Санкт-Петербург, 2015 2 страница

Необходимо понимать, что в реальной жизни возможны ситуации когда, например, приспособление на биологическом уровне может по времени совпадать с адаптационными сдвигами на профессиональном или социальном уровнях. В этих случаях вследствие потенцирования их неблагоприятного влияния на организм возможно более быстрое нарушение механизмов регуляции функций с их перенапряжением, а значит возникает более высокая вероятность развития дизадаптационных расстройств.

Наряду с типичными ФС у корабельных специалистов в длительных походах могут развиваться изменения, обусловленные спецификой режима труда и отдыха, существенным ограничением двигательной активности, сенсорной и перцептивной депривацией, относительной социальной изоляцией, недостаточным ультрафиолетовым облучением и другими факторами. Так, при круглосуточном обслуживании технических систем и оружия в походе у плавсостава развиваются различной степени выраженности проявления десинхроноза, связанные с нарушением привычного суточного биоритма функций, а при быстром изменении широтных характеристик районов плавания – сезонных биоритмов. Эти сдвиги в уровне функционирования ведущих физиологических систем организма и психофизиологических качеств в течение суток сопровождаются напряжением механизмов их регуляции, которые в зависимости от степени нарушения привычного ритма жизнедеятельности обычно заканчиваются формированием нового биоритма функций в течение 10-20 суток.

Длительное ограничение двигательной активности плавсостава в походах, отсутствие привычных физических нагрузок по их объему и мощности всегда сопровождается отрицательным влиянием на тонус, силу и выносливость мышц, скорость и координацию движений (гиподинамия и гипокинезия). При этом снижается интенсивность течения обменных процессов, развивается детренированность кардиореспираторной системы, а также происходят существенные сдвиги со стороны водно-солевого обмена. Эти изменения с увеличением продолжительности плавания постепенно нарастают и достигают своего максимума на заключительном этапе похода. Они всегда сопровождаются снижением тонуса коры головного мозга, что ведет к ухудшению физической и умственной работоспособности, а значит и профессиональной работоспособности корабельных специалистов.

Существенное уменьшение в длительных походах привычных для человека природных, социальных и профессиональных раздражителей является основной причиной развития состояний сенсорной и перцептивной депривации, относительной социальной изоляции. Их наличие обычно проявляется апатией, ухудшением настроения, снижением уровня активности и мотивации к работе, сонливостью, повышением тревожности и раздражительности, снижением психо-эмоциональной устойчивости, ухудшением межличностных отношений корабельных специалистов. Эти изменения, как и сдвиги, обусловленные развитием десинхронозов, гипокинезии и гиподинамии усиливают проявления типичных расстройств и отрицательно влияют на уровень профессиональной работоспособности военно-морских специалистов.

Следует отметить, что нередко у военно-морских специалистов в определенные периоды их учебно-боевой подготовки или при экстремальных ситуациях под влиянием особенностей самой профессиональной деятельности и условий, в которых она осуществляется, могут развиваться более сложные ФС. Их формирование обусловлено сочетанным воздействием комплекса факторов, относящихся к различным средам обитания, например, обитаемости кораблей и профессиональной деятельности; климато-географических факторов, профессиональной деятельности и социальных особенностей коллектива и другие их сочетания. Совпадение по времени стадий изменения ФС под воздействием названных факторов приведет к более быстрому и более выраженному его ухудшению, при котором одновременно могут выявляться проявления, характерные для каждого из этих типичных состояний. В другом случае, при несовпадении по времени стадий изменения ФС под их влиянием, типичные изменения первого из них будут развиваться последовательно и адекватно силе и продолжительности действующего фактора, то проявления другого типичного ФС будут вероятно более выраженными и неадекватными в силу нарушения механизмов регуляции функций и снижения резервных возможностей организма. Независимо от возможных вариантов формирования сложных ФС вероятность развития пограничных (преморбидных) состояний будет существенно выше, чем при одном из типичных состояний.

Принципиально, любое пограничное состояние может завершаться несколькими исходами. Во-первых, возможно его обратное развитие в нормальное ФС, при котором профессиональная работоспособность специалиста не будет существенно страдать. Для его реализации необходимо или устранить действие неблагоприятных факторов или уменьшить мощность их воздействия на организм. В условиях ВМФ это не всегда возможно и тогда обязательным условием восстановления ФС является наличие достаточных для этого ресурсов резервных возможностей, специфической и неспецифической устойчивости организма и проведение соответствующих мероприятий по его коррекции. Во-вторых, возможен переход пограничного ФС в тот или иной вид патологии и в первую очередь тех систем, на которые приходится наибольшая нагрузка по приспособлению к изменившимся условиям жизнедеятельности (заболевания центральной нервной системы, психосоматическая патология и др.).

В настоящее время на ВМФ достаточно успешно функционирует система медицинского обеспечения сил флота, включающая мероприятия медицинского контроля за режимом труда и отдыха корабельных специалистов, их питанием, водоснабжением, размещением, вещевым довольствием. Однако их реализация не позволяет в полной мере обеспечить сохранение боеспособности и профессиональной работоспособности плавсостава, особенно в длительных походах и в экстремальных ситуациях. Для решения этой задачи медицинская служба ВМФ принимает активное участие в проведении мероприятий, направленных с одной стороны на приспособление техники и оружия к психофизиологическим особенностям человека, а с другой – на приспособление специалиста к требованиям, предъявляемым к нему работой по специальности.

К мероприятиям первой группы относятся улучшение эксплуатационных характеристик орудий труда и условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность военно-морских специалистов. Это обоснование и разработка рекомендаций по рациональному устройству приборов контроля и органов управления технических систем и оружия, компоновке сенсорного и моторного полей пультов управления, их оптимальных размеров и форм, рациональному устройству боевых постов и командных пунктов, а также улучшение обитаемости надводных кораблей и подводных лодок. Второе направление связано с профессиональным отбором по психофизиологическим и психологическим показателям, что позволяет рационально распределить военно-морских специалистов по ряду важнейших специальностей с учетом их профессиональной пригодности. Важное место в обеспечении успешности работы специалистов флота принадлежит совершенствованию организации и методики их профессиональной подготовки, способов и методов усвоения знаний по специальности, выработки и тренировки рабочих навыков. Кроме того, в эту группу входят мероприятия активной профилактики снижения работоспособности плавсостава, которые предполагают с одной стороны – диагностику развивающихся типичных для военно-морских специалистов функциональных состояний, а с другой – их коррекцию.

К настоящему времени разработаны методические подходы к оценке ФС организма, профессиональной работоспособности, диагностике степени развивающихся дизадаптационных расстройств и утомления корабельных специалистов. В лабораторных условиях обоснованы и в натурных исследованиях проверены эффективность большого количества мероприятий по коррекции ФС и профессиональной работоспособности плавсостава в различных условиях деятельности. Эти мероприятия отличаются друг от друга модальностью действующего фактора (физические, химические, организационные и другие). По характеру и специфике действия средств коррекции на организм человека предлагают различать воздействия физиологические, фармакологические, психофизиологические и психологические.

Применительно к особенностям профессиональной деятельности военно-морских специалистов в процессе учебно-боевой подготовки и в экстремальных ситуациях коррекция их ФС и профессиональной работоспособности может иметь различное предназначение или типовую направленность применения. Так, при боевых повреждениях надводных кораблей и подводных лодок, а также при развитии на них аварийных ситуаций личный состав чаще всего выполняет профессиональные обязанности в условиях дефицита времени и информации, при действии на организм факторов обитаемости экстремального и даже сверхэкстремального характера в течение относительно непродолжительного отрезка времени. В этом случае для успешного выполнения профессиональных обязанностей коррекция должна быть направлена, в основном, на быстрое (экстренное) улучшение функционального состояния и стимуляцию работоспособности. В другой ситуации деятельность экипажа кораблей протекает в обычных условиях плавания, когда личный состав выполняет работу средней степени напряженности, а большинство действующих факторов не превышают предельно допустимых уровней. В этом случае в походе у корабельных специалистов будет постепенно ухудшаться ФС и снижаться работоспособность вследствие развития утомления, а также формирования приспособительных реакций к факторам обитаемости кораблей. Коррекционные мероприятия должны быть направлены на поддержание заданного уровня эффективности работы, сохранение нормального ФС плавсостава.

Третья типичная ситуация, в которой возникает необходимость проведения корригирующих мероприятий, обусловлена выраженным ухудшением ФС и работоспособности корабельных специалистов после окончания продолжительной профессиональной деятельности в неблагоприятных условиях обитаемости, например, после длительных походов на боевую службу. В этом случае мероприятия должны быть направлены на восстановление ФС и профессиональной работоспособности плавсостава.

Еще одна типичная ситуация обусловлена приспособлением корабельных специалистов к условиям военной службы (физиологическая адаптация), овладением избранной специальности (профессиональная адаптация) и усвоением групповых норм поведения в новом социальном окружении – экипаже корабля (социальная адаптация). При этом, в силу индивидуальных особенностей корабельных специалистов (физических, психофизиологических, психологических качеств и физиологических функций) у некоторых из них могут развиваться неблагоприятные сдвиги в организме, оказывающие негативное влияние на работоспособность. В данном случае мероприятия должны быть направлены на ускорение развития адекватных приспособительных реакций и предупреждение перехода дизадаптационных расстройств в различные патологические состояния. Следовательно, в зависимости от сложившейся ситуации в тот или иной период деятельности военно-морских специалистов мероприятия медицинской службы могут быть направлены на экстренное повышение профессиональной работоспособности и ФС; поддержание работоспособности на требуемом уровне и сохранение нормального ФС; восстановление функциональных возможностей организма и работоспособности плавсостава; предупреждение развития неблагоприятных сдвигов в организме и ускорение адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности.

Таким образом, в реальных условиях учебно-боевой подготовки и деятельности военно-морских специалистов в экстремальных ситуациях выбор средств коррекции их ФС и профессиональной работоспособности представляет определенные трудности, обусловленные следующими обстоятельствами. Во-первых, многообразием особенностей профессиональной деятельности специалистов флота (характер, профиль, интенсивность, длительность работы) и условий, в которых она осуществляется (обитаемость кораблей, социальная среда, гидрометеорологические и климато-географические условия), которые могут сочетаться в различных комбинациях. Во-вторых, организм на действие этих факторов отвечает интегрально, разнообразными изменениями ФС с развитием или типичных его разновидностей, или их сочетанием (сложные формы). Кроме того, необходимо учитывать, что эти сдвиги ФС будут зависеть не только от силы и продолжительности действия факторов окружающей среды (профессиональной, социальной, техногенной и природной), но и от индивидуальных особенностей военно-морских специалистов (исходное ФС и здоровье, профессиональная пригодность и подготовка по специальности, специфическая и неспецифическая устойчивость, резервные возможности организма и др.). Поэтому выбор средств коррекции ФС и работоспособности военно-морских специалистов должен осуществляться с учетом следующих основных положений:

1. Особенности профессиональной деятельности специалистов флота и условия ее выполнения в конкретный период их учебно-боевой подготовки или работы в экстремальных ситуациях.

2. Наличие сил и средств медицинской службы, уровень специальной подготовки медицинского персонала, время, в течение которого необходимо восстановить ФС и работоспособность корабельных специалистов.

3. Характер изменений ФС военно-морских специалистов, обусловленный развитием типичных его разновидностей или их сочетанием.

4. Направленность мероприятий по коррекции ФС и работоспособности личного состава ВМФ (экстренное повышение, либо сохранение и поддержание, либо восстановление ФС и работоспособности специалистов, либо предупреждение выраженных дизадаптационных изменений и профилактика перехода из пограничных состояний в различные формы патологии).

5. Независимо от типа сдвигов функций (или их сочетания) и направленности мер коррекции, последние должны всегда быть комплексными, обеспечивая благоприятные изменения со стороны основных компонентов ФС: подсистемы, ответственной за профессиональную деятельность, подсистемы обеспечивающей функционирование первой (рабочей) подструктуры, подсистемы регуляции и подсистемы резервных возможностей организма.

6. Неодинаковая степень ухудшения ФС и работоспособности военно-морских специалистов при выполнении профессиональных обязанностей в определенный период учебно-боевой подготовки или в экстремальных ситуациях требует дифференцированного подхода к выбору средств коррекции для различных категорий специалистов флота. В силу этих причин предлагается все средства коррекции разделить на две группы: общие мероприятия для всех категорий военно-морских специалистов в определенные периоды их деятельности и дополнительно мероприятия для отдельных категорий личного состава (вторая группа), которые должны назначаться по показаниям.

7. Мероприятия первой группы направлены на для профилактику неблагоприятных изменений функций организма, сохранение и повышение неспецифической устойчивости, поддержание резервных возможностей и предупреждение развития утомления (переутомления) военно-морских специалистов в различные периоды их деятельности. Эти «базовые» мероприятия по коррекции ФС проводятся со всеми категориями специалистов в обычных условиях выполнения функциональных обязанностей. К мероприятиям этой группы относятся профилактический отдых, режим труда и отдыха, физическая подготовка, водные процедуры, закаливание, дополнительная витаминизация, прием адаптогенов и др.

8. Мероприятия второй группы проводятся по показаниям отдельным категориям военно-морских специалистов, у которых в результате существенного ухудшения функционального состояния и работоспособности мероприятия первой группы являются недостаточными с точки зрения их корригирующего эффекта. К этим мероприятиям относятся электрофизиологические воздействия на ЦНС, мышцы и другие органы, дыхание кислородом под нормальным и повышенным давлением, прием фармакологических препаратов с различным механизмом действия и другие мероприятия. Для достижения должного корригирующего эффекта возможно их сочетанное (комбинированное) использование для потенцирования благоприятных изменений со стороны ФС и работоспособности военно-морских специалистов (например, фармпрепараты с электрофизиологическими воздействиями, дыхание кислородом под нормальным или повышенным давлением с фармпрепаратами или электрофизиологическими процедурами и др.).

9. В экстремальных ситуациях наряду с мероприятиями по срочной (экстренной) коррекции ФС и работоспособности военно-морских специалистов необходимо осуществлять фармакологическую профилактику токсического действия повышенных парциальных давлений газов (кислорода, диоксида углерода, азота) и вредных газообразных примесей. При этом, используемые фармакологические препараты не должны оказывать неблагоприятного действия на рассыщение тканей организма от индифферентных газов при спасении личного состава затонувших подводных лодок.

10. При наличии у отдельных военно-морских специалистов общесоматических заболеваний, либо их обострения, в процессе учебно-боевой подготовки мероприятия по коррекции их ФС и профессиональной работоспособности должны всегда сочетаться с традиционными методами лечения этих видов патологии.

Проблема сохранения и повышения боеспособности и профессиональной работоспособности особенно актуальна для личного состава подводных лодок и надводных кораблей ВМФ. Это обусловлено тем, что одним из основных компонентов их учебно-боевой деятельности является несение боевой службы в длительных походах. В этих походах, выполняя профессиональные обязанности по обслуживанию корабельных технических систем и оружия, плавсостав подвергается неблагоприятному действию гидрометеорологических факторов, факторов обитаемости, что способствует ухудшению ФС и снижению работоспособности. В процессе несения боевой службы экипажи кораблей нередко вступают в «контакты» с кораблями вероятного противника, что в значительной степени повышает интенсивность профессиональной деятельности и сопровождается развитием выраженного нервно-психического напряжения, а это в свою очередь вызывает более быстрое и существенное развитие утомления. В военное время экипажи кораблей, несущих боевую службу, первыми начнут боевые действия на море, что потребует от личного состава максимального напряжения моральных, психических и физических сил, высокого профессионального мастерства и выучки. Кроме того, в длительных походах в силу разных причин, время от времени, возможно развитие предаварийных и аварийных ситуаций, в которых от слаженных и четких действий личного состава будет зависеть не только судьба корабля, но и здоровье, а не редко и жизнь корабельных специалистов.

Рассматривая особенности работы медицинской службы ВМФ по обеспечению боеспособности и профессиональной работоспособности плавсостава в процессе учебно-боевой подготовки целесообразно выделить следующие основные этапы его деятельности: межпоходовый период, предпоходовый период, период плавания, послепоходовый период и этап деятельности экипажа в экстремальных условиях, связанный с развитием пред- и аварийных ситуаций.

 


2. Военно-профессиональная адаптация и

профилактика дизадаптационных расстройств

у корабельных специалистов в межпоходовый период

 

2.1. Военно-профессиональная адаптация и ее особенности у корабельных специалистов в межпоходовый период

 

Межпоходовый период в деятельности плавсостава связан с выполнением разнообразных работ в соответствии с планами учебно-боевой подготовки экипажей кораблей и подводных лодок в пунктах постоянного базирования. Личный состав выполняет свои повседневные обязанности по типовому недельному распорядку дня, который рационально распределяет время на различные виды деятельности, отдых, самообслуживание и т.п. К этим работам относятся осмотры, проворачивание, планово-предупредительный ремонт оружия и технических средств, занятия по специальности, общей, физической и строевой подготовке, тренировки и учения на боевых постах и командных пунктах, различные корабельные работы, несение нарядов и суточных дежурств. Нередко по планам соединения корабли выходят в море для отработки и сдачи курсовых задач или обеспечения их выполнения другими кораблями. Несмотря на небольшую продолжительность этих выходов (от одного до десяти суток), интенсивность профессиональной деятельности плавсостава в море по ее величине значительно превышает повседневные работы в пункте постоянного базирования, особенно при отработке задач с применением оружия (торпедные и ракетные стрельбы). Эта деятельность сопровождается изменениями ФС, которые у большинства корабельных специалистов не вызывают ухудшения профессиональной работоспособности. Восстановление ФС происходит обычно во время отдыха и сна плавсостава, предоставляемых в соответствии с типовым распорядком дня, а после кратковременных выходов в море, – в течение 1-3 суток пребывания в пунктах постоянного базирования. Однако у определенной части плавсостава эти изменения происходят на фоне развивающихся приспособительных реакций к новым для них условиям быта и жизнедеятельности, а значит будут более выраженными и могут оказывать неблагоприятное влияние на работоспособность.

К этим специалистам относится пополнение из призывников ВМФ, которое дважды в год прибывает на корабли флота после окончания обучения по специальности в учебных отрядах и школах ВМФ. Данный контингент личного состава должен освоить функциональные обязанности по новой специальности, приспособиться к общевоинским требованиям и корабельным правилам поведения, новому коллективу, что и составляет основное содержание их военно-профессиональной адаптации на физиологическом (биологическом), профессиональном и социально-психологическом уровнях.

Под физиологической адаптацией понимается совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменившимся условиям существования и направленных на сохранение постоянства внутренней среды организма. Процесс приспособления развивается постепенно и в нем принято различать несколько стадий. Первая стадия адаптации (срочная) характеризуется повышенной активацией жизненно-важных систем организма как результат гиперфункции систем специфической адаптации, стресс-реакции и выраженных эмоциональных реакций. Это проявляется повышением уровня функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, напряжением механизмов нейро-гуморальной регуляции и угнетением иммунобиологических защитных систем организма. На второй (переходной) стадии отмечается стабилизация функционирования ведущих систем организма на новом уровне, адекватном особенностям действующих факторов, с постепенным уменьшением выраженности проявлений стресс-синдрома. На третьей стадии (устойчивой адаптации) формируются оптимальные взаимоотношения между всеми системами организма на основе происходящих изменений на регуляторном, пластическом и энергетическом уровнях их обеспечения, а также повышаются защитные силы организма. Длительность физиологической адаптации в значительной мере зависит от климато-географических условий, в которых осуществляется военная служба. Так, если для районов Крайнего Севера, Камчатки, Приморья она составляет 10-12 месяцев, то для средних широт ее продолжительность примерно в два раза меньше.

В динамике социально-психологической адаптации также выделяют три основных периода – начальный, критический и завершающий. В первые 2-3 месяца службы в составе экипажа корабля молодым специалистам приходится на личном опыте познавать основные требования, которые предъявляются к ним на профессиональном уровне (в составе расчета боевого поста, команды, дивизиона, боевой части). Новым членам экипажа корабля приходится устанавливать формальные межличностные взаимоотношения с более опытными специалистами, своими непосредственными начальниками и командирами, а также неформальные отношения с сослуживцами. Поведение молодых специалистов в этот период характеризуется интересом к профессии, военно-морской службе, дисциплинированностью, исполнительностью, старательностью и точностью в выполнении распоряжений. Критический период адаптации молодого пополнения приходится обычно на 4-6 месяцы службы на корабле, когда формируются основные противоречия, составляющие суть профессиональной и социально-психологической адаптации. Эти противоречия могут быть общего или профессионального характера, а также в сфере межличностных взаимоотношений. Основными причинами их развития являются или несоответствие между требованиями воинских уставов и реальной организацией службы, или переоценка своих возможностей как в профессиональном, так и в социальном статусе в команде, в боевой части. Завершающий этап адаптации приходится на последующие месяцы службы на корабле и преимущественно связан с успешностью разрешения противоречий профессионального и социального характера. К этому времени молодые специалисты успешно освоили функциональные обязанности, в той или иной степени состоялись как профессионалы в составе боевого расчета, команды, боевой части. Существенно меняется их социальный статус (формальный и неформальный) в связи с приходом на корабль нового молодого пополнения. В целом происходит закрепление тех профессиональных качеств и особенностей межличностного общения, которые отражают новое место специалиста в формальной и неформальной структуре боевого расчета, боевой части и экипажа корабля.

Военно-профессиональная адаптация молодых специалистов на флоте всегда сопровождается значительным напряжением механизмов регуляции физиологических функций, интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей. В силу индивидуальных особенностей (мотивация к военно-морской службе, профессиональная пригодность к работе по специальности, физическая тренированность, психоэмоциональная устойчивость и др.) быстрота и оптимальный уровень развития приспособительных реакций у различных специалистов будут развиваться неодинаково. У одних (около 25% молодого пополнения) адаптация к особенностям службы на флоте вырабатывается достаточно быстро, а происходящие при этом изменения со стороны функционального состояния организма не выходят за пределы физиологической нормы и не оказывают неблагоприятного влияния на состояние их здоровья и профессиональную работоспособность.

Другая группа молодых специалистов (более половины пополнения) способна приспособиться к новым для них требованиям воинской службы в ВМФ. Однако при существенных профессиональных, эмоциональных, социальных нагрузках изменения в организме характеризуются многообразием, разной направленностью и большой амплитудой сдвигов, что может отрицательно сказаться на их работоспособности и здоровье.

Особую группу составляют специалисты (около 20%), у которых даже при повседневных нагрузках во время службы адаптационные изменения выходят за пределы физиологической нормы и сопровождаются ухудшением здоровья и снижением работоспособности. При значительных или продолжительных воздействиях факторов социального, техногенного, природного или профессионального генеза эти сдвиги являются дизадаптационными, пограничными между нормальным состоянием и патологией. Одной из основных причин этих изменений астенической направленности является несоответствие уровня неспецифической, эмоциональной и мотивационно-волевой активации функций организма специфике неблагоприятного действия факторов окружающей среды. В зависимости от выраженности отдельных проявлений астенических изменений у молодых специалистов они проявляются в виде вегетативного, вегетоневрастенического, вегетокардиального и вегетогастроэнтерологического синдромов.

 

2.2. Методики оценки функционального состояния организма и диагностики дизадаптационных расстройств

 

Нарушение гармоничного взаимоотношения организма с окружающей средой всегда вызывает развитие комплексной ответной приспособительной реакции, представляющей собой взаимно-обусловленную интеграцию различных функциональных систем организма. Выраженность приспособительных реакций и напряжение механизмов их регуляции предопределяет физиологическую цену адаптации. По степени адекватности приспособительных изменений, характеру действующих факторов можно говорить об удовлетворительном течении процесса адаптации или его нарушении (дизадаптационных расстройствах). Однако быстрота и оптимальность приспособительных реакций во многом будут определяться индивидуальными особенностями человека. К ним относятся состояние здоровья, феногенотипические особенности и уровень активности ЦНС, физическая подготовленность, исходное функциональное состояние, психо-эмоциональная устойчивость, резервные возможности организма и другие особенности личности. На основании этих данных можно, с одной стороны, прогнозировать течение военно-профессиональной адаптации, а с другой – оценивать ее результаты.

Применительно к особенностям военно-морской службы и исходя из индивидуально-личностных особенностей призывного контингента информативными характеристиками, позволяющими прогнозировать течение адаптационного процесса у молодых специалистов, являются уровень их физической подготовленности, нервно-психической устойчивости и состояние резервных возможностей организма.

Оценка физической подготовленности должна осуществляться в первые недели после прибытия в часть нового пополнения в соответствии с «Наставлением по физической подготовке и спорту в ВС РФ» (НФП) по трем упражнениям: бег на дистанции 100 м и 3 км, подтягивание на перекладине.

Для характеристики нервно-психической устойчивости молодых специалистов, позволяющей прогнозировать вероятность развития неадекватных эмоциональных реакций в повседневных условиях военно-морской службы, применяется методика «Прогноз». Анкета состоит из 84 вопросов о здоровье, характере, поведении человека в различных ситуациях, на которые надо дать утвердительный (да) или отрицательный (нет) ответ (приложение 1). В зависимости от характера ответа в регистрационном бланке в графе соответствующего вопроса надо поставить знак «+» (да) или «-» (нет). Оценка результатов обследования осуществляется с помощью «ключа» по шкалам искренности и нервно-психической устойчивости. Совпадение характера ответа с данными «ключа» оценивается в 1 балл. Если по шкале искренности сумма составляет 10 и более баллов, то дальнейшая обработка результатов не производится в связи с неискренностью ответов обследуемого.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: