Немногие ученики замечают, что ответ на вопрос "Как писать сочинение ЕГЭ по русскому?" уже есть в формулировке экзаменационного задания:
"Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его..."
Поэтому заучивать план сочинения не нужно, ведь он у вас будет в КИМе!
Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом:
1 абзац: вступление + проблема
2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!)
3 абзац: авторская позиция (1 предложения достаточно)
4 абзац: собственная позиция
|
|
5 абзац: обоснование собственной позиции (примеры из литературы, сериалов, фильмов. Пример из жизни можно, если он очень хороший! Пустые размышления - нет)
6 абзац: заключение
Идеальное сочинение состоит из 5-6 абзацев. 5 и 6 абзац можно объединить, если вам так больше нравится.
Секрет написания сочинения в том, что мы его пишем не в последовательности этих пунктов! Все элементы взаимосвязаны, нужно собирать сочинение как пазл, работать над всеми аспектами сразу.
3 взаимозависимые элемента в сочинении:
Проблема (вопрос) - комментарий (почему мы решили, что автор так считает? почему определенная нами проблема правильная?) - авторская позиция (ответ)
Типичные ошибки в сочинении ЕГЭ
Самая серьезная ошибка – неправильное обозначение проблемы
Главная причина: подмена понятий "тема" (о чем говорится в тексте), "идея" (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и "проблема" (один из основных вопросов, который требует ответа).
Типичная ошибка выпускников – подменить "тему" и "проблему".
Проблемы доброты нет, проблемы отцов и детей нет, проблемы войны нет... Это темы!
Как правильно определить проблему?
Проблема - вопрос, который волнует автора. Проблем в тексте несколько! Нужно сформулировать ОДНУ из проблем в тексте.
После первого прочтения не нужно сразу браться за формулирование проблемы. Нужно подумать:
"А при чем здесь я? Почему мне дали этот текст? Чему я тут могу научиться? Что хочет донести до меня автор?
Только после таких размышлений ты сможешь найти правильную проблему в тексте.
Существует несколько способов формулирования проблемы
|
|
Самый удачный, по нашему мнению, - формулирование вопросом.
Сравним:
Именно проблему музыки в жизни человека ставит автор.
Какую роль музыка играет в жизни человека? Именно такую проблему ставит автор.
Второй тип звучит красивее и четче. Экспертам ЕГЭ приятно читать работы логичные, красиво звучащие.
Если проблема – это вопрос. Должен ли быть ответ?
Должен, это и есть авторская позиция. Она должна быть четкой, в одно предложение! Объясняем эту позицию мы в комментарии.
Самая популярная ошибка – неправильное оформление комментария
Главная причина: примеры-иллюстрации не соответсвуют заявленной проблеме.
В цитате должна быть смысловая нагрузка! В ней должна четко прослеживаться авторская позиция, не притягиваем за уши.
Комментарий состоит из:
В комментарии нет аргументов и нет вывода. Есть иллюстрация, есть пояснение и есть связь.
1) Двух примеров-иллюстраций - две цитаты из текста, которые помогают понять авторскую позицию.
2) 2 предложения (элементы предложения), которые помогают понять, для чего, по нашему мнению, автор использует именно эти 2 иллюстрации, которые мы выбрали. Это пояснение.
3) Связь между примерами-иллюстрациями - элемент комментария, который обозначает: противопоставлены ли примеры или дополняют друг друга.