Социологические исследования СУ
Социологические исследования СУ представляют собой разновидность обществоведческих исследований, в которых рассматривают общество, коллектив, индивидуумов как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск СУ, и при этом, используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.
Целью социологических исследований СУ могут быть:
· оптимизация номенклатуры выпускаемых товаров или оказываемых услуг;
· отказ от товаров не пользующихся спросом;
· совершенствование товаров и услуг с учетом дифференциации потребностей различных групп населения и др.
Социологические исследования СУ могут быть:
· комплексными;
· специальными;
· целевыми – исследование мотивации и конфликтов в СУ.
Можно выделить, с учетом глубины исследований проблем, следующие виды исследований СУ:
· функциональные;
· структурные;
· параметрические;
· социологические.
Отметим, что при социологических исследованиях в первую очередь требуется установить относится ли коллектив (объект исследования) к гражданскому (демократическому) или тоталитарному (корпоративному) типу организаций, коллективов.
|
|
Большое влияние на социологические оказывают характеристики внешней среды, социологической среды СУ.
При наличии в процессе исследования СУ интуитивной информации, преобразуемой воображением, используют экспертные методы исследования. Эти методы особенно часто применяются в предшествующих прогнозных и плановых исследованиях СУ.
Экспертные исследования могут иметь как самостоятельное значение, так и использоваться при проверке истинности верификации логических исследований и моделирования.
Прогнозные экспертные оценки отражают индивидуальность суждения специалистов относительно эффективности, расходов ресурсов, безопасности, а также перспектив развития объекта и основаны на мобилизации и их профессионального опыта и интуиции.
Интуитивные (экспертные) методы исследований используют для анализа, диагностики состояния, последующего прогнозирования вариантов развития:
1) объектов, развитие которых либо полностью или частично не поддается предметному описанию или математической формализации;
2) в условиях отсутствия достаточно объемной и достоверной статистической информации по характеристикам объекта;
3) в условиях высокой неопределенности среды функционирования объекта, рыночной среды;
4) при средне- и долгосрочном прогнозировании новых рынков, объектов новых областей промышленности, подверженных сильному влиянию открытий в функциональных науках;
|
|
5) в экстремальных ситуациях и др.
Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями.
«Эксперт» в дословном переводе с латинского языка означает «опытный». В формализованном и в неформальном способах определения эксперта значительное место занимает профессиональный опыт и развитая на его основе интуиция.
К эксперту предъявляют следующие определенные требования:
1) высокий уровень общей эрудиции;
2) оценки эксперта должны быть стабильны во времени и транзитивны;
3) должен иметь определенный практический и/или исследовательский опыт и быть заинтересован в конкретном результате прогноза и др.
Характеризуя экспертов, следует иметь в виду, что в результате выработки оценок могут иметь место ошибки:
· систематические;
· случайные.
Организация форм работы эксперта может быть:
· программируемой;
· непрограммируемой.
Деятельность эксперта может осуществляться:
· в устной форме (через интервью);
· письменной форме.
Организация и стимулирование работы эксперта состоит:
· в разработке эвристических приемов и способов, облегчающих поиск прогнозной экспертной оценки;
· правовых норм, гарантирующих эксперту оформление приоритета в авторстве;
· неразглашение всех научно-технических идей, выдвигаемых в процессе экспертизы и др.
В процессе экспертизы применяются:
· анкеты для опроса специалистов;
· коллективные или индивидуальные методы проведения экспертиз;
· выполняются аналитические экспертные оценки;
· коллективная генерация идей и др.