Экспрессионизм, атональность, додекафония

НОВОВЕНСКАЯ ШКОЛА

Нововенской школой принято называть Арнольда Шёнберга и его учеников Альбана Берга и Антона Веберна.

Экспрессионизм - направление в искусстве начала XX века, отразившее трагическое ощущение интеллигенции перед 1-й Мировой войной, стихийный бунт против абсурдности и безысходности жизни; выразился в изображении крайне обострённых отрицательных эмоций — страх, отчаяние, крик от невыносимой боли и т.п.

Арнольд Шёнберг (1874 - 1951) - австрийский композитор, педагог, музыкальный теоретик, дирижёр, художник. В детстве учился играть на скрипке и виолончели, позже занимался с Цемлинским полифонией. Большую часть музыкальных знаний приобрёл •путём самообразования. Работал в банке. Руководил любительским хором рабочих. С 1903 по 1924 г. преподавал композицию в венской школе Е. Шварцвальд. С 1925 по 1933 гг. был профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлине. С приходом к власти в Германии фашистов, будучи евреем, вынужден бежать в США, где в 1940 г. получил гражданство. Занимался композиторской и преподавательской работой.

Творчество начал с подражания позднему романтизму. Это секстет «Просветлённая ночь (1899), симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда (1903), кантата «Песни Гурре Постепенно композитор переходит к экспрессионизму. Музыкальный язык хроматизируется настолько, что приводит Шёнберга к мысли об отказе от тональности (например, в мелодраме «Ожидание» - 1909 г. В атональной музыке (т.е. музыке без тональности, без тоники, тяготений и разрешений), которую он писал до 1920 г., композитор стремился изобразить страх, подавленность, экзальтацию, гротеск. В сочинении «Лунный Пьеро» для голоса и оркестра в вокальной партии он применил особый напевный говор - «шпрехштимме» и так называемую свободную атональность (1912 г.). Пережив длившийся несколько лет творческий кризис, композитор создал систему композиторской техники, упорядочивающую создание атональной музыки - «додекафонию». Суть её в применении музыкальной темы - серии, состоящей из 12 неповторяющихся звуков хроматической гаммы. Все звуки искусственно «уравнены в правах», ни один не выделяется как более устойчивый. Серия может транспонироваться, проводиться более крупными или более мелкими длительностями (это называется ритмическое увеличение или уменьшение), подвергаться обращению, т.е. замене всех восходящих интервалов на такие же нисходящие и наоборот, ракоходному движению т.е проводиться от конца к началу, комбинации этих приёмов. Запрещается повторять звуки, пока не прозвучали все остальные, запрещаются консонирующие интервалы и аккорды т.к. они напоминают об устойчивости. Позже Шёнберг сочетал свою систему с тональными приёмами и классическими формами.

Композитор много сочинял. Ещё больше осталось в набросках, фрагментах. Среди его сочинений оперы «Ожидание», «Счастливая рука», «С сегодня на завтра», «Моисей и Аарон» (не завершена), оратория «Лестница Иакова», концерты для скрипки и для ф-но с оркестром, 4 квартета, квинтет для духовых, песни, хоры. 2 камерные симфонии. Как отклик на события 2 Мировой войны прозвучали созданные в 40-е гг. «Ода Наполеону» и кантата «Уцелевший из Варшавы» (для чтеца, хора и оркестра, о массовых расстрелах евреев в Варшавском гетто). Шёнберг автор книг и учебников: «Учение о гармонии», «Пособие для начинающих композиторов», «Стиль и идея», «Предварительные упражнения в контрапункте», «Основы музыкальной композиции» и др. Его систему композиции подхватили и развили его ученики Альбан Берг (1885-1935)-автор оперы «Воццек» и Антон Веберн (1883-1945) - создатель музыкального пуантилизма (музыкальная ткань состоит из звуковых точек).

ЯН СИБЕЛИУС. Выдающийся финский композитор, основоположник финской музыкальной классики, последний европейский композитор - романтик, педагог, общественный деятель. Учился в Хельсинки в консерватории (где позже сам преподавал с 1891 г.) по классу композиции и по скрипке. Как скрипач оказался неперспективен (в связи с поздним началом занятий), поэтому сосредоточился на композиции. Первое значительное произведение - симфония. «Кулерво» по карело-финскому эпосу «Калевала» (1892 г.). Затем последовали 4 легенды для оркестра (1893-96 гг.) - сюита «Лемминкяйнен» - по имени одного из главных героев «Калевалы» («Лемминкяйнен», «Лемминкяйнен в Туонеле», «Туонельский лебедь», «Лемминкяйнен и девы Саари»). Наиболее известная и. часто исполняемая - 3-я часть «Туонельский лебедь» -соответствует самому трагическому моменту повествования - песнь птицы в Царстве смерти. Сибелиус автор 7 симфоний, написанных в период с 1899 по 1924 гг. 8 симфонию, почти законченную, будучи ею недовольным, автор уничтожил. Кроме симфоний композитор создал ряд симфонических поэм в т.ч. «Весенняя песня", «Финляндия», «Дочь Похьолы» (т.е. севера). Последнее произведение - «Тапиола» (Тапио - бог леса). Кроме крупных симфонических произведений им написаны: Скрипичный концерт (1903 г.), сюита «Карелия», около 50 пьес, 100 романсов, музыка к спектаклям и др. В начале XX века он был близок к импрессионизму, а в последних сочинениях - к неоклассицизму. В нашей стране кроме скрипичного концерта широко известен его «Грустный вальс» из музыки к пьесе финского драматурга Ярнефельда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: