Неожиданный ракурс

         в           КЛАССИКЕ

Никто не предполагал, что через несколько столетий музыка барокко, Баха, Генделя и др.композиторов будет переосмыслена и сыграна, но не переделана, музыкантами ХХ века, имеющих отношение к новому искусству ХХв. – к джазу. Чувство стиля, тонкий вкус, бережное отношение к Классике, всё это позволило создать новое обрамление к хорошо известным образцам прошлого. Случайно или нет, среди этих новых творцов имена французских исполнителей: трио Жака Люсье и вокальный ансамбль «Свингл Сингерс»(период 60-х гг.ХХв.). Париж первой половины ХХв. был культурным эпохальным центром мировой культуры во всех её проявлениях (живописи, музыки, литературы…)

 Вокальная группа “Swingle Singers” была основана вокалистом-аранжировщиком Уордом Ламаром Свинглом в конце 50-х гг. Сенсацией в мире музыки стало появление в начале 60-х вокального ансамбля безупречно, бережно и с высочайшим искусством исполнявшего произведения В.А.Моцарта, И.С.Баха, Генделя и др. Это было словно ниспослание свыше, ангельские голоса «Свингл Сингерс»(8 вокалистов), поддержка ритма контрабасом и ударными (игра щётками) уводили слушателя в другой, божественный мир изысканной красоты.

В 1963г. пластинка группы “Bach’s Greatest Hits” вошла в топ 15 мировых записей США, на следующий 1964г.: “Jazz Sebastian Bach” - пластинка года в Англии, в тот же год успех “Going Baroque” и “Place Vendome” в содружестве с “Modern Jazz Quartet”(1965)

Эту музыку моментально разобрали кинематографисты и для музыкального отображения переживаний героев в художественном кино, и для документального показа архитектурных монументальных и скульптурных сюжетов.

Ещё один пример джазово-эстрадного прикосновения к классической музыке – оркестр и хор Рэя Кониффа (америк.тромбонист, аранжировщик). В конце 50-х гг. выходят первые записи этого коллектива, и сразу же становятся сенсацией для любителей классич.музыки и не только для них. Мужские и женские голоса имитируют звучание труб и тромбонов, мелодия оригинала звучит в вокальном (слоговом) изложении, без импровизации, но иструменты (прежде всего: ритм-секция фортепиано, гитара, контрабас, ударные + духовые, струнные) и хор создают волшебное ощущение «раскачивания», свинга, и придают хорошо известным классич.шедеврам новый ракурс звучания. 

Жак Лусье́ (фр. Jacques Loussier; род. 26 октября 1934, Анжер, Франция) — французский пианист, известный прежде всего джазовыми импровизациями на музыку таких классических композиторов, как Бах, Вивальди, Сати, Равель, Дебюсси, Гендель. О своём детстве Лусье вспоминал: В десять лет я впервые сел за фортепиано. Семья имела скромный достаток, инструмента в доме не было, и заниматься вдоволь мне в то время не удавалось. Едва научившись читать ноты, я очень полюбил у Баха Менуэт G minor из маленькой тетради Анны Магдалены. Многократно исполняя эту музыку, я стал с увлечением придумывать небольшие вариации, слегка изменяя ритм или мелодию, фактически уже тогда пробуя импровизировать.                                                                                    В 1950 году Лусье поступил в Парижскую консерваторию, где оказался в классе пианиста-виртуоза Ива Ната. Но, несмотря на ранние успехи, начинающий музыкант вскоре оставил академическую сцену и наудачу попробовал себя в различных направлениях. Полтора года он играл на Кубе в составе цыганского ансамбля, аккомпанировал Шарлю Азнавуру и другим известным шансонье, сочинял аранжировки и музыку для кино. Конечно, молодой музыкант, которому оказалось тесно в «классических рамках», не мог не обратить внимания на стремительно набирающий популярность джаз. Особенно его привлекал в те годы Modern Jazz Quartet. И когда Жаку Лусье впервые предложили записать его сольные фортепианные эксперименты с музыкой Баха, он решил добавить к своему инструменту контрабас и ударные с целью углубления импровизационных возможностей. Партнерами пианиста классической школы и далеко не джазмена в этом довольно рискованном мероприятии стали соотечественники — контрабасист Пьер Мишло и ударник Кристиан Гаррос — известные джазовые музыканты, поднаторевшие в игре разными составами, в том числе и с заезжими американскими мэтрами.       В 1959 году вышла первая пластинка Жака Лусье, которая была воспринята с восторгом. Молодой, с хорошей академической подготовкой музыкант пошел на модный эксперимент — самые популярные темы И. С. Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение. Один за другим начали выходить альбомы под общим названием «Play Bach», которые производили впечатление наличия музыкального поиска. Импровизации на повторяющийся круг композиций менялись, а музыканты отличались хорошим джазовым свингом. К середине 1960-х ансамбль Лусье завоевал мировую известность, и последующие 10 лет трио активно привлекало внимание всего мира. За 15 лет было продано более 6 миллионов пластинок.                                                                          К 300-летию Баха в 1985 году Лусье вернулся к его музыке, насыщая баховский материал теперь уже не не только джазовыми, но и роковыми аллюзиями. В это время Лусье воссоздал трио уже с новыми партнерами — Андре Арпино (Andre Arpino) и Винсентом Шарбоннье (Vincent Charbonnier). В 1990-е годы к обработкам Баха добавились в творческой практике Лусье аранжировки произведений Антонио Вивальди, Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Эрика Сати, — в этих аранжировках роль джаза невелика. Параллельно с работой в трио Лусье до сих пор пишет оригинальные сочинения, среди которых «Lumieres» — произведение для сопрано, контр-тенора, хора, ударных и оркестра, Барочная месса XXI века, концерт для трубы и оркестра, концерт для скрипки и квинтет для медных «Огненная лошадь».              В последние годы Лусье активно концертирует и постоянно записывается с новыми программами. С 1993 года началось сотрудничество «Jacques Loussier Trio» со звукозаписывающим лейблом Telarc, в рамках которого уже вышли восемь альбомов Исполняя крупное по размеру и единое по замыслу «Bolero», Лусье романтически выразителен и классически уравновешен. В целом альбом выдержан, тем не менее, в духе импровизационного джаза. Обращает на себя внимание факт присутствия на диске не только «Bolero» Равеля, но и ещё одного «классически джазового» опуса, авторство которого принадлежит Лусье.

Выдающийся джазовый финский пианист, румынск.происхождения, Марион Петреску ещё один пример исполнения классических произведений. В начале и конце звучит авторский оригинал мелодии (И.С.Бах, В.А.Моцарт и др.композиторы-классики), а внутренняя часть пьесы наполнена джазовой импровизацией пианиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: