Классификации памяти.
Память
Правила тренировки памяти
Тренировка памяти.
Существует также множество правил, помогающих при запоминании, которые в дальнейшем помогают наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию.
Следует помнить, что запоминаются лучше всего те события, которые вызывают сильные эмоции или сопряжены с актуальными потребностями человека. Поэтому нужно стремиться связать запоминаемую информацию с имеющейся структурой потребностей и создавать во время запоминания положительный эмоциональный фон.
1 При запоминании желательно использовать не один анализатор, а комплекс их (зрительный + слуховой), добавляя к этому комплексу логику.
2 Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков в тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поэтому прежде чем запоминать что-то, нужно ясно и четко представить себе и осознать данное явление.
3 Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию.
4. Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторении для запоминания. Поэтому объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.
5 Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Первое повторение следует проводить не позже чем через несколько часов после первого восприятия информации, а следующее — не позже чем через 1-2 суток после первого запоминания.
6 Один из способов запомнить факт — это ассоциировать его с каким-либо другим фактом или явлением. Ассоциация может быть образной, логической или эмоциональной.
Память – психический процесс, который обеспечивает запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом определенного опыта и материала.
1. По характеру психической активности;
– Двигательная память
– Эмоциональная память
– Образная память («профессиональная» память):
· Обонятельная.
· Слуховая.
· Зрительная.
· Вкусовая.
– Словесно-логическая
– 2. По участию воли:
– непроизвольная;
– целенаправленная, произвольная мнемическая деятельность.
· непосредственная – запоминание через множество повторений, зазубривание
· опосредованная – запечатление с помощью вспомогательных средств: кодирование и перекодирование, мнемотехники.
3. По длительности сохранения материала
– Мгновенное запоминание (иконическая память)
– Кратковременное запоминание
– Оперативноезапоминание
– Долговременное запоминание
Особенности долговременного запоминания:
§ Вербальная перекодировка информации;
§ Предполагает запечатление через повторение (систематическое повторение и воспроизведение информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти)
§ Зависит во многом от степени действия над материалом, информацией (запоминается то, что тесно связано с целями, с задачами, с деятельностью).
I. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путем связывания его с ранее приобретенным опытом.
Непроизвольное запоминание зависит от следующих условий:
ü от новизны, яркости, необычности объектов или обстоятельств;
ü от того, насколько важное жизненное значения имеет данный материал или информация;
ü от того, насколько активную умственную работу вызывает материал над собой;
ü от степени завершенности действия над материалом, информацией;
ü от эмоциональной окраски событий;
Произвольное запоминание – мнемическая деятельность, подчиненная определенной задаче (очень важное значение отдается в данном случае мотивам, побуждающим запоминать).
Классификация произвольной памяти по видам мнемической направленности:
ü Направленность на полноту запоминания;
ü Направленность на точность;
ü Направленность на последовательность;
ü Направленность на прочность запоминания.