История возникновения контроллинга связана с деятельностью государственного сектора, в XX веке он развивался как концепция экономического управления на предприятии. Интерес к контроллингу со стороны государственных, в том числе таможенных, служб проявился только в конце 90-х годов, в странах Западной Европы, из которых наиболее интересным представляется опыт таможенных служб ФРГ и Австрии.
Разработка и внедрение инструментов контроллинга в практику управления таможенной службы в Германии связана также с реализацией нескольких других федеральных программ. Их целями являются экономия государственных затрат на содержание федеральных служб и внедрение в их систему управления новых экономических инструментов.
В настоящее время в структуре многих министерств и ведомств Германии имеются специальные подразделения, занимающиеся вопросами разработки и внедрения контроллинговых систем. Однако, говорить о существовании целостной функционирующей системы контроллинга в таможенных органах Германии пока рано. Специалисты отдела контроллинга занимаются разработкой и реализацией "пилотных" проектов, которые помогут создать необходимую базу, прежде всего информационную, для построения эффективной системы контроллинга в таможенной службе. Такими проектами являются "KLR Zoll", предусматривающий разработку и внедрение новой учетной системы, и "Plus Zoll" - подсистема менеджмента качества. "Пилотный" проект предполагает измерение результатов и анализ отклонений фактических показателей от плановых. При этом отмечается, что с целью данного проекта не является контроль за деятельностью отдельных подразделений. Он должен продемонстрировать, являются ли показатели релевантными целям управления, т.е. могут ли они служить базой для принятия управленческих решений.
|
|
Еще одним важным инструментом контроллинга в системе зарубежных таможенных служб является бенчмаркинг, представляющий собой особую управленческую процедуру внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов лучших подразделений. Бенчмаркинг является центральной составляющей новой концепции управления в таможенной службе Австрии, в которой основной акцент делается на измерение и мониторинг результатов.
В отличие от "австрийского" подхода, оперирующего в основном количественными показателями (количество предоставленных услуг и время их выполнения), в Германии предполагается рассчитывать стоимостные показатели (опираясь на систему KRL), а также качественные показатели (например, показатели системы Plus).
Таким образом, за рубежом развитие концепции контроллинга в таможенных органах представлено пока разработкой его отдельных составных частей в рамках "пилотных" проектов. Однако, как в Германии, так и в Австрии регулярно проводятся семинары, позволяющие модернизировать систему контроллинга.
Глава 2. Контроллинг как основная функция управления в таможенных органах