Рынок семейного туризма очень специфичен, так как имеет свои особенности и требования. В последнее время во всем мире наблюдается заметная тенденция к семейному отдыху. Этот вид отдыха может быть очень разнообразен: стационарный и мобильный, спортивный и оздоровительный и т. д. Поэтому и программы могут быть совершенно различными. Набор их зависит от тематической направленности тура. Однако наличие среди путешественников маленьких детей налагает свои специфические особенности на требования к организации данных туров.
Условно семейным туризмом считают путешествия родителей с детьми до 11 лет.
При выборе мест размещения, питания и средств передвижения прежде всего необходимо учитывать особенности детской физиологии и психологии, а также не забывать об интересах взрослых (их родителей).
Во-первых, размещение на таких турах необходимо проводить в здоровых и экологически чистых местностях, спокойных и озелененных места. Кроме того, гостиницы, где будут размещаться туристы, должны отвечать специфическим функциональным требованиям для семейного отдыха: 2-3-местные номера, система объединения номеров, помещения для детских игр и т. д. Программы таких туров обязательно должны содержать мероприятия для детей, взрослых, а также совместные мероприятия,
|
|
В такие программы входят ознакомительные экскурсии, в которых могут участвовать и взрослые, и дети. Могут включаться также и отдельные экскурсии для взрослых (при наличии услуги по присмотру за детьми). Очень популярны прогулки на природе (по лесу, реке, морю). Хорошо организовывать экскурсии в зоопарки или парки отдыха.
При организации досуговых программ необходимо также сочетать интересы детей и взрослых: организовывать специальные детские праздники (праздник кукол, праздник сказок), отмечать дни рождения гостящих в настоящий момент детей и т. п. Для этих целей часто нанимается специальный персонал, занимающийся организацией детских и совместных программ. Необходимо предусмотреть по возможности наличие игровых площадок и небольших аттракционов на территории, прилегающей к гостинице, а также игровых комнат на случай плохой погоды. В то же время не следует забывать о взрослых: организация вечеров знакомств, творческих программ, наличие вечерних баров, куда могут пойти родители, уложив детей спать. Интересны также совместные программы: организация художественной самодеятельности., танцы для детей и взрослых и пр.
Спортивные программы на семейных турах предоставляются в виде дополнительных услуг (бассейны, теннисные корты, тренажерно-спортивные залы). Очень популярны соревнования по спортивным играм (футбол, волейбол, «Веселые старты») между взрослыми, детскими и смешанными командами. Проведение спортивных игр между семейными командами с вручением символических призов вызывает дополнительный интерес к спортивным программам на таких турах.
|
|
Курортные программы для отдыха предоставляются в зависимости от местных условий, но являются достаточно популярными.
Организация питания на семейных турах имеет свою специфику. Рационально предоставлять два отдельных меню (для взрослых и детей) с учетом их вкусов, а также физиологических особенностей. Для детей питание обычно предоставляется 4-разовое: завтрак, обед, легкий полдник и ужин. В ряде случаев (для маленьких детей) организуется вечерний кефир или молоко перед сном. Питание должно быть разнообразным, витаминизированным (овощи, фрукты), а также оптимальным по калорийному составу.
Необходимо предусмотреть все возможные трудности, возникающие в связи со спецификой контингента:
— учет детской психологии и физиологии — умеренный график экскурсий, детская тематика, возможность отдыха после обеда, 4-разовое питание, возможность стирки и глажения детской одежды и т. д.;
— совмещение интересов родителей с проблемами организации отдыха для детей — организация детских комнат с услугами по присмотру за детьми, когда родители заняты своими делами, развлекательные мероприятия детского, общего и взрослого характера и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. — М.: Аспект Пресс, 2004. 318 с.
2. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 352 с.
3. Зорин И.В. и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001. 288 с.
4. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресто-ранов. — Мн.: Новое знание, 2002. 368 с.
5. Карнаухова В.К. Сервисная деятельность: учебное пособие / Под общ. ред. Ю.М. Краковского. М.: «МарТ» Ростов н/Д, 2006. 256 с.
6. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. — М.: Профиздат, 2001. 208 с.
7. Muxeeea H.A., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 170 с.
8. Сервисная деятельность/С.Н. Коробкова, В.И. Кравченко, СВ. Орлов, И.П. Павлова / Под ред. В.К. Романович. — СПб.: Питер, 2005. 156 с.
9. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. Ю.П. Свириденко. Т. 1. Формирование сферы услуг. — М.: Вега Интел XXI, 2000. 448 с.
10. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. Ю.П. Свириденко. Т. 2. Экономика предприятий сферы услуг. — М.: Кандид, 2001. 410. с.
11. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. Ю.П. Свириденко. Т. 3. Особенности функционирования отдельных отраслевых групп услуг. — М.: Кандид, 2001. 632 с.
12. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. Ю. П. Свириденко. Т. 4. Туризм: методология, проблемы, перспективы. — М.: Кандид, 2001.360 с.
13. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Л.П. Шматько — М.: ИКЦ «МарТ», 2003. 352 с.
14. Федцов В.Г. Культура сервиса. - М.: ПРИОР, 2000. 208 с.