XVII в.
Выделенные виды источников личного происхождения (кроме исповедей) постепенно формируются в Западной Европе на протяжении ХVI-ХVII вв., в России преимущественно в XVII в., после Смуты (кроме эссеистики).
В дальнейшем эволюция источников личного происхождения в России существенно отличается от западноевропейского процесса, что сказывается в первую очередь на эволюции мемуаристики.
В Западной Европе развитие мемуаристики определяется двумя факторами, отсутствующими в России: постоянным накоплением исторических знаний, европейские мемуаристы имеют возможность читать античных и средневековых авторов, знакомиться со своей национальной историей (достаточно напомнить, что Большие французские хроники издаются типографским способом с 1480 г.) и формированием общественного мнения.
Для России же характерно позднее становление исторического сознания и формирование общества.
В начале XVIII в. в поступательный процесс эмансипации человеческой индивидуальности и создания вторичных социальных связей, формирования и структурирования общества резко вмешивается государство, ускоряя и, естественно, деформируя этот процесс, что не способствует развитию источников личного происхождения, и на протяжении практически всего XVIII в. эти источники в России развиты мало.
|
|
О степени распространенности дневников и частной переписки нам, в силу вышеуказанных причин, судить сложно.
Эссеистика практически отсутствует, в основном встречаются мемуары-автобиографии. Русские мемуаристы еще в XVIII в. писали свои мемуары-автобиографии изолированно друг отдруга.
Тартаковский очень точно подметил, что многочисленные ссылки русских мемуаристов на уже существующие прецеденты говорят «не о сложившейся преемственности, а как раз о почти полном ее отсутствии на ранних стадиях развития мемуаристики, ибо сама потребность опереться на чей-то прежний опыт, оправдаться перед собой и узким кругом возможных читателей, указывает на то, каким необычным, дерзким являлось для автора ведение записок, как остро ощущал он "новизну жанра", а отнюдь не его традиционность».
В 60-е годы XVIII в. в русском обществе начинает просыпаться интерес к истории, пока еще не к истории собственного народа и государства, а к классическим ее образцам.