Объект исследования.
Объектом исследования называют предмет или лицо, на которое направлено исследование.
Объектами исследования являются:
· мир;
· внешняя среда;
· системы (политические, социально-экономические, культурные, технические, организационно – производственные и др.);
· операции;
· отношения (политические, социально-экономические, производственные, личные, моральные, культурные)
Миром в системологии называют совокупность находящихся во взаимосопряженных состояниях системы и ее внешней среды.
Внешняя среда – это все, что не является системой, но с чем взаимодействует система в процессе достижения поставленных целей. Внешняя среда влияет на расход ресурсов, риски и эффективность системы.
Примечание. В маркетинге выделяют внешнюю среду субъекта рынка (организации) прямого и косвенного воздействий.
Внешней средой прямого воздействия называют все то, что организация может повлиять своими решениями (например, решения о покупке товара).
Внешней средой косвенного воздействия называют все то, на что организация не может непосредственно повлиять своими решениями.
В управлении системой называют то, что решает проблему по устранению критического рассогласования между желаемым и действительным состояниями.
Выделяют формальные и неформальные системы и среду. Источниками формальных организаций является право и предоставляемая им власть должности.
Формальная организация исследуется с использованием норм прав, официальных организационных структур, власти должности, моделей и др.
Источником неформальных организаций является власть экспертная, авторитета, лидеров.
Операции – это некоторая последовательность действий по достижению поставленной цели с использованием конкретных устройств и (или) инструментов, при расходе ограниченных ресурсов для достижения определенных целей.
Отношения (политические, социальные, экономические и др.) – это устойчивые связи, взаимодействия и реакции (больше, меньше, хуже, лучше), ожидание, возникающее в процессе деятельности индивидуумов, социальных групп, общественных классов, этносов.
Внимание! Особенностью исследования СУ отношениями является то, что управлять отношениями двух и более объектов можно управлять через управление каждым из объектов.
Предметом исследования называют:
· систему знаний;
· умений;
· навыков;
Отображенных из соответствующих отраслей науки, экономики, техники для исследования в конкретной работе.
Например, могут исследоваться:
· методы планирования;
· мотивации;
· модели;
· процедуры и др.
При наличии классификации объектов и предметов можно использовать аналогии, подобрав подходящий метод исследования.
Внимание! Определению объекта и предмета исследования предшествует разработка гипотезы и компетенции исследования.