Развитие и обучение. Дефектология. Мышление и речь. Формирование понятий

Мышление и речь. Формирование понятий.

Развитие психических функций в онтогенезе.

Л.С. ВЫГОТСКОГО.

Лекция 32. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вопросы лекции:

Введение. Феномен Л.С. Выготского. Чтобы понять “феномен Выготского”, необходимо выделить в его творчестве два аспекта. Во-первых, Выготский явился крупнейшим практическим психологом, основавшим собственную школу психологов- практиков. Развитие психических функций в онтогенезе. Основная гипотеза культурно-исторической теории звучала следующим образом: психические процессы человека опосредуются своеобразными психическими орудиями, подобно тому, как труд опосредуется орудиями труда.

Согласно Выготскому, в психологических процессах человека следует различать два уровня: первый – “разум (= психический процесс), предоставленный самому себе”, второй – разум (= психический процесс), вооруженный орудиями и вспомогательными средствами. В практическом плане данная гипотеза предлагает новое решение проблемы отношения высших и низших психических функций. Низшие, элементарные психические функции (механическая память, непроизвольное внимание, образное мышление) связываются с фазой натуральных психических процессов (первый уровень), высшие психические функции – с фазой опосредованных, “культурных” психических процессов (второй уровень). Мышление и речь. Формирование понятий.

В соответствии с логикой своей концепции Выготский предполагает, что речь является психическим орудием, опосредующим мышление на его ранних стадиях. В своей книге “Психология подростка” (1931) Выготский так резюмирует свою исходную позицию: речь как система знаков становится основным средством мышления и всех высших психических функций, основным средством построения личности. Таким образом, речевые знаки (социальные по своей природе) лежат в основе личности, ее мышления, воли и т.д. Дальнейшие исследования мышления и речи в онтогенезе приводят Выготского к проблеме формирования понятий у детей. Опыты в этой области позволили ему выдвинуть ряд этапов в развитии понятия (а вместе с ним – и значения слова) у ребенка.

Развитие и обучение. Дефектология. В ходе исследований Выготский обнаружил, что развитие научных понятий происходит быстрее, чем житейских, поскольку в первом случае мышление развивается не спонтанно, а с помощью взрослых. Анализ этого факта привел его к выводу, что степень овладения ребенком житейскими понятиями показывает уровень актуального развития, а степень овладения научными понятиями – зону ближайшего развития. развитие ребенка при помощи обучения.

В связи с исследованиями обучения Выготский обратился к более узкой области психологической науки – дефектологии. Наблюдая за развитием и обучением детей с врожденными дефектами (глухота, слепота, врожденное слабоумие), он приходит к выводу, что понятие дефекта есть понятие социальное. Действительно, первоначально ребенок не знает о своей “неправильности”, о наличии у него дефекта. логический вывод: все обучение детей с врожденными дефектами должно быть построено таким образом, чтобы, учитывая особенности ребенка, формировать у него те же функции, что и у его сверстников. При этом должны создаваться “обходные пути” культурного развития психических функций. Проблема личности. На рубеже 30-х гг. Выготский обратился к анализу проблемы личности. Важнейшее понятие концепции личности у Выготского – это понятие активности. Как ведущая характеристика человека она выступает в различных формах. Особенно важной Выготский считает форму сотрудничества ребенка со взрослыми и коллективную деятельность детей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: