Примерные вопросы к экзамену по Теории и методике воспитания

Литература по курсу Теория и методика воспитания

Задания на усвоение и проверку

1. Выпишите в словарь определения или краткие характеристики понятий: социализация, семья, семейное воспитание, обучение родителей, субкультура молодежи, неформальные молодежные группы, девиантное поведение.
2. Проанализируйте собственное развитие в родительской семье или опыт знакомой семьи. Дайте ей социально-педагогическую характеристику: тип семьи, педагогический потенциал, характер действий родителей. Проанализируйте отдельные факты, конфликты, результаты воздействия семьи на ваше развитие, выделите достижения и проблемы семьи в воспитании. Сделайте краткие записи.
3. Проведите мини-исследование в школе или среди студентов. Выявите степень вовлеченности их в субкультуру подростков и группы; опишите, в чем это выражается: поведение, внешний вид, чувства, сознание, образ жизни, увлечения; определите характер влияния молодежной культуры на развитие учащихся. Эту и подобные проблемы можно сделать темой курсового исследования по педагогике, психологии.

Учебники
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002
Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002
Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000
Дополнительная
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994
Байард Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток. М.,1991
Веселова В.В. Билет в будущее. М.,1990
Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.
Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.М.,1986
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999. Глава 3.
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.М.,1995
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996
Калгрен Франс Воспитание к свободе. М., 1992.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.М.,1992
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989
Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М., 1995.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.,1984
Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.
Новое педагогическое мышление. /Под ред. А.В. Петровского. М., 1991
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.. 1996
Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002
Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.,1989
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994
Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 т.т. М. 1993-1999
Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить ребенка. М.,1992
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.,1994
Смирнов В.И Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.
Степанов В.Г Психология трудных школьников. М., 1997.
Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996
Теория и практика воспитательных систем. /Ред. Л.И. Новикова. Кн. 1, 2. М., 1993
Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997
Хрестоматия по социальной психологии/Сост. Т.Кутасова.М.,1994
Цырлина Т.В. Пути к совершенству: Антология интересных школьных и педагогических находок 20 века. М., 1997.
Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М.,1997
Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М., 1997.
Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998

1. Сущность и взаимосвязь понятий: воспитание, образование, развитие
2. Сущность воспитания и социализация личности
3. Цели воспитания в мировой и отечественной педагогике
4. Концепция воспитания в современной России
5. Социально-ориентированные концепции воспитания (бихевиоризм, коммунистическая педагогика)
6. Гуманистическая психология как основа концепции воспитания
7. Закономерности воспитания, их характеристика
8. Принципы воспитания, их характеристика
9. Нравственное воспитание учащихся: цели, содержание, средства, оценка воспитанности.
10. Физическое воспитание в школе. Физическое и психическое здоровье детей
11. Воспитание правовой культуры молодежи в школе и обществе
12. Гражданское воспитание учащихся. Формирование политической культуры молодежи в школе
13. Формирование толерантности молодежи, профилактика агрессивного поведения
14. Трудовое воспитание и профориентационная работа в современной школе и семье
15. Эстетическое воспитание школьников в школе и обществе. Роль СМИ, массовой культуры
16. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.
17. Содержание воспитательной деятельности в современной школе. Программы воспитания школьников
18. Взаимоотношения школы и общества. Школа в микрорайоне
19. Коллектив как средство воспитания учащихся в школе
20. Методика работы с детским коллективом. Показатели сформированности коллектива класса.
21. Молодежная субкультура как фактор воспитания. Неформальные объединения подростков
22. Воспитательная система школы, внеклассная работа в современной школе.
23. Ученическое самоуправление в современной школе: цели, проблемы, средства и методы развития
24. Общие методы воспитания. Их классификация и характеристика
25. Метод убеждения. Психолого-педагогическая сущность, формы реализации
26. Метод упражнения. Психолого-педагогическая сущность, формы реализации
27. Пример как метод воспитания. Подражание, мода, психические эпидемии
28. Методы педагогической оценки, стимулирования в процессе воспитания
29. Асоциальное, девиантное поведение школьников. Перевоспитание педагогически запущенных детей
30. Средства воспитательного процесса. Виды формирующей деятельности детей и подростков
31. Формы воспитательной работы в школе. Классификация, характеристика
32. Роль и функции классного руководителя в системе воспитания школьника. Его права и обязанности.
33. Технология работы классного руководителя
34. Педагогическая диагностика. Программы и методы изучения учащихся.
35. Целеполагание в работе классного руководителя
36. Планирование работы классного руководителя
37. Методика организации коллективного творческого дела в школе
38. Социальные и педагогические функции детских и юношеских общественных организаций. Отношение школы к ним
39. Семейное воспитание, его связь со школой. Обучение родителей педагогической культуре. Права ребенка
40. Формы работы школы с родителями. Методика организации родительского собрания.
41. Воспитательные беседы с учащимися как форма работы классного руководителя: цели, содержание, методика, анализ
42. Творческий характер воспитательной деятельности. Авторские системы воспитания
43. Педагогическое общение и поведение учителя, стиль, педагогическая техника
44. Психологические методы в воспитании. Их применение в работе классного руководителя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: