Дополнительные элементы текста

Абзацы

Водка

Вводкой к материалу называется небольшой блок текста, располагающийся обычно под названием (или подзаголовком, если он есть) и выделенный жирным шрифтом.

Вводка — это второе, с чем знакомится человек, решая, читать ли ему ваш материал. По сути, это самореклама текста. Или даже контракт, в котором вы предлагаете читателю особую сделку: вы ему — интересный материал, он вам — свое личное внимание и время. Просмотрев вводку, читатель либо читает дальше, либо переходит к более интересным, на его взгляд, публикациям. Поэтому именно здесь вы должны дать ему понять, что конкретно он получит, прочитав ваш материал: утилитарно-прикладную информацию (относящуюся к его, читателя, работе, быту, досугу, здоровью, коммерческим интересам, жизненным целям и т.д. — для принятия верных решений в обыденной жизни); любопытную информацию (которой можно щегольнуть перед знакомыми); "чувственную" информацию (рассчитанную на сопереживание); "гражданскую" информацию (направленную на возбуждение соучастия в активном преобразовании общества к лучшему, в решении проблем и конфликтов); чисто развлекательную информацию (воспринимаемую как приятное время-препровождение).

В принципе, вводка по своим функциям похожа на заголовок — только она подробнее предваряет публикацию и объясняет, почему ее тема касается читателя, чем именно она ему интересна.

В западной журналистике вводку (или первый абзац) принято называть лидом. Лид — это "лидирующая" часть материала. Причем "лидировать" она должна не только по своему месторасположению на полосе, но и по смыслу — в ней вкратце должно быть сказано самое главное — суть, соль вашего материала.

Девять из десяти творений начинающих журналистов страдают одним и тем же недугом: водянистостью вводок. "В наше нелегкое время, когда..., особо важной становится проблема..." — так или примерно так начинаются материалы "неучей". Читатель сам знает, какое сейчас время. Ему надо сразу говорить то, что он еще не знает. Надо сразу заинтересовывать информацией, которая ему, читателю, нужна позарез.

Начинайте с главного. Хорошая вводка — та, которая сразу "вводит" читателя в тему материала и уже не позволяет ему "выйти".

Если прослеживать дальше, как человек знакомится с газетным материалом, то общая схема "знакомства" будет такой: фотография, название, подзаголовок (если он есть), вводка, первый абзац, последующие абзацы.

Психологами замечено, что газетный текст человек обычно воспринимает как бы "отрывками". Раскрывая газету или журнал, мы сами решаем, что и в каком порядке будем читать. Так же — внутри каждого материала. Если мы встречаем в материале скучное место, то мы бросаем читать этот абзац. И читаем первые слова следующего абзаца. Если нам покажутся неинтересными подряд три абзаца (их первые слова), мы бросим читать этот текст вовсе. Может быть, уже убегающим взглядом скользнем по последнему абзацу.

Поэтому журналисту надо обращать особое внимание на первые слова абзацев. Нельзя начинать с: а) числительного или длинного ряда цифр; б) чересчур длинных слов; в) полного названия учреждения, о котором вы пишете; г) подробного изложения титулов, должностей и званий вашего собеседника; д) цитат; е) причастных и деепричастных оборотов. Все это можно использовать и позже.

Само членение текста на абзацы должно быть оправданным. Обычно с абзаца начинают новую мысль, изложение новых фактов, вообще что-либо поворотное в теме.

Часто встречающаяся ошибка начинающих – "кирпичность" абзацев. "Кирпичами" газетчики называют огромные, информационно и синтаксически перегруженные материалы или абзацы. У читателя "кирпичи" обычно вызывают чувство отторжения, так как кажутся чем-то тяжелым и сложным. Но и слишком маленькие абзацы отталкивают своим несерьезным мельтешением, завышенной самооценкой, неоправданной претензией на внимание читателя.

Среднее количество предложений в одном абзаце — 5. Предложения в абзацах должны быть небольшими — максимум 25 слов. И — не более 4 знаков препинания в предложении (точка не считается). Если вы набираете свои материалы в Word'e (а дружить с компьютером журналист просто обязан), то поставьте галочку по адресу: "Сервис/Параметры/Правописание/Грамматика/Автоматически проверять грамматику". Далее выберите "строго все правила". В "настройке" в нижней строке "Ограничение на количество слов в предложении" поставьте "25". Конечно, иногда требуется и 30, и 40, и более слов, шесть знаков препинания — но это уже в качестве исключения из правила.

Если по первым словам текста человек решает, читать ли его вообще, то по последним — понравился ли ему ваш материал. Об этом хорошо знают психологи. Знал об этом и легендарный Штирлиц — помните его бессмертное: "После разговора у человека в памяти всегда остается последняя фраза". Поэтому уделите концовке особое внимание. Впечатление от последних строк читатель будет автоматически переносить на их автора, у него будет формироваться ваш образ как журналиста. Пусть этот образ будет хорошим, "Конец — делу венец" — это и про журналистику. Распространенная ошибка новичков обрыв материала на полуслове. Как будто говорил-говорил человек, но вот его срочно куда-то вызвали, он убежал, и слушатели разочарованно разошлись. У текста должен быть логический финал, концовка, сюжетное разрешение.

Причем читатель должен сам его почувствовать не потому, что текст оборвался, а потому, что все или почти все уже сказано.

Потому, что в материале уже прозвучал его заключительный "аккорд". Проверить, получилось ли у вас такое завершение, очень просто. Прочитайте свой материал вслух какому-нибудь знакомому, и по его реакции вы поймете, ждет ли он продолжения. Если ждет — значит, не получилось. А если вдруг вы еще не дочитали материал, а ваш знакомый уже начал высказывать свое мнение об услышанном (в полной уверенности, что вы закончили) – значит, в тексте есть ложный финал или он слишком затянут.

Начинающие журналисты, работая над концовкой материала, иногда пишут: "в заключение", "в завершение", "напоследок" и тому подобные слова. Эти слова прямо указывают читателю, что материал вот-вот закончится. Так, конечно, лучше, чем обрыв на полуслове. Но не совсем правильно. Это все равно, что певец, заканчивая петь песню, говорит "конец" или "всё". То, что песня закончилась, должно быть и так понятно — без лишних слов.

Один из способов привлечения внимания читателей к вашему материалу — использование врезок. Врезкой или выноской называют текст, вынесенный в рамку и набранный более крупным шрифтом, чем основной текст. Во врезке можно поместить эффектную фразу из вашего материала, лозунг, призыв, историю, афоризм, цитату, частушку, анекдот на тему - все, что угодно. Главное, чтобы врезки-выноски не мешали, а помогали вводке и заголовку в борьбе за внимание читателя. Иногда выноски выглядят настолько удачными, что становятся главным графическим элементом полосы. В этом случае читатель начинает знакомиться с материалом именно с них. Основной текст можно также дополнить таблицами, диаграммами, графиками, карикатурами, схемами, тестами, мини-анкетами и вырезными купонами.

Подпись автора

Когда будете сдавать материал в редакцию, проверьте: не забыли ли вы подписать его. Странно, но у новичков это случается довольно часто.

Подпись под вашим материалом должна быть вашей. Псевдоним для начинающего — маска, за которой он прячется от возможных неудач. Лучше псевдонимами не пользоваться. Журналист должен чувствовать ответственность за написанное. Наверное, в вашем дворе тоже был такой закон — "За свои слова надо отвечать". Некоторые читатели прежде всего смотрят, кто автор текста. Может быть, уже через несколько лет ваша подпись под материалом будет гарантией того, что читателя ждет захватывающий и правдивый рассказ об интересных людях и событиях.

Яркий, звучный, эффектный псевдоним — ложный ход для журналиста, ловушка. Конечно, он привлекает читателей, но одновременно показывает, что с ними играют, что это все "понарошку". И люди перестают доверять — и этому журналисту, и этому изданию. А ведь доверие читателей, добрая репутация газеты ценится в профессиональных кругах несравнимо выше, чем вся эта показная мишура и уж тем более нарочитая "законспирированность".

Бывает, когда использование псевдонима необходимо — например, в случае особой опасности заявляемого или описываемого в материале. Тогда ответственность за сказанное берет на себя вся редакция. Могут быть и другие жизненные ситуации, при которых журналисту лучше подписаться выдуманными именем-фамилией. Но мотивация появления псевдонима в газете должна быть понятна читателю и безупречна с точки зрения этики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: