласил Константина Наколийского в Константинополь для собеседования, во время которого Константин кратко изложил свои мысли и, в частности, заявил, что, согласно ветхозаветной заповеди, не следует создавать кумиров (икон) и поклоняться им (Исх. XX, 4). На это патриарх возразил доводами из православного учения об изображениях, убеждая Константина в ошибочности его взглядов. Тот в конце концов согласился с патриархом и пообещал держаться православного учения. В качестве подтверждения своих слов Константин обязался передать митрополиту Иоанну послание от Германа, однако своего слова не сдержал и, прибыв домой, продолжал проповедовать идеи иконоборчества. Параллельно с ним в Малой Азии действовал Фома Клавдиупольский, который также в своё время имел личную беседу с Германом, но при этом никак не выказал своих иконоборческих взглядов.
Конечно, деятельность Константина и Фомы не имела имперского размаха, да и последствия были заметны лишь в масштабах их собственных епархий, однако идейная основа иконоборчества, которую впоследствии восприняли светские власти, закладывалась именно ими. Тем более что оба епископа во время визитов в столицу получали аудиенции не только у патриарха, но и при дворе императора. Во время этих приёмов они, очевидно, смогли заронить идеи иконоборчества в души сначала близких императору людей, а затем и самого Льва III.
Началом иконоборческой ереси считается 725 г., когда император официально объявил поклонение иконам нечестием для Церкви. По сути, он стал выступать в качестве некоего царя-пророка в ветхозаветном духе, который обличает грехи народа Божьего.
Впервые заботу о нравственности подданных в качестве задачи государства провозгласил ещё Константин Великий, ср. его слова: «нашим предназначением является исправление чужих грехов» (Евсевий. Жизнь Конст. II, 31). С тех пор этой заповеди так или иначе следовали все византийские императоры.
В публичных выступлениях он говорил, что вся христианская Церковь из-за почитания икон впала в идолопоклонство и вот уже много веков пребывает в нём, а вместе с ней все цари и патриархи, которые жили и правили до него. Православная Церковь была для него впавшим в идолопоклонство Израилем. В 726 г. случилось страшное землетрясение между островами Тирасом и Тирасием в Средиземном море. Это событие как нельзя лучше вписывалось в иконоборческие взгляды Льва, который объявил этот катаклизм Божьей карой за грехи членов Церкви.
Именно в 726 г. император издаёт особый закон против культовых изображений, к этому же времени относятся первые сообщения о гонениях на иконы. Самый известный случай произошел у Медных врат (так называемой Халки) Большого императорского дворца. Император послал солдата сбить икону Спасителя, которая висела над вратами (это было рельефное изображение), однако недовольная толпа жителей Константинополя, увидев это, набросилась на солдата и забила его до смерти. Зачинщики избиения были жестоко наказаны императором. После этого Лев III предпринял ряд мер против икон: сначала приказал вешать иконы в храмах выше, чтобы верующие не проявляли по отношению к ним чрезмерного почитания, а затем, когда эта мера себя не оправдала, приказал и вовсе вынести их из храмов.
Ответом на подобные действия стали сепаратистские бунты в Элладской области (феме) и на Кикладских островах, участники которых отказались признавать Льва III императором и выдвинули своего кандидата на трон - некоего человека по имени Косма. Этот бунт был очень быстро подавлен (727 г.), а гонения на иконы продолжены. Правда, их основным содержанием было только официальное осуждение икон и активные призывы отказаться от их почитания. Что же касается открытых гонений и уничтожений святых изображений, то после случая у Медных врат подобных фактов за время правления Льва Исавра отмечено было совсем немного.
Примерно к этому же времени относятся исторические документы, известные как Послания папы Римского Григория II (715—731 гг.) к императору Льву, в которых понтифик резко обличал Исавра за вмешательство в церковные дела и догматическое учение Церкви. Подлинность этих Посланий сомнительна, и, скорее всего, дошедшие до нас тексты были составлены уже после смерти папы Григория (731 г.). Однако известно, что еще при жизни папы император Лев III предпринимал настойчивые попытки «наказать» его, что говорит о существовании таких посланий, подлинные тексты которых до нас не дошли. Состоявшийся при следующем папе Григории III Римский собор 731 г. предал иконоборцев анафеме. Так произошёл очередной церковный раскол между Римом и Константинополем.
В 732 г. в Италию был отправлен византийский флот с целью захватить папу, но в Адриатическом море он был рассеян бурей. После этого император особым указом вывел из церковной юрисдикции Рима в пользу Константинополя область Восточный Иллирик, Калабрию и Сицилию, отобрав у Рима право взимать подати в этих землях. В ответ папы перестали вносить в императорскую казну налоги, собранные на подвластных Риму территориях.
Кроме Григория II были и другие богословы, выступившие против иконоборческой политики императора. В Дамаске активной деятельностью занимался прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675—749 гг.), который в 730 г. закончил «1-е Слово в защиту святых икон», а в течение последующих нескольких лет написал еще два «Слова». В этих произведениях, обращаясь к императору Льву с апологией икон, он выстраивает первую разработанную систему богословия иконы. В лагере иконоборцев не нашлось ничего, что можно было бы противопоставить этой богословской системе. Апология иконы Иоанна Дамаскина стала идейным фундаментом православной иконологии (богословия иконы), хотя в силу удалённости автора от столицы стала распространяться и приобрела известность далеко не сразу. Лишь к концу VIII — началу IX в. его богословское наследие оценили должным образом. В то же время, находясь за пределами империи, прп. Иоанн мог смело и открыто критиковать императора с его церковными нововведениями, чего никак не могли себе позволить православные жители Константинополя (и особенно те из них, кто занимал высокие должности).
Именно в такой ситуации оказался патриарх Герман. Сообщений о его деятельности в этот период почти не сохранилось - исключение представляет собой только эпизод, когда император предпринял попытку привлечь патриарха на свою сторону. С целью получить поддержку от предстоятеля Константинопольской Церкви Лев призвал патриарха ко двору для участия в собеседовании, в ходе которого стал убеждать его в необходимости общецерковного одобрения иконоборческой доктрины. Патриарх Герман, понимавший, что иконоборчество является новой ересью, отказался участвовать в деле его распространения и утверждения. Он заявил императору, что все нововведения в церковное вероучение находятся в юрисдикции Вселенских Соборов. Только если такой Собор будет созван и утвердит иконоборчество, Герман соглашался принять его. Вселенский Собор созван не был, и Герман отказался от патриаршего престола в 730 г., закончив свои дни в родовом имении.
Его место занял бывший патриарший синкелл Анастасий (730— 754 гг.), который совершенно не скрывал своих иконоборческих взглядов. Однако конкретные данные о гонениях на иконы при этом патриархе в источниках отсутствуют. Вероятно, после отречения Германа и смерти папы Григория II император больше не обращался к вопросу о поклонении святым изображениям и полностью погрузился в решение других проблем. Именно к этому времени относится издание в 741 г. от имени Льва III и его сына-соправителя Константина V краткого юридического кодекса, озаглавленного Эклога законов или просто Эклога (ср. греч. Εκλογή 'сборник’)· Благодаря своему небольшому объёму, хорошему юридическому языку и чрезвычайно удачной композиции, «Эклога» надолго стала самым популярным сводом византийского права, претерпела множество редакций и даже была переведена на славянский, армянский и арабский языки.
Статьи «Эклоги» Льва III по церковным вопросам. В преамбуле к «Эклоге» формулируется задача государственной власти, как её видел император — «проявлять неусыпное попечение о том, чтобы творить угодное Богу и полезное обществу». Иначе говоря, по мнению Льва, высшие требования нравственного долга перед Богом совпадают с интересами государства. В этом Лев был верен византийской государственной идеологии, провозглашённой ещё св. Константином Великим (ср. Евсевий Кес. Жизнь Конст. II, 24—26).
Наряду со статьями из области брачного, наследственного, имущественного, процессуального и уголовного права, «Эклога» также содержала ряд законоположений, относящихся к Церкви. Так, в рамках традиционной для императоров борьбы с ересями здесь провозглашается наказание смертью для манихеев и монтани- стов (Экл. XVII, 52). Такое же наказание должны были претерпеть маги и колдуны, приготовляющие приворотные и прочие зелья (Экл. XVII, 43). Если умершие родители не назначили официальных опекунов для своих несовершеннолетних детей, то опеку над ними и распоряжение их имуществом должны были брать на себя церковные учреждения (в Константинополе — приюты для сирот и крупнейшие храмы, в провинциях — резиденции епископов, храмы или монастыри) (Экл. VII). Церкви (наряду с государством) было предоставлено право гарантировать свободу отпущенным на волю рабам (Экл. VIII, 1.6). За оскорбление иерея во время богослужения виновный подвергался побиению палками и ссылке (Экл. XVII, 4). За отступничество от христианства (апостасию) во вражеском плену виновный по возвращении на родину передавался своей Церкви на покаяние (Экл. XVII, 6). Виновные в святотатстве (краже церковной утвари) наказывались ослеплением, если кража совершена из алтаря, и телесным наказанием, острижением и ссылкой, если утварь была похищена вне алтаря (Экл. XVII, 15). За блуд с монахиней император назначает как виновнику, так и самой монахине типичное для того времени позорящее наказание — отрезание носа (Экл. XVII, 23).
Таким образом, церковное законодательство «Эклоги» показывает, что Лев III в полном соответствии с идеями «политической ортодоксии» искренне стремился законодательно отстаивать интересы Церкви. Впрочем, как мы знаем, в области почитания изображений император не последовал общецерковной традиции, а начал бороться с ней, противопоставляя своё восприятие этого вопроса древней культовой практике Церкви. Тем не менее «Эклога» не содержит никаких санкций против икон. На этом основании данный правовой кодекс даже пытались иногда датировать временем до 726 г., однако эти попытки ни к чему не привели. Видимо, сам император не придавал своим богословским взглядам слишком большого государственного значения, поэтому иконоборческая идеология не нашла отражения в законодательстве «Эклоги».
О том, что иконоборчество Льва было весьма умеренным, говорит также его беспощадное преследование монтанистов (см. выше), несмотря на то что они отрицали святость икон. Очевидно, что Лев, как «верный» христианский император, видел в монтанистах лишь пагубу для Церкви и государства, но отнюдь не союзников в борьбе с иконами.
Продолжение иконоборческой политики государства в правление Константина V Копронима. В 741 г. император Лев III умер, и на трон вступил его сын и наследник Константин V (741—775 гг.) по прозвищу Каваллин (из греч. καβάλλης ‘жеребец’, дано за любовь Константина к лошадям) или Копроним (греч. «дерьмоименный» — согласно преданию из лагеря иконопочитателей, имя дано за казус, произошедший во время его крещения). Сразу по рождении Константин был объявлен соправителем при отце Льве, однако по смерти отца он не стал единовластным правителем империи. В течение 742—743 гг. власть в государстве узурпировал зять и, видимо, земляк Льва армянин Артавазд. который возобновил иконопочитание. В столице стали возвращать иконы в храмы, на улицы, устанавливать их в домах. Власть узурпатора была тут же признана Римским папой Захарией (741—752 гг.). Патриарх Анастасий провозгласил себя иконопочитателем и объявил иконоборцев (не исключая императорской семьи) отступниками.
В ходе междоусобной борьбы с Константином Копронимом Артавазд потерпел поражение и был ослеплён на ипподроме вместе со своими двумя сыновьями. Константин занял императорский престол в 743 г., отметив свое восшествие показательным наказанием патриарха Анастасия', он приказал посадить его на осла спиной вперёд и проехать так по городу на всеобщее осмеяние. Тем не менее император оставил его — униженного, полностью лишённого первосвятительского достоинства — на патриаршем престоле.
Константин V практически не проявлял своих иконоборческих устремлений вплоть до 754 г., когда решил созвать в Константинополе новый Вселенский Собор. Целью собора было утвердить иконоборческую доктрину в качестве официального исповедания Церкви. Заседания собора открылись в императорском дворце в азиатском предместье Константинополя Иерии (отсюда и название собора — Иерийский) под председательством Феодосия Эфесского и собрали 338 епископов, среди которых не было ни одного патриарха (Константинопольский патриарх Анастасий скончался в 754 г. незадолго до созыва собора). Епископы единодушно приняли следующие постановления:
• запретить хранить иконы и поклоняться им, извергать за это клириков и отлучать мирян;
• запретить использовать священные сосуды и облачения в целях почитания образов на них, извергать за это клириков и отлучать мирян;
• запретить писать иконы красками или чем-либо другим, пытаясь изобразить Христа, который имеет две невыразимые природы, извергать за это клириков и отлучать мирян, как нестори- ан, разделяющих Христа, или как монофизитов, признающих во Христе лишь одну природу и изображающих её;
• почитать Богородицу и святых духовными очами и в своих сердцах, а не на изображениях;
• предать анафеме патриарха Германа (назван в тексте «двоедушным»), папу Григория II, еп. Георгия Кипрского и четырежды прп. Иоанна Дамаскина (назван в тексте своим арабским именем Мансур, т.е. ‘победитель’).
Текст вероопределения, сохранившийся лишь в деяниях VII Вселенского Собора, свидетельствует о том, что император Константин V серьезно потрудился над тем, чтобы перевести спор об иконах в область христологии, обвинив православную сторону в христоло- гических заблуждениях, причем несторианских и монофизитских одновременно. Кроме того, в тексте отмечается, кто из богословов нанес иконоборцам наибольший урон: прп. Иоанн Дамаскин своими трудами «заслужил» четырёхкратную анафему от иконоборцев.
На том же соборе был избран, а точнее, назначен императором новый патриарх Константинопольский. Им стал еп. Константин Си- лейский, которого император лично возвел на патриарший престол (754-766 гг.).
Итак, Константин V получил от собора (высшей церковной власти) одобрение на дальнейшую деятельность по очищению общества от религиозных «предрассудков». Эта деятельность включала сразу несколько направлений: изъятие и уничтожение икон и сочинений, оправдывающих иконопочитание, изъятие и уничтожение других объектов чрезмерного поклонения (например, святых мощей), секуляризацию (выведение из-под юрисдикции Церкви) церковных земель и расстрижение многочисленного монашества, как главного хранителя обрядовых «злоупотреблений».
Данные о сожжении иконоборцами святых мощей и церковных книг встречаются в «Малом апологетике» патриарха Никифора (Исповедника'. «Нечестивый Константин... удалил из Церквей покровительство святых, предал огню святые мощи и множество священных книг (перевод мой. — С.З.)»1. О том же говорится в «Хронографии» Феофана'. «Военачальник Фракийских стран Михаил Лаханодракон... у кого находились святые мощи, и те предал огню, а хранившего их казнил. Многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечом, и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывал бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание и, наконец, в области своей не оставил никого, кто бы носил монашеское платье. Ненавистник добрых, узнавши об этом, изъявил ему своё высочайшее благоволение в таких словах: я нашел в тебе мужа по сердцу моему; ты исполняешь все желания мои. В подражание ему и прочие то же делали»[LXVIII] [LXIX].
Монашество в середине VIII в. преследовалось не потому, что было оплотом иконопочитания (таковым оно стало восприниматься лишь ближе к концу VIII в.). Государство в равной степени преследовало иконы и монахов согласно специальной программе Константина V по борьбе с обрядовыми суевериями. Оказавшись собратьями по несчастью, оба объекта гонений — иконопочитатели и монахи — объединились.
Участники собора явили поразительное единодушие и покорность воле императора, что говорит об укоренённости иконоборческих идей в Церкви на самом высшем уровне и высоком авторитете императорской власти в церковных делах. Лишь монашество оказало сопротивление попыткам властей сокрушить вековые христианские традиции и культовые практики, за что и поплатилось гонениями.
50-е—60-е гг. VIII в. оказались самыми страшными в истории иконоборческих репрессий. На этот период времени приходится значительное число случаев истязаний, издевательств и убийств среди всех слоев византийского общества за почитание икон. Так, в 762 г. на ипподроме был замучен св. Мамант и забит бичами инок Андрей, в ноябре 767 г. пострадал от фанатичной уличной толпы самый известный защитник икон, подвижник с горы св. Авксентия, св. Стефан Новый — и это лишь самые известные случаи мученичества. Стратиг фемы Фракисиев Михаил Лаханодракон принуждал монахов своей области снять мантию и жениться, угрожая в противном случае ослеплением и ссылкой.
Характерно, что иконопочитание в данном случае воспринималось как государственное преступление — именно поэтому за него назначалось ослепление, упомянутое в «Эклоге», но не предусмотренное церковным правом.
Своими репрессиями Константин добился полного исчезновения монахов с улиц столицы и резкого сокращения их числа во всем малоазийском регионе, откуда они бежали в Италию и, с разрешения Римских пап, устраивали там многочисленные монастыри. К 766 г. относится самый жестокий случай надругательства над монашеским чином: император приказал пройти по ипподрому группе иноков, каждый из которых должен был держать за руку монахиню. Этому примеру Константина следовали многие его приближенные в провинциях.
Иконы были уничтожены во всем столичном регионе, мощи многих святых, среди которых были даже мощи особо чтимой жителями Константинополя св. Евфимии, нещадно уничтожались (в огне или в море), освободившиеся здания монастырей занимали воинские части и другие государственные службы.
К 766 г. Константин окончательно превратился в мнительного и подозрительного правителя, которому повсюду мерещились угрозы. На этот год приходится казнь 19 архонтов (высокопоставленных государственных чиновников) и патриарха Константина II, заподозренных в заговоре против императора. Новый патриарх Никита I (766—780 гг.), по происхождению славянин, отличался особой нетерпимостью к святым изображениям, чем снискал любовь императора.
Воспользовавшись сменой династии и внутренней смутой в арабском халифате, Константин провёл ряд успешных кампаний на Востоке. Так, в 746 г. был полностью уничтожен арабский флот, посланный на завоевание Кипра, до 752 г. у арабов отвоёваны Северная Сирия и часть Армении с Феодосиуполем. На севере император успешно воевал с болгарами. Что касается Запада, то здесь империю преследовали неудачи — в 751 г. лангобарды захватили созданный ещё при Маврикии Равеннский экзархат, а в 754 г. Римский папа Стефан //лично отправился через Альпы на поклон к могущественному королю франков Пипину. В 756 г. под протекторатом франков в Средней Италии оформилась так называемая Папская область — теократическое мини-государство с верховной властью папы. Так начался необратимый процесс фактического обособления Западной Церкви от Византии с переходом под покровительство франкских королей, и едва ли не решающую роль в этом сыграла иконоборческая ересь.
Неизвестно, к чему в конечном итоге пришла бы религиозная политика Константина, если бы в 775 г. он не скончался от тяжёлой болезни во время похода против болгар.
Императорский трон занял Лев IV Хазар (775—780 гг.), рождённый от хазарки Ирины, второй жены Каваллина. Он не преследовал иконопочитателей, однако и не отказывался от иконоборчества, пытаясь своей толерантностью в этом вопросе сохранять церковный мир. Пассивная позиция императора оправдывалась тем, что ни одна из противоборствующих партий не имела в византийском обществе явного перевеса. Кроме того, при дворе оставались дети Константина V от двух его других жён, а также его родственники, составлявшие сильную иконоборческую партию, готовую в случае недовольства жителей империи политикой Льва IV возвести на престол другого императора. Верной помощницей императора была его жена, афинянка Ирина. Она подсказала ему вместо почившего Никиты поставить в 780 г. на патриарший престол киприота Павла ТУ (780—784 гг.), что Лев и сделал. Однако предварительно он взял с Павла обещание никогда не поклоняться иконам. В том же году император намеревался арестовать нескольких придворных, подозревая их в симпатиях к иконам, однако его скоропостижная кончина уберегла Церковь от новых гонений. Власть в империи перешла к сыну Льва IV малолетнему Константину VI (780—797 гг.), при котором фактическими правителями государства были его мать Ирина со своим фаворитом евнухом Ставракием. Сыновья Константина V от других браков по приказу Ирины были ослеплены.
Восстановление иконопочитания ими. Ириной. VII Вселенский собор (787 г.). Еще при жизни мужа Ирина тайно сочувствовала ико- нопочитателям, а после его смерти стала оказывать им покровительство, не заявляя, однако, открыто о своём отношении к иконам. Демонстративное восстановление иконопочитания могло стать в то время крайне опасным шагом как для Церкви, так и для самой Ирины. Со времён Иерийского иконоборческого собора 754 г. прошло около 30 лет, поэтому при дворе и в среде епископата неприятие икон успело пустить глубокие корни, а память о победоносных войнах императоров-иконоборцев вселяла уверенность в их правоте. Пойдя против толпы, Ирина могла лишиться власти, а Церковь — претерпеть новые гонения.
Поэтому Ирина вела себя очень осмотрительно, не принимая необдуманных решений. Тем не менее при ней были сняты запреты на пострижение в монашество, ношение облачения и открытие монастырей, Константинополь вновь стал наполняться иноками. Иконоборческая партия была этим недовольна, но поскольку открытых шагов для восстановления иконопочитания императрица не предпринимала, эта оппозиция вела себя довольно спокойно. В 784 г. ушел на покой и принял постриг патриарх Павел, и встал вопрос о его замене. В этот важный и переломный для Церкви момент Ирина провела блестящее кадровое назначение: она предложила и продвинула на патриарший престол Константинополя не священнослужителя, как это было до сих пор, а государственного чиновника Тарасия.
Скорое избрание на патриарший престол светского лица с формальным посвящением в епископы противоречило строгому смыслу церковных канонов и государственного законодательства о Церкви (ср. прав. 10 Сардикийского Поместного Собора; Юст. Нов. СХХШ, 1.2), однако церковно-государственная целесообразность в данном случае возобладала.