Барьеры на пути формирования лидерских качеств

Сущность лидерства

Понятия «лидер» и «руководитель» похожи по значению, поэтому часто употребляются как синонимы. Но они не тождественны. Лидерство — это психологический феномен, тогда как руководство — сугубо управленческий. Лидер спонтанно занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Его влияние и авторитет имеют в основном неформальный характер. Руководитель — это формальный начальник, занимающий официальную должность.

    В основе лидерства лежат три составляющих:

1. лидерские качества (интеллект, умение управлять подчиненными)

2. лидерское поведение (авт., дем., пасс.)

3. ситуации, в которых действует лидер.

Личностные характеристики лидеров

1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их «паства».

2. Мотивация власти.Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии.

3. Образование.

4. Привлекательная внешность.

5. Честность.

6. Инициативность.

7. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Макиавелли[2 ].

Поведенческие характеристики

Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому мы анализируем понятия «стиль руководства» и даем описание таких важных категорий, как автократический стиль, демократический стиль, стиль, ориентированный на работу и стиль, ориентированный на человека.

Руководитель должен быть:

1. Уверенным. Уверенность руководителя передается подчиненным, как и неуверенность.

2. Хладнокровным. Трезвый расчет и контроль эмоций — необходимые качества успешного руководителя.

3. Гибким.

4.  Коммуникабельным. Находить быстрый и эффективный контакт с людьми — ключевое качество руководителя.

5. Инициативным. Необходимо подавать пример постоянными идеями, инновациями и улучшениями процессов, тогда и другие подтянутся.

6. Трудоголиком. Лидер должен быть первым во всем

7. Сконцентрированным.

8.  Открытым.

9.  Честным. Быть честным означает очень многое. Если вы собираетесь уволить сотрудника, потому что он плохо работает — сообщите ему об этом и предложите обсудить варианты избежать этого.

10. Справедливым. Во многом перекликается с предыдущим пунктом. Будьте справедливы всегда и во всем, и подчиненные не смогут вас ни в чем упрекнуть.

11.   Вдохновляющим. В дохновляющие люди могут заряжать энергией деятельности даже посторонних людей.

Ситуационный подход

Нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время.

Лидер не может быть таковым всегда и везде. Он может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации.


2. Основные модели эффективного лидерства

2.1 Модель лидерского поведения Танненбаума – Шмидта

2.2 Ситуационная модель Фидлера

2.3 Модель «путь - цель» Торенса, Митчела и Хауса

2.4 Модель Стинсона – Джонсона

2.5 Модель принятия решений Врума – Йетона

1. Модель лидерского поведения Танненбаума – Шмидта

В соответствии с этой моделью руководитель выбирает один из 7 образцов поведения в зависимости от собственных взглядов на источники власти, отношения с последователями и ситуацией.

1. дает возможность коллективу принимать решения, а сам только утверждает их

2. делегирует группам право принимать решения по конкретным вопросам

3. определяет суть проблемы, просит дать предложения и сам принимает решения

4. предлагает решения сам и считает возможным их изменение с учетом мнений и инициативы коллектива

5. выдвигает идеи и предлагает их обсуждение, принимает решения сам

6. принимает решения сам и убеждает последователей в правильности этих решений

7. сам принимает решения и доводит их до подчиненных.


Ситуационная модель Фидлера

Считает, что лидерский стиль остается неизменным, поскольку в нем отражается внутренняя мотивация отношений с людьми или с работой. Предложил измерять взгляды руководителя с помощью показателя - наименее предпочтительный коллега. Считал, что менеджеры, имеющие высокий рейтинг по показателю НПК хотят, чтобы их отношения строились на личностной основе и взаимопомощи, а кто имеет низкий - сосредотачиваются на задаче и производстве.

Модель «путь - цель» Торенса, Митчела и Хауса

Для эффективного руководства необходимо:

1. разъяснение того, что ожидается от подчиненного

2. оказание поддержки, наставничество и устранение помех

3. направление усилий подчиненных на достижение цели

4. создание таких потребностей, которые руководитель может удовлетворить

5. удовлетворение потребностей когда цель достигнута.

Хаус выделил два стиля: направленный на человека и на работу.

2. Модель Стинсона – Джонсона

Выбор лидерского стиля обусловлен:

1. чертами подчиненных

2. структурированностью работы

3. Модель принятия решений Врума – Йетона

Выделяют 5 стилей руководства.

1. Жесткий автократический

2. Мягкий автократический

3. Консультативный

4. Частичное участие подчиненных

5. Полное участие подчиненных

 

Барьеры на пути формирования лидерских качеств

Психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. Чаще всего встречаются следующие барьеры:

1. Расплывчатость и туманность поставленных целей.

2. Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений. Будьте довольны скромным прогрессом.

3. Боязнь новых ситуаций: нередко люди склонны предпочесть безопасность и удобство риску и новизне.

4. Боязнь уязвимости: Люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль, неудобство или испугать.

  5. Поведение и ожидания окружающих: Нередко семья, коллеги и друзья ограничивают усилия личности, направленные на изменение.

6. Неверие в собственные силы: Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться. Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами.

7. Недостаточные умения и навыки: Иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя.

4. Развитие лидерского потенциала

Упражнение первое: откройте диалог со своим внутренним критиком
Упражнение второе: ежедневно отмечайте свои успехи
Упражнение третье: записывайте и слушайте признания ваших достоинств и недостатков




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: