Контролепригодность транспортных средств

Один из источников повышения коэффициентов готовности и использования транспортных средств – снижение времени их простоев на ТО и ТР, которое обеспечивается увеличением объемов контрольно-диагностических работ в общем объеме работ по ТО и ТР. Особенно заметно увеличение контрольно-диагностических работ в процессе ТО транспортных средств. Объем контрольно-диагностических и регулировочных работ превышает 25 – 30% общего объема работ по ТО транспортных средств.

Как правило, полезное время, затрачиваемое на непосредственное измерение диагностических и контролируемых параметров в среднем равно 5 – 10% общего времени диагностирования; остальные 90 – 95% приходятся на установку и снятие первичных преобразователей, установление нужного режима работы транспортного средства для диагностирования и обработку результатов диагностирования. Причем на снятие и установку преобразователей приходится до 50 – 80% общего времени диагностирования.

Радикальным способом снижения трудоемкости контрольно-диагностических работ является повышение контролепригодности транспортных средств, в том числе их приспособленности к диагностированию, и внедрение более эффективных методов контроля и диагностирования.

Повышение контролепригодности транспортных средств может быть осуществлено следующими способами:

· приспособлением транспортного средства к удобному и простому подключению измерительных преобразователей на период диагностирования и контроля, выбором наиболее эффективных методов диагностирования и контроля, обеспечением универсальных, специально выполненных в транспортных средствах присоединительных мест, разъемов, штуцеров, заглушек и т.п.;

· введением в конструкцию транспортных средств встроенных измерительных преобразователей, к выводам которых в период диагностирования можно подключать внебортовые (стационарные и переносные) средства диагностирования (для удобства подключения последних выходы измерительных преобразователей выводят на специально предусмотренные разъемы);

· комплектованием транспортных средств постоянно действующими измерительными преобразователями и вторичными приборами (системами бортового контроля), выдающими в любой момент времени, выбираемый оператором, информацию о техническом состоянии узла или элемента транспортного средства.

На практике наиболее целесообразно комплексное использование всех трех способов.

Контролепригодность транспортного средства (системы, агрегата, узла, элемента) обеспечивают на стадиях проектирования, разработки и изготовления. В целом требования контролепригодности должны содержать требования к конструктивному исполнению; к параметрам и методам диагностирования; критерии контролепригодности.

Требования к конструктивному исполнению включают:

· требования к приспособленности изделия для применения рациональных методов и средств диагностирования в зависимости от вида и назначения систем диагностирования;

· требования к взаимному согласованию устройств соединения изделия с СТД с учетом стандартизации и унификации соединительных устройств (разъемов, переходников, штуцеров и др.), а также требования к безопасному и однозначному соединению;

· требования к числу, расположению, доступности, легкосъемности и подключению соединительных устройств.

Требования к параметрам и методам диагностирования должны содержать требования к количественному и качественному составу диагностических параметров и алгоритму диагностирования.

Критерии контролепригодности, как правило, должны давать количественную оценку. Выделяют основные и дополнительные критерии контролепригодности.

Основные критерии подразделяют на оперативные и экономические.

К оперативным критериям относятся среднее время диагностирования t д.ср, среднее время подготовки изделия к диагностированию (контролю) t п.ср, удельные затраты времени на диагностирование t д.уд, а также временной К в и информативно-временной К и показатели.

Временной показатель комплексно характеризует конструктивное совершенство изделия, применяемые при этом средства контроля и их взаимное соответствие. Информационно-временной показатель представляет комплексную характеристику, учитывающую эффективность выбора контролируемых параметров и применяемых средств контроля.

К экономическим критериям относятся:

энергозатраты Э (работа, затраченная на диагностирование или контроль), трудоемкость Т д и стоимость С д диагностирования, трудоемкость Т п и стоимость С п подготовки изделия к диагностированию, комплексный стоимостной показатель К к.с, удельные трудовые затраты К т, стоимость диагностирования К с, затраты на материалы при диагностировании К м, отнесенные к единице наработки изделия, коэффициент трудоемкости подготовки изделия к диагностированию К т.д, удельная трудоемкость контроля Т у.к, отнесенная к одному измеряемому параметру.

Перечисленные критерии определяются по зависимостям приведенным на рисунке 5.

К дополнительным критериям относятся показатели доступности, удобства, встроенности измерительных преобразователей и др.

Рис. 5. Основные критерии оценки контролепригодности транспортных средств.


Вопросы для проведения модульного и экзаменационного контроля,

по курсу «Диагностика транспортных средств»

1. Надежность, долговечность, безотказность и ремонтопригодность.

2. Техническое диагностирование: цель и задачи.

3. Изменение технического состояния транспортных средств в процессе эксплуатации.

4. Вероятность безотказной работы. Вероятность отказов. Интенсивность отказов.

5. Факторы, влияющие на изменение параметра технического состояния транспортных средств и его систем.

6. Основные показатели работоспособности: отказ и неисправность.

7. Постепенные и внезапные отказы.

8. Конструкционные, производственные и эксплуатационные отказы.

9. Управление техническим состоянием транспортных средств.

10. Параметры технического состояния: структурные и диагностические.

11. Требования, предъявляемые к диагностическим параметрам.

12. Однозначность и широта измерения диагностических параметров.

13. Диагностические параметры: частные и общие, зависимые и независимые.

14. Классификация диагностических параметров по характеру информации.

15. Связи между структурными и диагностическими параметрами.

16. Выбор диагностических параметров при проведении диагностирования транспортных средств.

17. Особенности транспортного средства, которые необходимо учитывать при организации системы диагностирования.

18. Блочно-функциональная декомпозиция транспортного средства.

19. Функциональное, морфологическое и информационное описание транспортного средства.

20. Структура диагностического обеспечения транспортного средства.

21. Виды диагностических моделей объекта диагностирования. Требования предъявляемые к диагностическим моделям.

22. Аналитические диагностические модели.

23. Диагностические модели в виде регрессивных зависимостей.

24. Логические диагностические модели.

25. Диагностические модели представленные графами.

26. Виды нормативных значений диагностических параметров.

27. Контролепригодность транспортного средства.

28. Пути повышения контролепригодности транспортного средства.

29. Требования контролепригодности предъявляемые к транспортному средству.

30. Оперативные критерии контролепригодности.

31. Экономические критерии контролепригодности.


Министерство образования и науки Украины

Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля

Кафедра метрологии

Луганск 2007 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: