Процессы памяти

Классификации памяти.

Память

Правила тренировки памяти

Тренировка памяти.

Существует также множество правил, помогающих при запоминании, которые в дальнейшем помогают наиболее точно воспроизвести полу­ченную когда-либо информацию.

Следует помнить, что запоминаются лучше всего те события, кото­рые вызывают сильные эмоции или сопряжены с актуальными потреб­ностями человека. Поэтому нужно стремиться связать запоминаемую информацию с имеющейся структурой потребностей и создавать во время запоминания положительный эмоциональный фон.

1 При запоминании желательно использовать не один анализатор, а ком­плекс их (зрительный + слуховой), добавляя к этому комплексу логику.

2 Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков в тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поэтому прежде чем запоминать что-то, нужно ясно и четко представить себе и осознать данное явление.

3 Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложит­ся в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию.

4. Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторе­нии для запоминания. Поэтому объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.

5 Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение опреде­ленного периода времени. Первое повторение следует проводить не позже чем через несколько часов после первого восприятия информации, а сле­дующее — не позже чем через 1-2 суток после первого запоминания.

6 Один из способов запомнить факт — это ассоциировать его с каким-либо другим фактом или явлением. Ассоциация может быть образной, логической или эмоциональной.

Память – психический процесс, который обеспечивает запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом определенного опыта и материала.

1. По характеру психической активности;

– Двигательная память

– Эмоциональная память

– Образная память («профессиональная» память):

· Обонятельная.

· Слуховая.

· Зрительная.

· Вкусовая.

– Словесно-логическая

2. По участию воли:

– непроизвольная;

– целенаправленная, произвольная мнемическая деятельность.

· непосредственная – запоминание через множество повторений, зазубривание

· опосредованная – запечатление с помощью вспомогательных средств: кодирование и перекодирование, мнемотехники.

3. По длительности сохранения материала

– Мгновенное запоминание (иконическая память)

– Кратковременное запоминание

– Оперативноезапоминание

– Долговременное запоминание

Особенности долговременного запоминания:

§ Вербальная перекодировка информации;

§ Предполагает запечатление через повторение (систематическое повторение и воспроизведение информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти)

§ Зависит во многом от степени действия над материалом, информацией (запоминается то, что тесно связано с целями, с задачами, с деятельностью).

I. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путем связывания его с ранее приобретенным опытом.

Непроизвольное запоминание зависит от следующих условий:

ü от новизны, яркости, необычности объектов или обстоятельств;

ü от того, насколько важное жизненное значения имеет данный материал или информация;

ü от того, насколько активную умственную работу вызывает материал над собой;

ü от степени завершенности действия над материалом, информацией;

ü от эмоциональной окраски событий;

Произвольное запоминание – мнемическая деятельность, подчиненная определенной задаче (очень важное значение отдается в данном случае мотивам, побуждающим запоминать).

Классификация произвольной памяти по видам мнемической направленности:

ü Направленность на полноту запоминания;

ü Направленность на точность;

ü Направленность на последовательность;

ü Направленность на прочность запоминания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: