Звук начинает оформляться

Впрочем, в конечном счете все споры о корнях джаза не так уж и важны, главное - это люди, сумевшие объединить все течения в единый великий музыкальный стиль. О них нам известно немного, за исключением корнетиста Бадди Болдена (1877-1931) и трубача Фредди Кеппарда (1890-1933), легендарных музыкантов, мастерски владевших инструментами.

Сочиненную ими музыку играла группа исполнителей на инструментах, наиболее подходивших для шествующего оркестра: контрабас (часто - туба), банджо или гитара и барабан, и ведущая мелодию духовая группа - корнет, тромбон и кларнет.

Духовые инструменты исполняли мотив в свободной аранжировке, переплетая и закручивая мелодические линии, тему, как правило, вел корнет, тромбон дополнял басовую партию и задавал смену аккордов, а надо всем этим витал кларнет.

Это звучание приобрело большую популярность и завоевало множество последователей и поклонников. Именно такая музыка нужна была людям - под нее можно было потанцевать, ее приятно было слушать. Гармония была очень простой, но использование блюзовых нот (переход на минорные терции там, где классическая западная традиция предписывает использование мажорных) придавало ей привлекательную новизну, а ритм никого не оставлял равнодушным.

Не более чем развлечение

К 1911 году в Новом Орлеане оформился общепризнанный стиль, в котором играли как черные, так и белые музыканты, и который можно было исполнять в разных инструментальных аранжировках. Этот стиль стали называть словом "джаз" (jazz, иногда jass), вероятно, в силу легкой манеры игры, отсутствия нотной записи и ассоциаций с музыкантами из Сторивилля. Несмотря на высочайшее мастерство многих исполнителей, это была популярная легкая музыка без претензий на нечто большее, чем просто развлечение. Главной фигурой новоорлеанского джаза стал трубач Джо "Кинг" Оливер (1865-1938).

Джаз шагает по планете

Первая джазовая запись появилась в 1917 г. в исполнении Ника Ла Рокка (1889-1961). После записи в феврале 1917 г. пьес "Livery Stable Blues" и "Dixieland Jass Band One-Step", его оркестр "Original Dixieland Jass Band" приобрел всемирную известность. Спустя несколько месяцев о новой музыке узнала и Европа, более того, джаз завладел умами даже профессиональных классических музыкантов. Дирижер Эрнст Ансермет вспоминает о том восторге, который вызвала у него игра Сиднея Беше (1897-1959), гастролировавшего в Европе в 1919г.

"Требуются джазмены"

В 1917 г. произошло еще одно знаменательное событие в истории джаза. Обеспокоенное тем, что военные моряки уделяют притонам Сторивилля больше времени и сил, чем боевой подготовке, командование ВМФ США добилось закрытия увеселительных заведений, вследствие чего многие музыканты остались без работы. Впрочем, для лучших поиски нового места длились недолго - так, например, на пароходах, курсировавших по Миссисипи, вакансий для музыкантов было предостаточно. Некоторые оседали в Чикаго, который вскоре стал центром творческой деятельности бывших новоорлеанских джазистов.

В центре внимания

В 20-е годы джаз стремительно развивается, становится более экспрессивным. Следуя новоорлеанской традиции, музыканты собираются в ансамбли, выступающие в постоянном составе. Особую роль в этом сыграл Джелли Ролл Мортон (1890-1941), который немало усилий приложил к тому, чтобы его джаз-бэнд был сплоченным и самобытным коллективом.

Пожалуй, самым важным новшеством 20-х было развитие сольной импровизации, именно она стала важнейшим компонентом джазовой экспрессии. Многие музыканты внесли свою лепту, но самой заметной фигурой стал, безусловно, Луи Армстронг (1900-71). В юности ему довелось провести несколько лет в приюте для цветных беспризорников за стрельбу в общественном месте. Там он научился играть на корнете, и вскоре стал играть на профессиональной сцене.

Какое-то время он играл в оркестре Кинга Оливера в Чикаго, но в середине 20-х собрал свой ансамбль, который назывался "Hot Five", а позже - "Hot Seven".

Творческий почерк

Мастерски используя ритмическую гибкость джаза, Армстронг создавал уникальные по силе воздействия произведения. Помимо тех вещей, которые в середине 20-х годов он записал со своими группами, игравшими в новоорлеанском стиле, в 1928 г. музыкант выпустил несколько пластинок с пианистом Эрлом Хайнсом (1903-83). Эта музыка не оставила равнодушным ни одного слушателя. В одной из пьес - "West End Blues" - звучит сольная партия, настолько завораживающая, что, кажется, будто время застывает.

Помимо Армстронга было немало и других ярких индивидуальностей, благодаря которым стилистика джаза стала более экспрессивной. Представителем изысканного новоорлеанского стиля был Сидней Беше, предпочитавший сопрано-саксофон более распространенному в то время кларнету. В более лиричной, но отнюдь не менее выразительной манере играл великий трубач и корнетист Бикс Бейдербек (1903-31).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: