Цель: Продолжать учить детей расписывать узором по дымковским
мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи.
Задачи:
Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.
Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора.
Воспитывать любовь к народным промыслам.
Оборудование: На стене - картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идет дым, на переднем плане - березка в зимнем наряде); дымковские игрушки: индюк, водоноска, барыня и др.;
Для каждого ребенка: игрушка барыня, вылепленная из глины (или из теста), гуашь,
кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа (рассматривание дымковских игрушек (подлинников) и беседы о них; рассматривание альбома Дымковские игрушки. Чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям, рассматривание дымковских игрушек, напоминание технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, музыкальная пауза (исполнение детьми частушек), анализ работ воспитателем и детьми.
|
|
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Педагог обращает внимание детей на дымковские игрушки.
Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли игрушки. Вы угадали их?
Да, это дымковские игрушки.
Почему вы так думаете?
- Потому что они сделаны из глины и расписаны дымковским узором; их делают в деревне
Дымково;
- Правильно. Сейчас я вам немого расскажу о деревне Дымково, где мастера создают
такие замечательные игрушки.
(Чтение стихотворения и рассматривание картины и игрушек).
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
(Показ дымковской игрушки индюка)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладый,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
(Показ игрушки водоноски).
|
|
- Эта игрушка называется Водоноска.
За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса:
Тугая черная краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
- Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?
- Да!
- Сегодня мы с вами будем расписывать игрушки, которые вылепили из теста. Но сначала
давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек?
- Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый.
- Какие элементы входят в дымковский узор?
Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки.
Обратите внимание, ребята, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и
повторяются в определенной последовательности.
А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки.
Сегодня мы будем расписывать дымковскую барыню. Каждую дымковскую игрушку
лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но
каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый свою барыню по своему
желанию. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою
барыню. (Даю детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь
приступайте к рисованию: плоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем
тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски,
лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Когда работы будут выполнены, предложить детям оставить их на столах, чтобы
просохли, и исполнить частушки.
(Музыкальная пуза).
1 Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь Народ на ярмарке.
2 Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары баловни - Кавалеры наши.
3 Мы игрушки расписные -
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
4 С лентами, да с бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
5 Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Анализ работ:
- Ребята, посмотрите на своих барынь. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы.
Какая барыня вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа...
(Ответы 2-3 детей).
- Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими
игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой
работой.