Понятие и социальные функции науки
Наука – это сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности. Представление о науке как явлении общественной жизни (культуры), специфика которого подчеркивается указанием на его основные аспекты:
1. Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Выделяют два типа исследований:
· Фундаментальные исследования ориентированы на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих законов и представлений.
· Прикладные исследования ориентированы на приращение знания используемого непосредственно для решения практических задач.
2. Наука как система знаний – это совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. В рамках методологического исследования выработаны две конкурирующие концепции развития научного знания:
|
|
· Кумулятивизм – концепция развития научного знания, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося.
· Антикумулятивизм – концепция развития научного знания, отрицающая его непрерывность и преемственность.
3. Наука как социальный институт – это сообщество занятых научной деятельностью людей, организованное в системе научных учреждений.
4. Наука как производительная сила – это одна из важнейших составляющих производительных сил и фактор их развития на пути использования научных знаний при разработке новых технологий, предметов труда и продуктов предметно-практической деятельности.
5. Наука как форма общественного сознания – это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.
Интегративное представление о науке как общественном явлении дают также выполняемые ею социальные функции:
· Культурно-мировоззренческая функция
· Функция непосредственной производительной силы
· Функция социальной силы
***************************************************************************
№53
Как социальный институт наука формировалась наука оформилась в Новое время. Вешнее это выглядело как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии, а позднее – в исследовательские лаборатории и НИИ, подобно тому, как ранее в рамках специальных учреждений объединялись служители культа, юристы, финансисты и другие категории людей, занятых профессиональной деятельностью. Ныне численность мирового научного сообщества составляет около 5 млн. человек. Считается, что наукой способны заниматься не более 6-8% населения (в развитых странах в ее сфере занято около 0,3% жителей).
|
|
Важной проблемой развития современной науки является соблюдение учеными этических норм научной деятельности. К числу сложившихся основных норм такого рода относятся:
1. Установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового знания;
2. Запрет на плагиат;
3. Бескорыстность (вознаграждение для ученого не главная цель для ученого, а одно из условий работы);
4. Организованный скептицизм (отказ от прежних ошибочных результатов);
5. Равноправие всех членов научного сообщества в обязанности исполнять данные и ряд других этических норм и требований научной деятельности.
***************************************************************************
№54