Художественные материалы

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИЗОТЕРАПИИ

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в пер­вую очередь рисованием, используется в настоящее время для пси­хологической коррекции клиентов с невротическими, психосома­тическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обу­чении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и по­нять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не толь­ко отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических фун­кций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласо­вании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, свя­занное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зре­ние, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и свя­зывает их между собой.

Изотерапия использует процесс создания изображений в каче­стве инструмента реализации целей. Это не создание произведе­ния искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для раз­вития межличностных навыков и отношений, укрепления само­оценки и уверенности в себе.

Для изотерапии подходят все виды художественных материа­лов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор худо­жественных материалов.

Художественные материалы оказывают непосредственное воз­действие на художественную работу клиента. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осоз­нание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материа­лы побуждают клиента к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происхо­дит динамическое взаимодействие. Арт-терапевту особенно инте­ресно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрес­сивность клиента. Тем самым свободный выбор материала явля­ется важнейшей движущей силой в процессе художественной работы.

Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор раз­личных изобразительных материалов:

1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

2) для создания коллажей или объемных композиций исполь­зуются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесь­ма, веревочки, текстиль;

3) природные материалы — кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

4) для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

6) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах клиентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: