Административное право Китайской Народной Республики
Китайская административно-правовая наука (как и правовая наука в КНР вообще) в настоящее время еще находится на стадии становления. Общественные отношения, выступающие предметом регулирования административного права, подвергаются значительным изменениям по мере того, как модель "социализма с китайской спецификой" преобразуется в направлении сокращения сферы непосредственного государственного руководства, уменьшения степени его централизации. Все это затрудняет выработку четкого и общепринятого понимания административного права китайскими юристами, ведет к различиям во взглядах на формы административной деятельности, к отсутствию устоявшейся классификации актов органов государственного управления.
В качестве учебной дисциплины административное право стало внедряться в систему юридического (политико-юридического) образования КНР лишь с 1983 г. и только в 1986 г. было включено в учебные планы большинства юридических факультетов и институтов. В те же годы оно стало одним из главных предметов на курсах кадровых работников - административных руководителей. В августе 1985 г. на учредительном съезде в Чанчжоу было основано научно-исследовательское общество административного права. Тогда же им была проведена первая научная конференция по вопросам взаимосвязи административного права с экономической реформой.
|
|
В общетеоретических работах административное право обычно рассматривается как одна из основных отраслей в системе права КНР, служащая задачам государственного управления. В работах же, авторами которых являются административисты, административное право, как правило, не вычленяется в качестве отрасли правовой системы и понимается как "общее название административно-правовых норм, регламентирующих административное управление государства в различных областях", или как "различные законодательные установления, относящиеся к государственной административно-управленческой деятельности".
Из приведенных определений административного права следует, что основным комплексом общественных отношений, которые считаются предметом регулирования этой отрасли, в первую очередь выступают отношения в сфере государственного управления. Однако встречаются и более широкие трактовки предмета административного права. Так, некоторые авторы не ограничивают его предмет только управленческой деятельностью, а говорят также о "контроле за организацией и осуществлением управления". В учебнике "Введение в юриспруденцию" сфера административно-правового регулирования определяется как область общественных отношений, в которой отражается организация, компетенция, принципы деятельности, система управления и порядок работы государственных административных органов. То есть акцент фактически делается на внутриорганизационную деятельность органов государственного управления.
|
|
Основными источниками административного права КНР являются Конституция 1982г., основанные на ней органические законы (цзучжи фа), определяющие принципы организации и деятельности государственных (в том числе и административных) органов, а также нормативные акты органов государственной власти и государственного управления (в китайской терминологии - государственных административных органов) различных уровней, совместные нормативные акты государственных административных органов и руководящих органов Компартии Китая и общественных организаций, в которых содержатся внешне-властные юридические нормы. Кроме того, совместные нормативные акты могут приниматься двумя и более административными органами.
Конституция определяет место государственных административных органов в государственном механизме КНР, порядок их образования и компетенцию, взаимоотношения с другими государственными органами и между собой. При этом государственные административные органы на всех уровнях формируются выборными представительными органами и перед ними подотчетны. В КНР не существует практики избрания глав администраций непосредственно населением, они избираются местными собраниями народных представителей.
К органическим законам, содержащим административно-правовые нормы, в частности, относятся Закон об организации Государственного совета КНР 1982 г. и Закон об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств различных ступеней (последняя редакция - 1995г.).
Административно-правовые нормы содержатся в законах, принимаемых в КНР Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) и его Постоянным комитетом (ПК ВСНП), например в принятом ВСНП Законе КНР о воинской обязанности 1984 г. или принятом ПК ВСНП Таможенном кодексе 1987 г. К ведению Государственного совета (Правительства КНР) относится издание административно-правовых актов, которые составляют значительный массив источников административного права КНР, Их издание является одним из главных полномочий Госсовета, важным средством регламентации государственной деятельности, непременным условием согласованной и эффективной деятельности государственного аппарата, обеспечения стабильности и сплоченности государства, успешного продвижения по пути реформ и модернизации.
Административно-правовые акты - это общее название актов, разрабатываемых Госсоветом в ходе управления различными отраслями. По своей юридической силе эти административно-правовые акты следуют за общегосударственными законами и стоят выше местных законов и ведомственных актов. Они являются мерилом и стандартом административной деятельности государства и имеют обязательную силу в масштабах всей страны. Каждый из них перед официальным утверждением проходит экспертную проверку в Правовом управлении Госсовета. Затем они передаются в Постоянное бюро Госсовета или непосредственно премьеру либо одному из его заместителей. Административно-правовые акты принимаются либо всем составом Государственного совета, либо его Постоянным бюро. Например, Государственным советом 31 июля 1979 г. было принято Положение КНР о стандартизации, а Постоянным бюро 30 мая 1989 г. -Положение КНР о порядке регистрации предприятий как юридических лиц.
В число источников административного права КНР входят также распоряжения, инструкции и положения, издаваемые министерствами, государственными комитетами и центральными ведомствами. В качестве примера таких актов можно указать на распоряжение Министерства общественной безопасности КНР о порядке разрешения автодорожных происшествий от 10 августа 1992 г. Такие нормативные акты могут издаваться соответствующими органами совместно. Например, Совместная инструкция (циркуляр) Министерства финансов и Государственного комитета по реформе экономической системы относительно документации бухгалтерий опытных акционерных предприятий от 23 мая 1992 г.
|
|
Источниками административного права КНР являются и локальные нормативные акты, издаваемые местными собраниями народных представителей (СНП) либо их Постоянными комитетами и местными народными правительствами. При этом местные собрания народных представителей провинций и городов центрального подчинения и их постоянные комитеты могут издавать с последующей регистрацией в Постоянном комитете ВСНП местные законы, не противоречащие Конституции, законам и административно-правовым актам. Примером может служить Положение об ответственности за нарушения общественного порядка и их предотвращении, принятое Постоянным комитетом СНП Шанхая 11 апреля 1992 г.
В районах национальной автономии органам самоуправления предоставлено право издавать отдельно действующие положения (т. е. местные нормативные акты, которые могут иметь отличия от общегосударственного законодательства) и положения об автономии - также с последующей регистрацией в Постоянном комитете ВСНП. Так, 27 июля 1992 г. ПК СНП Тибетского автономного района принял Положение об охране окружающей среды.
Примером административных актов, принимаемых государственными органами совместно с общественными организациями, является Циркуляр о развитии движения рационализаторов и новаторов в области науки и техники, принятый Всекитайской Федерацией профсоюзов совместно с Государственным экономическим комитетом, Государственным комитетом по науке и технике и ЦК Комсомола Китая (опубликован 2 мая 1985 г.).
|
|
Административное право Египта как самостоятельная отрасль и направление юриспруденции испытывает заметное влияние французской правовой культуры, что подтверждается анализом египетского законодательства и соответствующей судебной практики, а также ознакомлением с концепциями египетских правоведов.
В египетской правовой науке нет единства взглядов на предмет административного права. Одни авторы включают в данную отрасль все правовые нормы и принципы, касающиеся органов исполнительной власти (публичной администрации), а другие видят назначение административного права в регулировании осуществления административных функций в целях реализации исполнительной власти. Как правило, оба подхода - структурный и функциональный - сочетаются в определении административного права как отрасли публичного права, предмет которой составляют регулирование организации, полномочий и деятельности органов публичной администрации по осуществлению исполнительной власти (функций государственного управления), их отношений между собой, с иными государственными органами, с гражданами и ассоциациями, а также закрепление правовых основ административной юстиции и административного процесса.
Административное право - относительно молодая отрасль египетского права, в становлении и развитии которой заметную роль сыграла судебная практика. Египетская правовая наука связывает возникновение административного права с созданием в 1975 г. "смешанных судов" в качестве судебных органов общей юрисдикции для разрешения споров с участием иностранцев. Эти суды в соответствии с положением об их организации не могли рассматривать дела, касавшиеся государственной собственности или вопросов суверенитета, а также деятельности административных органов (за исключением жалоб на административные мары, затрагивавшие имущественные или личные права иностранцев). Все эти вопросы были отнесены к компетенции административных органов. Аналогичную норму предусматривало и положение об организации национальных судов, созданных в 1883 г. Конституция Египта 1923 г., закрепив принцип разделения властей, фактически подтвердила изъятие вопросов организации и деятельности государственной администрации из юрисдикции общих судов.
Важнейшим рубежом в становлении административного права явилось принятие Закона № 112 от 1946 г. о Государственном совете, предусмотревшего формирование органов административной юстиции и закрепившего основы административного процесса. Египетские ученые полагают, что с созданием независимой системы административных судов завершилось становление административного права как самостоятельной отрасли публичного права.
История развития административного права Египта и ведущая роль в этом процессе судебной практики во многом объясняют сложившуюся систему источников данной отрасли. Подчеркивая, что административное право остается некодифицированным, египетские правоведы дают следующую классификацию его источников: 1) нормативно-правовой акт; 2) административно-правовой обычай; 3) судебная практика.
Центральная роль среди нормативно-правовых актов принадлежит Конституции Египта, принятой на референдуме 11 сентября 1971 г. Основополагающее значение для административного права имеют разделы Конституции, касающиеся, в частности, центральных органов исполнительной власти, местного управления, судебной власти (Государственного совета).
К источникам административного права относится и текущее законодательство, прежде всего, прямо посвященное административным вопросам - например, Закон № 43 от 1979 г. о местной власти. Закон № 58 от 1978 г. о деревенских старостах и шейхах, Закон № 10 от 1990 г. об изъятии недвижимой собственности в интересах публичной пользы. Кроме того, египетская правовая наука относит к источникам административного права отдельные разделы гражданского и уголовного законодательства, в частности, положения Гражданского кодекса 1948 г. о наделении субъектов публичного права правами юридического лица и о публичной собственности, а также статьи Уголовного кодекса 1937 г. относительно ответственности государственных служащих за отказ от работы или невыполнение своих обязанностей. Нормативно-правовые акты как источник административного права включают также подзаконные акты - декреты и постановления президента, административно-исполнительные распоряжения правительства, приказы и решения министров, содержащие административно-правовые нормы.
Египетские ученые отмечают, что в некоторых случаях административное право признает нормативный характер обычаев. В частности, Верховный административный суд Египта неоднократно признавал, что администрация университетов в своих решениях должна придерживаться устоявшихся академических обычаев, если они не противоречат норме законодательства.
Важным источником административного права Египта является судебная практика, точнее - решения высших звеньев системы административной юстиции, вынесенные по конкретным делам, но формулирующие правовые принципы, которые могут применятся при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Именно таким образом египетские административные суды, например, уточнили законодательное определение государственного служащего.