Тема: ДОМИНАНТНОНАККОРД (D9)
1.Определение и обозначение. Интервальный состав. Расположение
Доминантнонаккорд образуется из D7 путем добавления к нему еще одной терции сверху, т. е. ноны от основного звука в басу. Построенное таким образом на основном звуке D пятизвучие состоит из большой терции, чистой квинты, малой септимы и ноны и называется
доминантнонаккордом. Обозначается—D9:
2.Большой и малый нонаккорд.
В зависимости от качественной величины ноны различаются большие (т. е. с большой ноной) и малые (с малой ноной) нонаккорды. Большой D9 встречается в натуральном мажоре, малый — в миноре и гармоническом мажоре:
Доминантовый нонаккорд применяется почти исключительнов основном виде и притом значительно реже, чем D7 иD. Обращения же D9 встречаются еще реже и даже не получилиобщепринятых наименований.
Нормальным расположением D9 считается то, при котором егонона и основной звук даются в разных октавах (регистрах).
3.Приготовление
Доминантовый нонаккорд обычно подготавливается аккордами субдоминантовой группы —S, SII6, SII, SII7 (реже TSVI) натурального мажора, гармонического мажора и минора. Соединение этих субдоминант с доминантнонаккордом— гармоническое: два общих звука остаются на месте, образуя b D9 приготовленную септиму и нону:
Как и всякая доминантовая гармония, D9 может также вводиться после Т, К64, D7 и D. Если D9 следует за D7, то септима D7 может переходить в нону D9, в результате чего получается перемещение одного диссонирующего звука в другой (вполне возможен и обратный случай — перемещение ноны в септиму при последовании D9—D7):
Adagio Л. Бетховен. Ф-п. соната ор. 31 № 2
4.Разрешение D9 в Т
Доминантнонаккорд (D9), как и D7 — диссонирующее созвучие, причем диссонантность его, как уже известно, обусловлена бифункциональностью: три нижних его звука представляют D, два верхних — S:
Как бифункциональное созвучие доминантовой функции, D9 естественно разрешается в Т. Пятизвучный или полный D9 разрешается в тоническое трезвучие следующим образом: основной звук его идет в основной звук тоники, а все остальные голоса движутся, как во вводном септаккорде: терция и квинта — поступенно вверх соответственно в основной звук и терцию Т, а септима и нона — вниз в терцию и квинту Т. Тоническое трезвучие, таким образом, получается с удвоенной терцией, главным образом для избежания параллельных квинт, как при обороте DVII7—T:
Однако при другом расположении аккордов и голосоведении, когда параллельные квинты заменяются параллельными квартами, удвоение терции в тонике не обязательно. В этих случаях обычно три голоса движутся параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами:
В четырехголосном складе D9 применяется неполным, то есть с пропуском квинты. Неполный D9 при тех же условиях голосоведения разрешается всегда в полное тоническое трезвучие мажора или минора:
5. D9 как задержание к D7.
На сильной или относительно сильной доле, подобно вводному септаккорду, D9 применяется нередко как задержание к D7. В этом случае нона D9 разрешается нисходящим секундовым ходом в октаву, то есть в удвоенный основной звук D7, а все остальные голоса остаются на месте (кроме возможного октавного скачка в басу). Полученный таким образом неполный D7 разрешается в тонику уже обычным путем:
6.Перемещение
Как и другие аккорды, D9 допускает применение перемещений. Перемещение D9 образуется изменением его мелодического положения и расположения. Однако привсяких перемещениях D9 его нона не должна помещаться на расстоянии секунды от основного звука (баса) во избежание нежелательной «грязной» звучности:
Задания
1.Изучить тему «Доминантнонаккорд»
Литература: Дубовский И. Учебник Гармония
2.Гармонизовать мелодии по данной теме (1-2 задачи)
Литература: Алексеев Б. Задачи по гармонии
3.Играть на фортепиано гармонические схемы по данной теме в тональностях А-dur, fis –moll
Литература: Алексеев Б. Гармонические схемы для игры на фортепиано
Г. Группа МИИ-18