Занятие 6. Лингвистические школы на рубеже XIX и XX веков. (2 часа)

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра

1. Школа «слов и вещей» Г. Шухарда.

2. Неолингвистика (М. Бертони, В. Пизани, Дж. Бонфанти).

3. Французская социолингвистика (М. Бреаль, А. Мейе, А. Мартине, Ж. Вандриес).

4. Эстетическая философия языка К. Фосслера.

5. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра: определение предмета лингвистики; разграничение внутренней и внешней лингвистики; разграничение синхронии и диахронии; определение языка; язык и речь, учение о знаках; теория значимости лингвистического знака; системный характер языка. Значение лингвистической концепции Ф. де Соссюра для развития лингвистики XX века.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как Ф. Де Соссюр рассматривает антиномию языка и речи?

2. Чем, по Соссюру, различаются внешняя и внутренняя лингвистика?

3. Почему введенное Ф. Де Соссюром противопоставление синхронии и диахронии изменило направленность лингвистики?

4. Каковы основные положения знаковой теории языка в концепции Ф. де Соссюра?

5. Чем у Соссюра различаются синтагматика и парадигматика?

6. В чем заслуга Ф. де Соссюра для последующего развития лингвистики?

 

ЗАНЯТИЕ 7. Лингвистические парадигмы ХХ века. Русское языкознание ХХ века (2 часа).

1. Структурная лингвистика. Методические и методологические основы структуральных направлений. Основные школы структурализма

2. Датский структурализм, или глоссематика (Л. Ельмслев, Х. Ульдалль, В. Брендаль).

3. Пражская структурная лингвистика (Н. Трубецкой, В. Матезиус, В. Скаличка, И. Коржинек, И. Вахек, Р. Якобсон, Б. Гавранек, Б. Трнка).

4. Американский структурализм, или дескриптивизм (Л. Блумфилд, З. Харрис, Э. Сепир, Н. Хомский, Ф. Боас, Р. Уэллс).

5. Основные направления русского языкознания 20-50-х годов:

а) языкознание 20-30-х годов (Н.Я. Марр, И.И. Мещанинов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Е.Д. Поливанов); Московская фонологическая школа (А.А. Рефоматский, Р.И. Аванесов, А.М. Сухотин);

б) языкознание 40-50-х годов, разработка лингвистических проблем; лингвистическая концепция В.В. Виноградова;

в) философские, общенаучные и лингвистические основания языковедческой концепции А. А. Потебни.

6. Основная проблематика языковедческих исследований на современном этапе: прагматический, когнитивный, психолингвистический аспекты рассмотрения языка.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные признаки лингвистического структурализма.

2. Назовите основные направления зарубежного структурализма. Чем обусловлено многообразие школ структурализма?

3. Каковы основные достижения Пражского лингвистического кружка? Почему он получил название школы функциональной лингвистики?

4. Почему американский структурализм называется дескриптивной лингвистикой?

5. Что нового в современную науку о языке внесли американская и датская школы структурализма?

6. Каковы основные особенности отечественного языкознания ХХ века?

7. Назовите основные этапы истории отечественного языкознания и кратко охарактеризуйте их.

8. Перечислите научные заслуги отечественных лингвистов этого периода.

9. Как А.А. Потебня рассматривает проблему соотношения языка и мышления?

10. Каково значение лингвистических работ А.А. Потебни?

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

Генеративная лингвистика – направление американской лингвистики ХХ в., ставившее задачу формального представления языковых структур и порождения речи.

Глоссематика – направление западноевропейского языкознания 30-50-х гг. ХХ в., попытавшееся соединить языкознание с формальной логикой.

Дескриптивная лингвистика – направления американского языкознания начала ХХ в., осуществляющее формальное описание языков на основе дистрибутивного метода.

Диахрония – изучение языковых явлений с учетом фактора изменения во времени.

Компаративистика (сравнительно-историческое языкознание) – область языкознания, объектом которой являются родственные языки, описание их эволюции во времени и пространстве.

Лингвистический метод – обобщенная совокупность теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной языковой теорией.

Лингвистическая школа (направление) – объединение на основе общей идеи, платформы, метода научного моделирования, создающих своеобразие теории языка.

Синхрония – изучение языковых явлений в указанном состоянии, в отвлечении от фактора изменения во времени.

Структурализм – совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделяемыми структурными элементами и стремление к строгому формальному описанию языка.

Этнолингвистика – направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: