Система оппозиций языка и речи
План-конспект занятия по русскому языку на тему: Язык и речь. Основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи (внешняя и внутренняя речь).
Логико-коммуникативные задачи: запись микролекции. Аудирование и говорение: понимание связной речи; чтение; выделение главной информации в тексте и ее воспроизведение, выполнение заданий к тексту.
Речь понимается в современной науке как феномен индивидуальной жизни, а ее основным субъектом является конкретный человек.
Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.
|
|
язык | речь |
Средство общения | Вид общения |
Идеальное | Материальное |
Иерархичность | Линейность |
Абстрактность | Конкретность |
Потенциальность | Актуальность |
Независимость от ситуации | Ситуативная обусловленность |
Статичность | Динамичность |
Объективность и обязательность | Субъективность и произвольность |
Социальное | Индивидуальное |
Система | Реализация системы |
Психическая | Физическая |
Коммуникативная функция – это основная функция языка. Заключается она в том, что язык выступает как средства общения между людьми.
Мыслеформирующая функция – язык используется как средство мышления, мы думаем при помощи слов.
Когнитивная (познавательная) функция – язык используется как средство познания мира, передачи и получения знаний.
Кумулятивная (накопительная) функция – язык выступает как средство хранения культурно-исторической информации.
Номинативная (назывательная) функция – при помощи языка человек называет все предметы и явления действительности.
Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.
Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием; например, «речь про себя».
Задание 1. Прочитайте текст о языках программирования. Дайте ему название. Разделите на отдельные смысловые части, озаглавьте каждую часть.
Зачем нам вообще нужны компьютеры, а стало быть, и языки программирования? Компьютер для каждого пользователя делает что-то, что этот человек делать не хочет или не может. Компьютеры используются в самых разнообразных областях человеческой деятельности, таких как научная работа, бухгалтерия, производство, финансы и т.п. Смысл работы с компьютером можно всегда свести к тому, что мы задаем машине некий вопрос, и получаем на него более или менее устраивающий нас ответ. Для того, чтобы можно было изучать этот процесс, его нужно формализовать, Для этого были созданы языки программирования.
|
|
На самых первых компьютерах не было никаких языков. Не было также и клавиатур, дисплеев, и других удобств. Программы писали прямо в машинном коде и вводили в компьютер в двоичном коде с помощью переключателей. Одно положение переключателя означало 1, второе 0. Писать программы таким способом было крайне неудобно. Проблему переключателей решили довольно просто, приспособив к компьютеру уже имевшиеся устройства чтения перфокарт, а также электрическую пишущую машинку.
При необходимости изменить программу приходилось вручную выискивать все команды и корректировать их. Работа кодировщика состояла в поиске в таблицах кодов команд и в ручном вводе их в компьютер. Эту занудную работу, в ходе которой происходило множество ошибок, переложили на компьютер. Программисты стали обозначать команды легко запоминающимися сокращениями, а адреса так и вообще произвольными идентификаторами, соответствие которых реальным адресам устанавливала уже специальная программа - ассемблер.
Развитие языков программирования шло тем же путем, что и развитие естественных языков: от сложного к простому. Так же, как из русского языка исчезли несколько букв, как минимум один падеж и двойственное число, из языков программирования исчезали слишком сложные особенности. Современные языки, как правило, проще старых.
Часто спрашивают, какой язык должен знать каждый программист. Ответ на этот вопрос не меняется с тех пор, как придумали программирование: свой родной язык. Русский, английский, испанский… Давайте попробуем понять, почему. Посмотрим, как происходит процесс создания программы. Сначала необходима постановка задачи. То есть понимание того, что именно программа должна делать и зачем она нужна. Второй этап – придумывание алгоритма. Затем – кодирование, то есть написание кода на определенном языке программирования. Следующий этап - отладка программы, он тоже зависит от выбранного языка и системы программирования.
Есть гипотеза, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. Неизвестно, верна ли эта гипотеза в отношении естественных языков, но для языков программирования в этом утверждении имеется большая доля истины. Дело в том, что, несмотря на изобилие способов представления алгоритмов, программисты обычно используют для создания алгоритма тот же язык программирования, на котором пишут программу, и придумывают алгоритм, исходя из возможностей этого языка.
Язык программирования представляет ценность сам по себе, как произведение человеческого разума и изобретательности. Спрашивать, какой язык нужно изучить, чтобы уметь программировать – все равно, что спрашивать, какую книгу прочесть, чтобы знать литературу. Языки программирования во многом напоминают естественные, и полиглот всегда имеет преимущество в понимании языка над одноязычным.
Задание 2. Выберите одно из высказываний, составьте по нему короткое выступление-рассуждение. Вы можете использовать как материалы текста, так и дополнительные источники.
1. Зачем нам вообще нужны компьютеры, а стало быть, и языки программирования?
2. Развитие языков программирования шло тем же путем, что и развитие естественных языков: от сложного к простому.
3. Какой язык должен знать каждый программист? Ответ на этот вопрос не меняется с тех пор, как придумали программирование: свой родной язык.
|
|
4. Есть гипотеза, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят.
5. Спрашивать, какой язык нужно изучить, чтобы уметь программировать – все равно, что спрашивать, какую книгу прочесть, чтобы знать литературу.