Филатов В. А., Филатова Е. В.Чтение как вид русской речи: учебное пособие. – Донецк: ДонНУ, 2020. – 166 с

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Кафедра русского языка

 

В. А. Филатов, Е. В. Филатова

 

 

Ч Т Е Н И Е

КАК ВИД РУССКОЙ РЕЧИ

 

Донецк 2020

 

 

УДК 81'322.6' 367.4

ББК Ш10*006.72

Ф 517

 

 

Печатается по решению учёного совета

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет».

Протокол №  1 от 25.01.2019  года.

 

 

Филатов В. А., Филатова Е. В. Чтение как вид русской речи: учебное пособие. – Донецк: ДонНУ, 2020. – 166 с.

 

 

Рецензенты:

д-р филол. наук, проф. М. В. Влавацкая (Новосибирск);

д-р филол. наук, проф. И. Э. Ратникова (Минск).

 

Пособие посвящено чтению, как важнейшему виду русской речи. В нём нашли отражение синтагматическая структура текста как система его авторских исходных речепорождающих единиц, его предложенческая структура как авторский вариант выделения передаваемых мыслей, уделяется внимание интонации и принципам чтения.

Восприятие речи обусловлено характером её порождения: она воспринимается на основе тех единиц, из которых реально составлена автором, что подтверждается практикой устного общения как естественной его формы. Говорящий разделяет в ней паузами не предложения и не слова, а синтагмы, интонационно единые группы слов с общим ситуативным значением, отражая тем самым главный принцип порождения речи: линейное наращение синтагм и их значений. Этим обусловлен и основной принцип чтения, состоящий в последовательной идентификации синтагм читателем, что помогает ему понять их в соответствии с их структурой и интонацией. Любое отступление от него ведёт к ошибкам в понимании содержания. Письменная речь – искусственная форма общения, полученная при трансформации звучащей речи в графическую. Синтагмы как исходные единицы речи, меняя форму, сохраняют свой статус и функции. Специфика чтения состоит в том, что в отличие от слушателя, которому говорящий помогает интонацией, читателю нужно самому выделить авторские синтагмы и восстановить интонацию текста. Для этого ему необходимы знания, умения и навыки. Утверждается синтагматическая основа чтения, которая обеспечивает точное восприятие текста.

Ключевые слова и выражения: речь, чтение, интонация, делимитация речи, синтагма, синтагматическая структура текста, предложенческая структура текста.

Адресуется студентам-магистрантам специальности «Русский язык и литература».

 

 

    

                УДК 81'322.6' 367.4

                ББК Ш10*006.72   

 

© Филатов В. А., Филатова Е. В., 2020

© ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»    


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………. 4

Роль языка и речи в жизни человека и народа в целом………………….. 7

Речь и её виды………………………………………………………………. 8

Цель и задачи курса «Чтение как вид русской речи»…………..…. 9  

Опорные принципы при развитии навыков чтения..……………………. 11

Раздел I. Речевая деятельность ……………………………………………… 15

1. Виды речи и их назначение...………………………………………….. 15

2. Порождение и восприятие речи……………………………………….. 19

3. Лингвистические единицы и их отношение к порождению и

восприятию речи..……………………………………………………...…. 20

4. Слова и их отношение к построению речи...…………………………. 23

Раздел II. Авторская делимитация речи как представление её

  реальных исходных единиц…………… ………………………………27

1. Уровни лингвистического опосредования при осмыслении мира..… 27

2. Речевые единицы и их отношение к устной и письменной речи...…. 28

3. Авторская делимитация и её назначение.…………………………..… 31

4. Синтагматическая запись речи…………………………………..…. 33

5. Интонация как важнейший инструмент речевой деятельности..….... 38

Раздел III. Синтагмы – исходные единицы чтения.. ……………………... 49

1. Реальные исходные единицы речи..…………………………………... 49

2. Внутрисинтагмные и межсинтагмные связи и отношения……..… 60

3. Смысловая связь как основа построения речи………………...…... 65

4. Речевые единицы и их отношение к порождению и оформлению

речи: синтагма, фраза, предложение, текст..…………………………... 70

5. Синтагматическая природа порождения и восприятия речи.…..…… 74

6. Смысловые функции синтагм в структуре предложения и текста… 101

7. Грамматические функции синтагмы……………………………….. 106

8.. Средства и приёмы синтагматического членения текста….……… 109

Раздел IV. Синтагма в структуре предложения …………………………112

1. Синтагма и порядок слов в предложении………………………….. 112

2. Синтагма и члены предложения…………………………………. 123

3. Синтагматическая и предложенческая структуры текста………….. 130

Раздел V. Итоги и обобщения ………………………………………………. 140

1. Типологические характеристики синтагм..............................……… 140

2. Теоретическая и прагматическая важность изучения синтагмы... 144

3. Смысловой анализ единицречи……………………..…………..146

4. Синтагматическая основа чтения………………………...………..149

Выводы..………………………………………………………….……………156

Контрольные вопросы….......................................................................158

Список литературы…………………………………………………………….160

Интернет-ресурсы…………………………….……………………………….164

Введение

Лингвистический мир представлен двумя сферами. Сфера языка включает общие для всех его носителей нормы, смысловые и формально-грамматические средства, парадигмы и предписания. Речь – это область индивидуального применения лингвистических средств. Она представлена разными видами речевой деятельности, которые дифференцируются на основании ряда принципов.

Для каждого человека речь – инструмент формирования и развития его личной системы понятий и представлений о мире, творческого самовыражения и воздействия на других людей. Поэтому вполне естественно и закономерно, что в последние годы в лингвистике отмечен растущий интерес к проблемам речи.

Функциональный аспект речи побуждает разграничивать среди всех речевых структур единицы порождения речи и единицы её традиционного оформления. Это весьма важно для чёткого разграничения самих видов речи.

Естественно полагать: из каких единиц речь непосредственно составляется, на их основе она и воспринимается, ибо именно они определяют её структуру и содержание. И, наоборот, на основе каких единиц речь воспринимается, из них она и составлена.

Наблюдения за устной речью как первичной формой общения, данной человеку природой, побуждают сделать вывод о том, что исходными единицами порождения и восприятия речи являются не отдельные слова как самостоятельные смысловые знаки языка. Он подтверждается авторской делимитацией реальных исходных структур в звучащей речи.

Говорящий разграничивает в ней паузами не слова, а интонационно единые лексические группы с общим значением, что помогает слушателям адекватно воспринимать каждую такую группу как самостоятельный структурно-смысловой компонент речи, понимать их значения, а с ними и содержание речи в целом.

На письме слова с целью их идентификации разграничиваются пробелами, но при чтении текста вслух они не разделяются паузами. Так что речь воспринимается не пословно, а на основе выделяемых групп – синтагм, т. е. реальных исходных авторских единиц порождения речи. Если речь воспринимается не пословно, то не из слов она и составлена. Синтагмы являются важнейшими структурами для всех видов речевой деятельности – как продуктивных, так и рецептивных. Особенно важны они для чтения.

Устная речь порождается из синтагм в результате их последовательного наращения. Одновременно с появлением синтагм она воспринимается слушателями. Так что устное общение осуществляется на синтагматическом уровне – посинтагмно. Функции слов как номинативных средств языка исчерпываются на уровне синтагм при их спонтанном появлении в сознании человека и автоматическом, мгновенном слиянии в синтагмы.

Письменная речь представляет трансформацию устной (или внутренней) формы в графическую. Традиционно она оформляется в виде предложений и текста. По мере формирования мыслей в тексте выделяются предложения. Текст не строится из предложений, они выделяются в нём в процессе его развития при наращении синтагм и формировании мыслей. Так что скорее порождаемый текст строит (определяет) предложения, а не наоборот. При этом происходит смена способа восприятия: слуховое восприятие речи, аудирование, заменяется зрительным – чтением.

Для слухового восприятия важна та речевая единица, которая при её появлении контролируется слухом. Она выделяется и интерпретируется самим говорящим. Эта единица – синтагма. В момент порождения речи структурно и содержательно важными для неё являются синтагмы. Из них составляется все дискретные структуры речи, а из наращения их значений порождается её содержание. На их основе оно и воспринимается слушателями.

Для зрительного восприятия речи наглядными единицами являются предложения, выделяемые на письме в соответствии с культурно-речевой традицией с целью разграничения авторских мыслей. Они выделяются в каждом тексте.

Таким образом, в устной и письменной речи наиболее наглядны разные речевые единицы. Синтагму субъект устной речи представляет, ограничивая её паузами. При этом он интонационно однозначно интерпретирует её. Поэтому устная речь – форма, с которой необходимо постоянно соотносить читаемый текст, чтобы точнее понять его содержание. А читателю при опоре на предложение нужно чувствовать авторскую интонацию и “слышать” авторское чтение текста.

Хотя предложения вполне наглядно представляются автором, тем не менее в содержании текста, каждому читателю приходится разбираться самостоятельно. Для того чтобы правильно понять текст, недостаточно знать значение всех его слов. Знать значения слов – естественное требование. Но этого мало, чтобы разобраться в тексте, так как его содержание – вовсе не сумма последовательного наращения значений слов. Не ими определяется передаваемое содержание. Оно интерпретируется авторской интонацией, зашифрованной в тексте. А чтобы читателю осознать её, ему необходимо выявить структуру синтагм каждого предложения. Лишь в этом случае можно рассчитывать на адекватное восприятие содержания. Главное же в том, что хотя в письменной речи центральной единицей выступает вроде бы предложение и не менее наглядно представлены все слова, разделяемые пробелами, однако структурой порождения и восприятия текста остаётся синтагма.

Цель пробелов – ускорить узнавание слов как компонентов синтагм и осознать общее значение каждой из них. Восстановление интонации способствует разграничению в тексте синтагм и их значений. Осознание содержания текста осуществляется на основе последовательного осмысления и наращения значений синтагм.

При записи устной речи содержание её остаётся неизменным, ибо оно порождается и развивается в результате наращения значений синтагм. Изменение формы синтагм – устной на письменную – не ведёт к изменению их значений. Поэтому в письменной речи, как и в устной, синтагмы остаются основными опорными единицами восприятия. Только на их основе возможно чтение с точным пониманием содержания текста. Тем не менее у многих людей с первых дней их обучения в соответствии с тезисом, согласно которому предложение строится из отдельных слов как самостоятельных смысловых единиц, чтение осуществляется на словесном уровне – с опорой на графическое разделение слов. Это не способствует правильному пониманию авторского содержания.

Для слушателя очевидна синтагма, с появлением каждой очередной синтагмы он воспринимает содержание речи. Для читателя наглядно предложение. Синтагмы – единицы непосредственного порождения и восприятия речи, тогда как предложения – единицы её традиционного письменного оформления. Они результат выделения в тексте мыслей. Это их главная роль в тексте. Чтобы понять содержание предложения, необходимо разобраться в минимальных фрагментах его содержания, т. е. идентифицировать в нём все авторские синтагмы и соотнести их значения с предыдущим содержанием. Предложения при записи текста выделяются на основе синтагм и фраз, в связи с чем одновременно формируются синтагматическая и предложенческая структуры текста. Это упрощает работу читателя, способствует осознанию синтагматики предложений, их интонации и содержания. Авторская синтагматическая структура текста – основа содержания; осознать её – значит правильно понять текст.

Внутренние связи компонентов синтагмы свидетельствуют, что слова в предложении – принадлежность синтагм, из которых оно составлено. В связи с этим к структуре предложения и его содержанию они не имеют непосредственного отношения и соотносятся с предложением через синтагму, в которую они входят.

Межсинтагмные связи и отношения отражают, что именно синтагмы являются исходными единицами речи и её содержания. Они объединяются в связную речь на основе своих ключевых слов. Игнорирование этого факта при выделении членов предложения ведёт к нарушению целостности синтагм и деформации реальной структуры предложения, а следовательно, и его смысла.

Структура конкретного предложения в тексте проясняется только при осознании его смысла. Содержательный принцип является главным при квалификации предложенческих структур.

Так как назначение речи в том, чтобы быть средством общения и взаимопонимания, то естественно, что смысловые связи и отношения между речевыми единицами следует считать главными объединяющими средствами связной речи. Они в сочетании с техническими компонентами – грамматической и интонационной связью – обеспечивают точное восприятие содержания.

Синтагматическая основа структуры предложений порождает сомнение в том, что они строятся путём распространения структурных схем с помощью отдельных слов. Но главное в том, что осознание синтагматической основы предложения способствует развитию синтагматического чтения, которое в максимальной степени отражает авторское содержание текста.

 

Роль языка и речи в жизни человека и народа в целом

 

Если зададимся вопросом, какой учебный предмет является главным для человека в его жизни, то вынуждены будем признать, что этим предметом является его родная речь. Родная речь не просто предмет изучения. Она становится инструментом для успешного изучения всех остальных предметов и осуществления любой деятельности. Речь занимает главное место в жизни народа и каждого человека независимо от того, осознаёт он это или нет. Она во многом определяет дальнейшую его судьбу.

Во-первых, речь – орудие мышления, способ и материал оформления мыслей. Во-вторых, она главный инструмент познания мира. И её нужно постоянно развивать и совершенствовать. Люди пользуются речью в течение всей жизни. В-третьих, речь – средство общения, взаимопонимания и воздействия на других людей. Она средство творческого самовыражения человека. Благодаря ей люди становятся профессионалами своего дела, добиваются успехов в образовании, науке, творчестве, искусстве, новых технологиях, производстве. Речь соотносится со всеми видами человеческой деятельности. Она первичный, изначально заданный предмет для любого общества и для каждого человека. Историю любого народа можно представить как историю развития его речевой деятельности.

Народная пословица говорит: “Встречают по одёжке – провожают по уму”. Но ум – это та реальная картина, точнее, яркий автопортрет, который каждый человек неизбежно, объективно и исчерпывающе создаёт своей речью. Причём конкретным человеком вопрос не ограничивается, так как речь во всех её видах, жанрах и вариантах – это автопортрет народа в целом.

Речь и её виды

 

Существует четыре вида речи: говорение, аудирование, письмо и чтение. Они дифференцируются на основе нескольких принципов и образуют систему русской речи, в связи с чем изучать их нужно в единстве.

В русской лингвистической науке наиболее изучены первичные виды речи (особенно их фонетические аспекты), а также письмо как основа для теоретических обобщений, касающихся литературной формы языка.

Наименее изучено чтение с его целью, задачами и опорными принципами, обеспечивающими правильное понимание читаемых текстов. Например, в вузовском курсе филологического обучения пока не знают даже, куда его отнести – к литературоведению (несколько уточнив его наименование: выразительное чтение) или к лингвистике.

При изучении иностранных языков чтение как вид речевой деятельности входит в систему лингвистической подготовки студентов как составляющая всех лингвистических знаний. Но при изучении русского языка создаётся впечатление, что такой вид речи существует как нечто само собой разумеющееся, не требующее ни внимания, ни особого подхода. Дескать, если человек может читать, то и проблем нет.

Чтение как вид речи при подготовке филологов должно стать объектом пристального внимания, ибо оно главный инструмент формирования научного мировоззрения, надёжный способ порождения и развития личной системы понятий и представления о мире, основной путь в освоении профессионального мастерства, в поиске надёжных методов, средств и приёмов в общественно-производственной деятельности.

Поэтому проблема точного понимания авторского содержания текстов при чтении в прагматическом и теоретическом отношениях является очень важной, а следовательно, весьма актуальной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: