Финансирование государственной экологической экспертизы
Финансирование ГЭЭ, в том числе повторной, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей экспертизе, в соответствии со сметой расходов на проведение ГЭЭ, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу органом власти в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
Финансовые средства на осуществление ГЭЭ объектов экспертизы перечисляются заказчиком документации, в том числе федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, представляющими материалы на ГЭЭ, на специальный счет федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы в случае организации и проведения ГЭЭ федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и на специальный счет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы в случае организации и проведения ГЭЭ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы.
Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются исключительно на проведение ГЭЭ. Органы государственной власти несут ответственность за целевое использование этих средств.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе заказчиком документации и заинтересованными лицами являются:
1) непредставление документации на экологическую экспертизу;
2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
3) принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
4) создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
5) уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:
1) нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
2) нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
3) неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органов государственной власти субъектов РФ обязанностей;
4) нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;
5) несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
6) необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Нарушениями законодательства РФ руководителями экспертной комиссии и экспертами экологической экспертизы являются:
1) нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе, а также законодательства РФ об охране окружающей среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
2) необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
3) фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
4) сокрытие от органов государственной власти в области экологической экспертизы или от общественной организации, организующих проведение экологической экспертизы, сведений о том, что эксперт состоит в договорных отношениях с заказчиком документации.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе должностными лицами органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также ОМСУ являются:
1) фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
2) выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, без положительного заключения ГЭЭ;
3) организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями;
4) прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов в целях оказания влияния на ход и результаты проведения ГЭЭ и ОЭЭ;
5) незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении ОЭЭ.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе кредитными организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения ГЭЭ.
Законодательством РФ могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.
Лица, виновные в совершении нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Лица, виновные в совершении нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за следующие виды нарушения законодательства об экологической экспертизе:
1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц – от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц – от 50000 до 10000 рублей.
2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц – от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц – от 50000 до 150000 рублей.
3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 5000 до 10000 рублей.
Должностные лица, эксперты экологической экспертизы и прочие работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.
Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства, могут требовать возмещения убытков в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.