Реформа образования

Таблица 6.1. Интересы основных групп населения и их требования к обществу

Группа населения по уровню доходов Основные требования к обществу Формы давления на общество
Богатые Защита прав собственности, личной безопасности Участие во властных структурах, лоббирование своих экономических интересов и систем амортизаторов социальной стабильности
Средний класс Развитие эффективных по уровню оплаты труда рабочих мест, поддержание условий для развития предпринимательства, защита прав собственности, сохранение экономической и социальной независимости Участие в общественно-политических движениях и партиях, защищающих интересы среднего класса, активная гражданская позиция, инициирование разработки законопроектов
Малообеспеченные Повышение уровня социальных гарантий (в области оплаты труда, социальной поддержки), сохранение бесплатности базовых социальных услуг Участие в акциях общественно-политических движений и партий, защищающих их интересы
Маргиналы Возможности удовлетворения базовых физиологических (питание) и частично иных материальных потребностей (примитивное жилье) Фактически отсутствуют

Таблица 6.2. Принципиальная схема взаимодействия основных институтов социальной политики

Институты соци-альной политики Результат деятельности Основные потребители результат
Непрофильные
Законодательные органы Государственное законодательство в области социальной политики Профильные (социальные ведомства, государственные и негосударственные фонды социального страхования) и непрофильные (ведомства финансового блока; предприятия и организации – работодатели) институты социальной политики
Ведомства финансового блока Проекты государственного бюджета, бюджетов государственных фондов социального страхования (утверждаются законодательными органами в виде государственных законов) Профильные (социальные ведомства, государственные и негосударственные фонды социального страхования) институты социальной политики
Предприятия и организации (работодатели) Социальные гарантии занятым в соответствии с положениями и нормами социального законодательства Занятые
Профильные
Социальные ведомства Социальная политики по утвержденным и финансируемым направлениям и нормативам Население, профильные (учреждения социальной сферы) институты социальной сферы
Государственные фонды социального страхования Выплаты социальных пособий, страхуемых в системе обязательного государственного социального страхования Население
Негосударствен-ные фонды социального страхования Страховые выплаты в системе негосударственного социального страхования Население, застрахованное в негосударственных фондах, которые осуществляют социальное страхование

В России насчитывается более 1000 различных видов социальной поддержки населения, оказываемой за счет бюджетных средств. Только на федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, ветеранам, детям, инвалидам, учащейся молодежи и т.д.).

Реформирование социальной сферы России. Социальная сфера оказалась одной из наиболее затронутых системным кризисом. Проблема, видимо, заключается в том, что в советский период была создана всеобъемлющая система социального обеспечения населения (бесплатное образование и медицинское обслуживание, льготные условия выхода на пенсию и т.д.), причем объем декларированных социальных прав и гарантий зачастую не соответствовал экономическим возможностям государства. Обозначившийся в 70-80-х годах кризис плановой системы привел к кризису социальной сферы, что повлекло за собой необходимость ее преобразования. Пенсионная реформа. С 2010 г. единый социальный налог в России заменяется страховыми взносами, которые взимаются по общей ставке 26 %, из них 20% - обязательное пенсионное страхование граждан, оставшиеся 6 % распределяются между фондами обязательного медицинского (ФОМС) и социального страхования (ФСС). Теперь уже Пенсионный фонд, а не налоговые службы, будет заниматься администрированием взносов работодателей на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но дефицит Пенсионного фонда России, по прогнозам, в 2010г. может достигнуть 330 млрд. руб., в 2011г. - 780 млрд. руб. Это связано с уменьшением объемов поступлений страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии и параллельным увеличением расходов фонда на ее выплату. В результате в 2010г. на покрытие дефицита бюджета фонда из госказны дополнительно выделено 315 млрд. руб. Реформа жилищно-коммунального хозяйства

В настоящее время завершилось формирование системы предоставления для оплаты коммунальных услуг адресных субсидий - их получают около 8 % россиян. Благодаря программам Фонда реформирования ЖКХ улучшились условия проживания 7 млн. чел., новые квартиры взамен аварийного жилья вскоре получат 120 тыс. чел. Кроме того, Фонд реформирования ЖКХ в 2009 г. выделил регионам более 100 млрд. руб. (в 2008гю - 59 млрд. руб.). Начала реализоваться Программа ресурсо- и энергосбережения (установка в квартирах счетчиков воды, газа и тепла). Определен предельный рост тарифов - по регионам от 10 до 22%. Несмотря на значительное падение цен на мазут, уголь и т. д., услуги ЖКХ не будут дешеветь.

Во-первых, принят федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов", где определено: Федеральный университет - высшее учебное заведение, которое реализует инновационные программы высшего и послевузовского профобразования, интегрированные в мировое пространство, выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки и доводит результат своей интеллектуальной деятельности до практического применения. На статус "национального исследовательского университета" может претендовать университет, который в равной степени эффективно занимается образовательной деятельностью и научной, как и федеральный университет, выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук.

Федеральные университеты должны занять верхнюю позицию в иерархии российских вузов. Они будут создаваться в форме автономных учреждений, это значит, что получат право самостоятельно распоряжаться своими доходами, распределять средства так, как сочтут нужным. В состав таких университетов могут включаться не только вузы, но и научные организации Статус федерального университета предоставляется бессрочно, а "национального исследовательского" - на срок до 10 лет

И федеральным, и национальным исследовательским университетам дано право учить по собственным программам и стандартам - главное, чтобы они были не ниже федеральных. Порядок поступления в эти вузы такой же, как и в обычные. Выпускники школ, колледжей, техникумов сдают ЕГЭ. Тот, кто уже имеет высшее образование, проходит вступительные испытания, которые устанавливает вуз, как и абитуриенты, имеющие среднее профобразование и поступающие в вуз на профильную сокращенную программу бакалавриата.

Во-вторых, государство намерено серьезно изменить систему образования. С 1990-х годов в России популярными стали два профессиональных направления - юридическое и экономическое. Университеты ежегодно выпускали молодых специалистов в этих областях, а количество высших учебных заведений, дававших соответствующее образование, стало расти, но образовался дефицит кадров для реального сектора экономики. Число вузов будет радикально сокращено. Тем, кто уже учится, предложат либо доучиться в том же вузе, либо перевестись в другой. Серьезно обсуждается и вопрос прекращения заочной подготовки специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: