Формирование у младших школьников
План
1. Методические ошибки и недочеты в работе учителя.
2. Система работы с памяткой «Как решать задачу».
3. Методика применения «Светофора».
Литература:
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе – М., 1999, гл.4, пор. 4.2
Дополнительная литература:
Мядведская В.Н. Тэхналогiя фармиравання у малодшых школьнiкау агульных уменняу рашаць задачы // ПШ. – 2002. - №4
1. Методические ошибки и недочеты в работе учителя
1. Решение задач на уроке рассматривается как самоцель (что находит отражение в формулировках целей урока, в организации работы учащихся).
Получили ответ на вопрос задачи и … ура, конец! В результате:
а) мало внимания уделяется осмыслению хода выполненного решения («взгляд назад»);
б) редко проводится проверка задачи;
в) не используются возможности заданий творческого характера по решенной задаче;
г) отсутствует система в работе целенаправленного формирования общих умений решать задачи.
2. Не в достаточной степени используются возможности задач как средства совершенствования приобретенных математических знаний:
|
|
а) не уделяется должного внимания обоснованию выбора арифметических действий: на основе конкретных представлений (или даже восприятия) об арифметических действиях и математических отношениях; на основе взаимосвязи между отношениями «>», «<» или между арифметическими действиями; на основе определений или правил;
б) мало заданий предлагается на составление задач по различным признакам, т.е. обратному переводу с математического языка.
3. Несвоевременность перехода от практического к арифметическому способу решения:
а) излишне долгое использование полной наглядности;
б) форсирование перехода от конкретного к абстрактному (например: задачи на разностное сравнение, задачи на движение и др.).
Рекомендации учителю:
- Четкая целенаправленность работы (любая задача вносит свой вклад в образование, развитие, воспитание ученика);
- Требовать обоснование выбора арифметического действия в простых задачах на этапе первичного закрепления способа их решения;
- Учить рассуждать (громкоречевой этап);
- Учить контролировать решение;
- Практиковать заключительный анализ решенной задачи (особенно для новых или малознакомых);
- Шире предлагать различные виды творческих заданий;
- Специальное внимание уделять формированию умения работать над задачей в определенной последовательности;
- Специальное внимание уделять формированию общих умений работы над задачей (идея раздельного подхода к решению данной проблемы).
2. Система работы с памяткой «Как решать задачу»
|
|
Задача – это не загадка, ответ на которую нужно угадать, догадаться, разгадать.
«Задача на нахождение» - это «problema» (лат.) Процесс решения задачи, т.е. работа, проводимая при решении задачи, – это решение проблемы: сформулировать, проанализировать (что неизвестно? что дано? что есть что? что найти?) додуматься, как найти это неизвестное, осуществить намеченный план, соотнести полученный результат с условием и вопросом и др.
Главное место в этом процессе занимает мыслительная деятельность, а вычислительная – вспомогательное, сопутствующее, а вместе они приводят к результату – к ответу на вопрос задачи.
Значит, учить решать задачи – это означает учить (прежде всего) думать.
С самых первых шагов бучения следует разъяснить смысл требования «решить задачу» - подумать и объяснить, какие действия (и в каком порядке) надо выполнить над данными в условии числами, чтобы после вычислений найти число – ответ на вопрос задачи.
В самых общих чертах решение проблемы, т.е. задачи осуществляется по плану:
думай → составь план → осуществи намеченный план → проверь → сделай вывод
Это и есть общий подход к решению задач. Он находит отражение в плане работы над задачей: (этапы I – V).
Надо ли формировать у детей общий подход? Почему? Когда начинать? Как это осуществлять?
Памятка «Как решать задачу». Система работы с ней и проблемы ее использования (особенно в 1-м, 2-м классах).
(см. Бантова М.А. и др. «Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1984).
3. Методика применения «Светофора»
Светофор – последовательность цветовых сигналов (опор), каждый из которых соответствует отдельным шагам процесса работы над задачей.
Светофор – это средство наглядности, опора для памяти, средство управления и формированием общего подхода к решению задач.
Работа с этим дидактическим средством ведется поэтапно.
I этап. Ознакомление со светофором
(создание ориентировочной системы умственного действия)
Цель: Познакомить с сигналами светофора и их последовательностью.
Закрепить в памяти детей язык сигналов: сигнал ↔ слово
С этой целью можно использовать следующие виды упражнений:
1) практическая работа с набором геометрических фигур
фигура → слово
слово → фигура
- Думаю
- Проверяю
- Можно идти дальше
И отдельно расшифровать смысл карточки
2) расположить все перечисленные сигналы по порядку, называя каждый из них.
II этап. Закрепление «языка» Светофора.
Цель: раскрыть содержание работы по каждому из сигналов светофора, т.е. каждого шага процесса решения.
Четко обозначая при этом начало и конец каждого шага: Думаю… Подумал и знаю, что надо 2+3. Решаю. Пишу. Вычисляю. 5-это…
III этап. Использование комплекса сигналов в целом (на одной карточке).
Цель: учить последовательности работы над задачей.
Обязательно проговорить вслух соответствующие сигналам слова. Объяснять ход решения, пока у детей не будет сформировано правильное отношение к процессу решения задачи: а) не торопись, думай; б) не бойся трудностей, думай, используй разные приемы.
IV этап. Автоматизация умственного действия.
Цель: формирование общего подхода к решению задач
Карточка-светофор может использоваться, а может и не предлагаться классу.
Главное – тренировка в решении задач по плану. Объяснение может быть громко-речевым и внутри-речевым.
Работа с опорой на
ориентировочную карточку
↓
содержание карточки воспроизводится
во внешней речи
↓
содержание карточки воспроизводится
внутренней речи
↓
процесс автоматизации
по П.Я. Гальперину