Великая неизвестная певица

Неправдоподобно долгая карьера Магды ОЛИВЕРО (р.1910) в опере (1932-1986) достойна Книги рекордов Гиннесса. Титул в духе "КОРОЛЕВА ВЕРИЗМА" или лучшая Адриенна Лекуврер ХХ века, и для нее очень подойдет определение ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПЕВИЦА. Это весьма символичное и почетное звание. Магда ОЛИВЕРО принадлежала к той прослойке певцов, начинавших до Второй Мировой войны, которых взрастила и сделала звездами именно суровая и щедрая итальянская провинция. Она пела небольшую обойму своих фирменных веристских партий в бесчисленном количестве провинциальных театров. Нам остались "живые" документальные записи некоторых ее спектаклей (качество звука – от "нуля" до очень хорошего; прекрасный звук – из "Концертгебау" в Амстердаме, где певицу особенно любили). Рената Скотто во время своего мастер-класса в Москве с сожалением заметила в разговоре со мной, как непростительно поздно Италия пришла в себя и реально оценила то, что имела в лице Оливеро. Действительно, если Каллас уже при жизни была мифом, то Оливеро воспринималась как что-то более само собой разумеющееся. У Магды Оливеро только одна полная студийная запись, выполненная в канонах так называемого "коммерческого продукта" - "нигилистская опера" из русской жизни "Федора" Умберто Джордано на фирме DECCA, где ее партнеры еще сочный Тито Гобби и уже сдавший Марио дель Монако. Запись "Турандот" 1938 года, где она поет рабыню Лю еще простеньким лирическим сопрано, имеет слишком низкие технические параметры записанного звука. Остальные записи, которые тоже можно условно назвать студийными, - радиоисполнения, близкие по качеству к чистому звуку студии ("Тоска" 1961-го или "Воскресенье" Франко Альфано по роману Льва Толстого 1971-го, записанные радио RAI в Турине), отдельные арии, записанные в разные годы и "коммерческие" хайлайтсы из пряной "Франчески да Римини" Риккардо Дзандонаи на той же DECCA, - все это не лежит в рамках мейнстрима и неизвестно широкому кругу меломанов. Как и у Каллас, в голосе и школе Магды Оливеро было достаточно технических изъянов, но она столь же победоносно умела превращать свои недостатки в достоинства, но другим способом, нежели La Divina – а именно благодаря некоторым эмоциональным преимуществам веристской школы игры, основанной на гипертрофированных контрастах экстаза и прострации, аффектированного надрыва и светлых кантилен, сокрушительного форте и истаивающего пиано. Справедливость требует признать, что ее верхним нотам, если отделить их от образа и от всего, что она делала, не хватало объемного вибрато, они казались плосковато-прямыми, но в том-то и дело, что когда слушаешь Оливеро, забываешь что-то от чего-то отделять - ты полностью захвачен драмой, разворачивающейся в голосе, и целым комплексом ощущений. Пение Оливеро насквозь было пропитано плотью и кровью характера и ситуации, помноженных на современное ощущение жизни. Магда Оливеро была мощной трагической актрисой народного толка – такого же типа, как Анна Маньяни в кино. И еще она имела вкус к современной опере с ее экспрессивной декламацией. Слово, речь, риторика были ее сильнейшими выразительными средствами.

Магда Оливеро родилась 25 марта 1910 года в провинции Пьемонт, в городке Салюццо (Saluzzo). Обучение музыке начала в возрасте 12 лет в Турине. После нескольких лет обучения вокалу приняла участие в прослушивании для EIAR (Итальянское радио). Приговор комиссии был безжалостен и прям: "Абсолютно неадекватна".

Но неустрашимая Магда продолжала грызть гранит вокальной премудрости, готовя себя ко второй попытке, которая потерпела столь же ужасную неудачу, как и первая. Однако на этом втором прослушивании она встретилась с Луиджи Герусси (Luigi Gerussi), который вскоре станет ее вокальным наставником. Примерно после года упорных занятий она дебютирует на Туринском радио (EIAR) партией Марии Магдаллины (Maria di Magdala) в "Скорбных мистериях" (I Misteri Dolorosi) композитора Каттоззо. Это произошло 2 декабря 1932 года, а четырьмя неделями позже в той же самой студии она пела в мировой премьере концертной версии оперы Отторино Респиги "Мария Египетская" (Maria Egiziaca) с Карло Тальябуэ (Carlo Tagliabue) и Ивой Пачетти (Iva Pacetti).

26 декабря 1933 Магда Оливеро дебютирует в Ла Скала в крошечной партии сестры Набукко Анны в опере Верди под управлением Витторио Гуи (в звездном ансамбле вместе с Джиной Чинья, Эбе Стиньяни, Танкреди Пазеро, Карло Галеффи и Антонио Войером). В январе 1934 она поет в Милане в новой постановке "Фаворитки" Доницетти с "живой легендой" Аурелиано Пертиле, Эбе Стиньяни и Танкреди Пазеро и вообще не производит никакого впечатления на публику и критику.

Она возвращается в Турин и находит утешение в выполнении обязательств перед радио, где в течение последующих полутора лет выступает в партии Нанетты в "Фальстафе" Верди в ансамбле с Мариано Стабиле и Марией Канилья и в опере Вольф-Феррари "Влюбленный медик" (L'Amore Medico).

ФРИЦ ВУНДЕРЛИХ (1930-1966)

Фриц Вундерлих — немецкий певец (лирический тенор). Известен прежде всего как исполнитель партий в операх Моцарта, песенного и ораторного репертуара.

Фриц Вундерлих родился в семье музыкантов. Он рано лишился отца и помогал семье, зарабатывая игрой на различных музыкальных инструментах. В 1950 г. Вундерлих поступил в высшую музыкальную школу Фрайбурга и уже в годы учёбы привлёк к себе внимание.

В 1955 г. был приглашён в Штуттгартскую государственную оперу. Одной из его первых оперных ролей стала роль, с которой его имя и сегодня чаще всего идентифицируется, — роль Тамино в «Волшебной флейте» Моцарта. В последующие годы певец неуклонно расширял свой репертуар, выступал в ораториях Баха и Гайдна.

Международная карьера Вундерлиха началась в 1959 г., когда он впервые выступил на Зальцбургском фестивале. С тех пор он много гастролировал по миру (во Франции, Италии, Великобритании, Аргентине и т. д.). С 1960 г. выступал в Баварской Государственной опере, с 1963 г. — в Венской. В Вене он блистательно исполнял заглавную партию в опере Ханса Пфицнера «Палестрина».

С 1962 г. Вундерлих регулярно выступал с песенными концертами, в которых исполнял произведения Шуберта, Шумана и Бетховена

Музыкальный мир понёс тяжёлую утрату, когда Вундерлиха не стало в результате несчастного случая. Но за свою недолгую карьеру он достиг больших высот. Его записи и сейчас считаются образцовыми. Замечательный свежий голос, безупречная техника (не в ущерб естественности пения) и чувство стиля сделали его одним из наиболее выдающихся лирических теноров всех времён.

ДЖОН ВИКЕРС (1926)

Джонатан Стюарт Ви́керс — канадский героический тенор, почётный доктор ряда университетов, член Зала славы великих американских певцов Академии вокала (Филадельфия), компаньон Ордена Канады.

Джонатан Викерс родился в городе Принс-Альберт в Саскачеване. В три года, он пел в церковном хоре на Рождество. Уже к окончанию средней школы у него был сильный устойчивый тенор, и он пел как в церковных хорах, так и в небольших театрах, где исполнял роли в опереттах.

В 1946 году по совету сопрано Мэри Моррисон Викерс отправил запись своего вокала дирижеру и педагогу Этторе Мадзолени, и в 1950 году был зачислен студентом в классДжорджа Ламберта. Уже в первый год учебы Викерс солировал в исполнении «Мессии» в Университете Западной Онтарио и на канадской премьере брукнеровского Te Deum в исполнении объединенного хора Торонтской консерватории, а осенью 1951 года исполнял «Мессию» уже сторонтским Мендельсоновским хором. В 1952 году он выиграл молодежный конкурс Канадского радио.

Несмотря на многочисленные выступления за годы учебы, в 1955 году окончивший консерваторию Викерс не получает ни одного предложения постоянной работы за пределами Канады. Только после того, как он выступил в роли Мужского Хора в «Поругании Лукреции» Бриттена на Стратфордском фестивале и в роли Хосе в постановке «Кармен» в Канадской опере, он получает по рекомендации своей партнёрши по «Кармен» Регины Резник приглашение в Нью-Йорк. Параллельно с ним заключил трехлетний контракт лондонский Ковент-Гарден. Дебютной ролью в Ковент-Гардене стала для Викерса партия Ричарда в «Бале-маскараде» Вердив январе 1957 года, а после восторженных отзывов критиков последовали роли в «Кармен», «Доне Карлосе», «Аиде» и «Троянцах». После дебютного исполнения партии Зигмунда в «Валькирии» на Байрейтском фестивале Викерса стали называть лучшим интерпретатором этой роли в мире. До конца десятилетия он также пел партию Язона в «Медее» с Марией Каллас в Далласе, затем выступал в Венской опере, в Театре Колон (Буэнос-Айрес) и в Метрополитен-опера. После этого он начинает сольную гастрольную карьеру, редко появляясь на ее пике у себя на родине, в Канаде, где не могли платить ему достойные.

Любимой ролью Викерса была заглавная партия в опере Бриттена «Питер Граймс». В его исполнении этой партии критики отмечали редкую для оперных постановок драматическую компоненту. Необычными были также его интерпретации партий Отелло (которого он называл «Юлием Цезарем Венецианской империи») и Тристана. Викерс долго и продуктивно сотрудничал с Гербертом фон Караяном. Вместе они записывали «Валькирию», «Тристана и Изольду» и «Фиделио», а также снимали телевизионные постановки «Отелло» и «Паяцев».

После 1966 года Викерс ограничивает число своих выступлений до 65 в год, остальное время проводя с семьей на ферме в Онтарио. В 1973 году они с семьей переезжают на Бермуды. Викерс объявил об окончании карьеры в 1988 году.

В 1968 году Викерс был произведен в компаньоны Ордена Канады, а в 1985 году стал членом Зала славы великих американских певцов при Академии вокального искусства в Филадельфии.

 

ФРАНКО КОРЕЛЛИ (1921-2003)

Франко Корелли — итальянский оперный певец (тенор).

Дебютировал в 1951 году в Сполето (партия Хозе). На фестивале «Флорентийский музыкальный май» в 1953 году пел партию Пьера Безухова в европейской премьере «Войны и мира» Прокофьева.

С 1954 года — в труппе «Ла Скала» (дебют в партии Лициния в «Весталке»Спонтини), среди лучших ролей в этом театре также Гуальтьеро в «Пирате»Беллини (1958), Полиевкт в одноимённой опере Доницетти (1960), Рауль в «Гугенотах» Мейербера (1962).

С 1957 года пел на сцене театра «Ковент Гарден» (дебют в партии Каварадосси), с 1961 в Метрополитен-опере (дебют в партии Манрико).

ДЖУЗЕППЕ ДИ СТЕФАНО (1921-2008)

Джузеппе Ди Стефано в роли Радамеса в «Аиде»

Джузеппе Ди Стефано — итальянский оперный певец (тенор). На протяжении 1950-х и 1960-х годов часто выступал вместе с Марией Каллас.

Джузеппе ди Стефано родился в деревне Мотта-Сант'Анастазия, близКатании в Сицилии в семье сапожника и портнихи. Своё образование он получил в иезуитской семинарии, и в юности даже собирался стать священником.

После прохождения службы в итальянской армии состоялся его дебют в опере Жюля Массне «Манон», а спустя год он дебютировал с этой же оперой в театре «Ла Скала». Лирический тенор ди Стефано был быстро оценён мировой публикой и в дальнейшем добился наивысшего успеха и признания в «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке. Его американский дебют состоялся в 1948 году в опере Джузеппе Верди «Риголетто». В Великобритании он дебютировал в 1957 году на Эдинбургском фестивале в роли Неморино в опере «Любовный напиток», а в 1961 он впервые выступил в Королевском театре Ковент-Гарден в роли Марио Каварадосси в опере «Тоска».

На протяжении всей карьеры зрители восхищались его прекрасной дикцией, уникальным тембром и бархатным мягким пением. Из-за более тяжёлых вокальных партий, не подходивших для его лирического тенора, которые Джузеппе ди Стефано стал брать в 1950-х годах, его голос стал ухудшаться, из-за чего в 1960-х чуть не завершилась его карьера.

Его сотрудничество с Марией Каллас началось в 1952 году с совместной записи в опере «Тоска»[1]. В последующие годы они часто выступали вместе, а также приняли участие в записях опер «Лючия ди Ламмермур», «Пуритане», «Паяцы», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Богема», «Бал-маскарад» и «Манон Леско». В 1973 году ди Стефано сопровождал Каллас во время её прощального турне, которое неожиданно прервалось спустя год из-за проблем с голосом у обоих исполнителей.

За годы своей карьеры ди Стефано был удостоен «Золотого Орфея», престижной итальянской музыкальной премии.[2] Последний раз в качестве оперного певца он выступил в 1992 году в опере Джакомо Пуччини«Турандот», где исполнял партию старого императора.

В ноябре 2004 года ди Стефано с женой собирались покинуть свою виллу на курорте Диане Бич, недалеко от Момбасы в Кении, когда на них напали неизвестные и жестоко избили певца. Ди Стефано в течение нескольких недель не приходил в себя, перенеся при этом две операции. В декабре 2007 года его доставили в одну из клиник

Милана, где он впал в кому, из которой так и не вышел.[4] Он был перевезён в свой дом в городке Санта-Мария-Ое, близ Милана, где 3 марта 2008 года скончался в возрасте 86 лет.

  К таблице-графику ИИИ: направления, мастера

1900 – 1910-ые гг.:

Академическая музыка: вокальное, оркестровое, инструментальное исполнительство: С.Рахманинов, И.Стравинский

Театр:

Балет, народные танцы: Дягилевские сезоны в Париже(А.Павлова, В.Нижинский, С.Лифарь, Фокин)

Кино: Ч.Чаплин, Б.Китон, Братья Маркс, Макс Линдер

Популярная музыка, мюзикл, джаз: 1917г.– первая джазовая пластинка ”ODJB”, Джо «Кинг» Оливер,

1920 – 1930-ые гг.:

Академическая музыка: вокальное, оркестровое, инструментальное исполнительство:

Театр:

Балет, народные танцы:

Кино: 1927г.: звук пришёл в кино «Певец джаза»(Эл Джолсон),

Популярная музыка, мюзикл, джаз: 1926г.: первый мюзикл «Плавучий театр»(Дж.Керн); Джелли «Роул» Мортон, Л.Армстронг, 1938 – «королём» свинга избран Бени Гудман, конец 30-х: «король» энтертэймента Томас «Фэтс» Уоллер;

 

Ые гг.

Академическая музыка: вокальное, оркестровое, инструментальное исполнительство:

Театр:

Балет, народные танцы:

Кино: с 1945 по 1955гг. расцвет направления «неореализм» в Италии

Популярная музыка, мюзикл, джаз: 1954г. – рождение рок-н-ролла (Б.Хэйли, Ч.Бэрри, Э.Пресли, Л.Ричард); начало 40-х: рождение би-бопа (Ч.Паркер, Д.Гиллеспи, Т.Монк), великий «король» страйда Арт Тэйтум,

Ые гг.

Академическая музыка: вокальное, оркестровое, инструментальное исполнительство:

Театр:

Балет, народные танцы:

Кино:

Популярная музыка, мюзикл, джаз: 1962г. – английская группа “The Beatles”; 1962г. – рождение «босса-новы»(А.К.Жобим, Л.Бонфа, Ж.Жильберто, А.Жильберто); конец 60-х – начало 70-х: восхождение пианистов-композиторов К.Джарретта, Ч.Кориа

Ые гг.

Академическая музыка: вокальное, оркестровое, инструментальное исполнительство:

Театр:

Балет, народные танцы:

Кино:

Популярная музыка, мюзикл, джаз:

Ые гг.

Академическая музыка: вокальное, оркестровое, инструментальное исполнительство:

Театр:

Балет, народные танцы:

Кино:

Популярная музыка, мюзикл, джаз:

                 

 

 

                  Вопросы к рефератам

Событие или ситуация, связанная с явлением искусства,

доставившая мне невероятное изумление, восторг, шок, эмоциональное потрясение из мира киноискусства, театра, любого вида музыки (от классики до джаза), балета (хореографии), цирка, ТВ-ного спектакля (сериала). Личность и работа актера, режиссёра, певца, сценариста, костюмера выходит на передний план и т.д.

При этом выполняются все функции, характеризующие Искусство: а) познавательная, б) воспитательная, в) моционального воздействия, г) компенсационная функция (дающее чувство-дополнение, того, чего не хватает в жизни), д) суггестивная (определённое гипнотическое действие), е) коммуникативная (объединяющая преимущественно над другими формами общественного сознания).

Чем это характеризуется: отсутствием подобного в истории И.

Что потрясло (например):

- к/ф «Плата за страх», Франция, 1950-ые гг, Ив Монтан;

- выступление И.Монтана в Москве (50-ые гг) с джазовым трио;

- 1-ая экранизация «Тарзана» с Джонни Вайсмюллером (чемпионом мира по плаванию, демонстрация нового образа обнажённого тела, единение с природой);

- актёр Урбанский (к/ф «Коммунист», «Чистое небо»);

- к/ф «Летят журавли» (А.Баталов, В.Самоойлова),

- раннее творчество Аркадия Райкина (спектакли, кино);

- появление жанра-триллер на видео: невероятное напряжение + жестокость + умение накнзать «злодея» в последнюю минуту;

- видое/фильмы с нинзя (мистические воины, владеющие всеми видоми борьбы и тайным оружием);

- к/ф с современными героями и чемпионами рукопашного боя Брюс Ли, Чак Норрис, Стивен Сигал, Брендон Ли, Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрем, Сильвестр Сталлоне, Мэл Гибсон, Джэйсон Стэтхем, Брюс Уиллис и др.;

- особо к/ф «Великолепная семёрка» (60-ые гг.) дала актёров Юла Бриннера, Чарльза Бронсона (сериал «Жажда смерти»), Мак-Кена и др.;

- герой-полицейский Ник Нолти, Клинт Иствуд;

- детские потрясения в цирке «убило» шкафом Карандаша (Румянцева);

- к/ф «Когда деревья были большими» (Ю.Никулин, И.Гулая);

- чтение пьес Тенесси Уильямса («Трамвай Желание», «Стеклянный зверинец», «Ночь иегуаны» и ещё 8 пьес);

- супер-актёры Марлон Брандо, Жан Марэ, Луи де Фюнес, Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Михаил Ульянов;

- к/ф «Гамлет» Гр.Козинцева (И.Смоктуновский, А.Вертинская, Названов);

- к/ф «Человек-амфибия» (А.Вертинская, Коренев, Н.Симонов);

- трофейные к/ф «Сестра его дворецкого» (Дина Дурбин);

- искусство клоунады и мимов: Ч Чаплин, Марсель Марсо, студии во многих Д.К. Ленинграда (60-ые), Слава Полунин и его «Лицедеи»;

- мюзикл «Вестсайдская история» Л.Бернстайна (музыка+танцы+сценография), Таллин, уч.театр в Ленинграде, мысль о Ромео и Джульетте долго не приходит, если её не подсказать;

- итальянкое французское кино 50-60-х: Жерар Филипп («Фанфан-тюльпан», «Монпарнас 19»). Анук Эмме («Мужчина и женщина», «Монпарнас 19»), Ален Делон;

- приезд и выступление Владимира Горовица;

- приезд б/б Иллинойского университета: Диди Гарви…

- приезд б/б Тэд Джонса-Мэла-Льюиса: Ричард Дэвис, Сэр Роланд Хана;

- Дюк Эллингтон в «Октябрьском» 1971г, «тяжёлый» выход Поля Гонзалвеса;

-итальянская группа «Митиа Базар» - другая цивилизация;

- концерт Пэта Мэтини в «Юбилейном» (Лайол Мэйс), джэм в «Квадрате»;

- к/ф «Родная кровь» (Матвеев, В.Артмане);

- первый прибалтийский вестерн «Никто не хотел умирать» - хроникальность, аскетизм, беспощадность, появление Донатаса Баниониса, Масюлиса, Адомайтиса и др.актёров из театра г.Паневежиса (Литва);

 

Темы рефератов по И.И.И. в конце 1- го полугодия     

                    изучения предмета.

1. О лауреатах «Грэмми» 2000-х в разделах поп- рок- музыка. Тенденции, направленность…

2. Римэйки в к/фильмах последних 15-ти лет.

3. Римэйки в театре последних 15-ти лет. Скандальные и эпатажные постановки.

4. Мировой мим-арт. Творчество Вячеслава («Славы») Полунина.

5. Мюзиклы последних лет, достижения и недостатки.

6. Феномен мюзикла «Безымянная звезда» и Ларисы Лусты.

7. Балетная труппа Михайловского театра и Д.Дуато.

8. Ваше (моё) отношение к моде: слежу ли я за ней; издержки и повторы модельеров. Почему не оставить практичное навсегда?

9. Впечатление от ночных петербургских праздников (например, «ночи музеев» 16-17 мая 2015г.)

10. Актёры-феномены сегодняшнего дня. Как скоро о них забудут?

11. Классифицировать отечественных эстрадных звёзд (вокал, танец, юмор).

12. О преемственности русского народного музыкального творчества (кто и что было; сегодняшний день отечественного фольклора).

13. Написать небольшой рассказ, сценарий фильма, пьесы, мюзикла в совершенно ином, от привычного, ракурсе.

14. Моя рецензия на:

а) просмотр выставки;

б) хореографическую постановку;

в) цикл концертов в филармонии, лектории, Доме творчества;

г) фестиваль (эстрадный, джазовый);

д) выступление зарубежного артиста;

е) инсталляцию;

15. Как организовать (примерный план):

а) любую арт-выставку;

б) хореографическую постановку;

в) цикл концертов в филармонии, лектории, Доме творчества;

г) фестиваль (эстрадный, джазовый);

д) выступление зарубежного артиста;

е) нестандартную презентацию;

 

 

 

Театр древней Греции

Происхождение древнегреческой драмы и театра.

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы «Иллиада» и «Одиссея», дидактический (поучительный) эпос-поэмы Гесиода (VII в. до н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре и Дионису. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров).

Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа.

Комедия — карнавально-сатирическую.

Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании была огромна. Уже во второй половине VI века до н.э. трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в.до н.э.). Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит "подражание", "воспроизведение"; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д.

Театр Афин. 

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков V века до нашей эры — Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана, деятельность которого захватывает и начало IV в. до н.э. Одновременно с ними писали и другие драматурги, но до нас дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда — лишь имена и скудные сведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: