История западноевропейских информационных агентств

Основателем первого информационного агентства в Великобритании был Пауль Юлиус Рейтер (1816 – 1899). Он родился в немецком городе Касселе. Начинал свою карьеру с должности скромного банкирского служащего, затем переехал в Берлин. Во время бурных событий мартовской революции 1848 года уехал в Париж, где в течение некоторого времени работал переводчиком в агентстве «Гавас». В 1851 году он перебрался в Лондон, принял британское гражданство и основал там собственное информационное агентство. Сначала контора Рейтера передавала телеграммы главным образом коммерческого содержания, но вскоре главным товаром стали важные политические и дипломатические новости. Рейтер предложил свои услуги всем английским газетам по вполне доступной цене. Сначала лондонские, а затем и региональные издания поспешили воспользоваться представившейся возможностью, так как это позволило им если не сравняться с газетой «Таймс» в освещении международных событий, то хотя бы приблизиться к ней. Основными клиентами «Рейтер» сначала были провинциальные издания и дешевые лондонские газеты. С 1885 года агентство «Рейтер» стало главным поставщиком международной информации для крупнейших британских газет, включая «Таймс» и основным ее конкурентом на рынке международных новостей.

Как и «Таймс», «Рейтер» стремилось к точности и беспристрастности. «Рейтер» превосходило «Таймс» в объеме передаваемой информации и скорости передачи, хотя уступало ей в комментировании передаваемых новостей. Кроме того, «Рейтер» передавало информацию, полученную преимущественно из официальных или полуофициальных источников. Круг источников «Таймс» был значительно шире.

Под влиянием своего главного конкурента «Рейтер» стало посылать своих корреспондентов в регионы вооруженных конфликтов и получать от них телеграммы-репортажи. «Рейтер» не довольствовалось той информацией, которую для него предоставляли по договору «Вольф» и «Гавас», создало широкую сеть собственных корреспондентов в большинстве столиц мира. В 1890 году в агентстве была создана служба, которая специализировалась на сборе и передачи информации неполитического характера и общеинтересной информации.

В последней трети 19-го столетия «Рейтер» стало всемирной службой новостей. Авторитет агентства и его основателя был столь высок, что в 1871 году Пауль Рейтер был удостоен баронского титула.

Трудные времена переживало агентство «Рейтер» в первой половине 20-го столетия: во время мировых войн оно потеряло часть своей клиентуры из-за неполноты и односторонности передаваемой информации. Агентство испытывало финансовые трудности, но чтобы сохранить независимость от власти, предпочло не просить субсидий у британского правительства. В 1925 году агентство было продано Ассоциации прессы, объединению владельцев региональных британских газет. Однако это не разрешило финансовые проблемы агентства, и его генеральный директор Родерик Джоунс в 1937 году все-таки вынужден был начать переговоры с правительством о государственной поддержке. Основным аргументом Джоунса был тезис о необходимости сохранить мощную информационную структуру, каковой являлось агентство «Рейтер». В свою очередь правительство Чемберлена было заинтересовано в своем усилении влияния на агентство «Рейтер» и выразило готовность субсидировать его. Вместе с тем Джоунс отлично осознавал, что обнародование данного факта нанесет серьезный урон репутации агентства, поэтому в 1938 году он подписал секретный меморандум с правительством, о котором не были поставлены в известность даже члены совета директоров «Рейтер». Эта сделка позволила сохранить агентство. Однако через два года тайное стало явным, и Джоунс под давлением со стороны совета директоров был вынужден уйти в отставку.

В 1835 году произошло важное событие во французской журналистике: в Париже было создано первое мировое информационное агентство, которое занималось сбором и распространением информации, причем не только во Франции, но и из Европы. Основателем агентства был Шарль-Луи Гавас (1783 – 1858). Он родился в Руане, получил хорошее образование, обнаружил особые способности к языкам. При Наполеоне Гавас был банкиром, давал большие кредиты правительству, которые после падения правительства не смог вернуть и оказался на грани разорения. Тогда Гавас решил использовать свое хорошее знание иностранных языков и начал давать переводы из европейских периодических изданий. Эти обзоры иностранной периодической прессы он предлагал парижским изданиям, которые могли заплатить. Так возникло агентство «Гавас». Услугами агентства пользовались влиятельные парижские издания «Журналь де деба», «Конститюсьонель», «Пресс», «Сьекль». Позже Гавас организовал широкую сеть иностранных корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания. Агентство «Гавас» работало под девизом «Быстро и хорошо». Доходы предприятия быстро увеличивались. Росло и влияние Гаваса в журналистских и политических кругах.

В 1853 году почти во всех парижских газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которых печаталась информация «Гавас».

В 1848 году к Гавасу приехали два эмигранта из Германии – Бернхард Вольф и Пауль Рейтер. Поработав несколько месяцев в агентстве «Гавас», они вернулись на родину. Полученные во время работы у Гаваса знания и опыт пригодились им в последствии. Вскоре Вольф открыл в Берлине информационное телеграфное агентство. А в 1851 году Рейтер основал телеграфное агентство в Лондоне.

Однако эти новые информационные агентства не могли соперничать по степени информированности с «Гавас». Рейтер еще не предоставлял политической информации, Вольф только начинал это делать.

В 1859 году, уже после смерти Ш.-Л. Гаваса, произошло разделение сферы влияния между тремя крупнейшими информационными агентства. 15 июля 1859 года в Париже владельцами трех агентств было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее обмен информацией и раздел информационного рынка между ними. «Гавас» обязывалось поставлять новости из Франции, среднеземноморских стран, Америки, Рейтер – из Великобритании и с Ближнего Востока, Вольф – из Германии, Австро-Венгрии, Скандинавских и славянских стран (включая Россию). Договор просуществовал до 1870 года.

Семнадцатого января 1870 года было заключено новое соглашение, по которому сферой влияния «Гавас» объявлялись Франция, Италия, Испания, Португалия и Латинская Америка. «Рейтер» получало монополию на сбор и распространение информации из Великобритании и Голландии, Вольфу доставалась Германия, Скандинавия, Россия. Сферой совместного ведения «Рейтера» и «Гаваса» были объявлены Оттоманская империя, Египет, Бельгия. Все другие страны, включая США, рассматривались как нейтральная зона, где все три агентства имели право собирать информацию. Это соглашение просуществовало до Первой мировой войны. Телеграфные агентства США (прежде всего «Ассошиэйтед Пресс») не могли составить серьезную конкуренцию европейским агентствам, так как специализировались в то время на американских новостях и только в начале 20-го столетия обратили внимание на европейский информационный рынок.

«Гавас» быстро осваивало технические новшества. Так, уже к в конце 19-го столетия возглавлявший техническую службу агентства механик Нигрон усовершенствовал американский телетайп и оснастил им «Гавас».

Во время Первой мировой войны позиции «Гавас» в его традиционной вотчине Латинской Америке значительно ослабли, так как из-за цензуры агентство не имело возможности полно и объективно освещать события на европейском континенте. Место «Гавас» занял его конкурент «Ассошиэйтед Пресс».

Однако положение послевоенного «Гавас» оставалось достаточно прочным во многом благодаря рекламе. В 1920 году «Гавас» слилось с крупной рекламной компанией «Сосьете женераль», что привело к расширению деятельности «Гавас» в радио и киноиндустрии. С 1920 по 1924 годы доходы агентства выросли в три раза. Такая благоприятная ситуация сохранялась до мирового экономического кризиса конца 1920 – начала 1930 годов. Снижение экономической активности, приведшее к сокращению объемов рекламы, нанесло ощутимый удар по агентству. На помощь пришло правительство, которое приняло решение выделять «Гавас» ежемесячные субсидии в размере 60 тысяч франков. К концу 1930 годов «Гавас» фактически обладало монополией на государственную рекламу. Все это позволяло поддерживать деятельность убыточного информационного отдела «Гавас». Однако в результате агентство утратило статус частного предприятия, оказалось по существу под государственным контролем. В 1936 году один из лидеров французских социалистов Поль Фор потребовал национализировать «Гавас». Социалистов, которые в это время возглавляли правительство, не устраивало, что «Гавас», получая государственные субсидии, оставалось структурой, тесно связанной с крупными банками и влиятельными парижскими газетами. Планам Фора суждено было осуществиться через четыре года, когда вишистское правительство окончательно национализировало информационную службу «Гавас», создав на ее базе французское информационное бюро. По окончании Второй мировой войны будет преобразовано в агентство «Франс Пресс».

 

 

 
 
   
 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: