Типы упражнений

В самостоятельную деятельность

Упражнения на перенос читательских умений

Уроки второго круга чтения (чтение и обсуждение).

Лекция № 7

На уроках «второго круга чтения» ставится задача обучения учащихся рациональным приемам самостоятельного приобретения новых знаний о прочитанном произведении, обогащение личностного значения прочитанного в результате установления внутрипредметных связей с изученным ранее.

Учитель ставит перед собой цель научить школьников самостоятельно расширять свои первоначальные нравственные впечатления о прочитанной книге за счет:

а) применения теоретико-литературных знаний;

б) включения вновь прочитанных произведений в круг уже изученных, аналогичных по идейно-тематическим и жанровым особенностям;

в) творческого подхода к самообразовательному чтению с ориентировкой на деятельность «идеального читателя».

Для обучения школьников умению самостоятельно приобретать знания о произведении учитель может использовать следующие типы упражнений:

По заданию учителя Сопоставление По инструкции

с изученным

Включение теоретико- анализ анализ анализ через ориентация

литературных понятий по аналогии по образцу сравнение на модель

в анализ произведения «идеального»

читателя

Включение теоретико- литературных понятий в анализ произведения.

Теоретико-литературные понятия помогают обогатить личностный смысл прочитанного школьниками произведения, способствуют росту читательской культуры. При первом знакомстве с теоретико-литературными понятиями в 5 классе учитель после чтения словарной статьи указывает ученикам готовые ориентиры, называет существенные признаки того или иного теоретико-литературного понятия, которые могут стать своеобразным ключом к пониманию прочитанного произведения. В 6-7 классах школьники способны самостоятельно, хотя и под наблюдением учителя, использовать теоретико-литературные знания и творчески применить их в самостоятельной работе.

Покажем, как осуществляется эта работа на конкретном примере. После изучения былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» учитель знакомит учащихся

учащихся с балладой А.К. Толстого «Илья Муромец». Школьников привлекает характер Ильи Муромца, воплотившего в себя представления о богатырской удали и чести, о верности родной земли. Педагог акцентирует внимание детей на том, что былина – это произведение устного народного творчества, а баллада – авторский текст. Предметом рассмотрения на уроке становится теоретико-литературное понятие «баллада». Важно выяснить, чем отличается баллада от былины и как это отличие влияет на образ главного героя Ильи Муромца. По литературоведческому словарю «баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит обычно какое-то предание, легенда. Баллада – это литературное произведение, подчеркивает учитель, в котором поэт передает свои мысли и чувства.

Задача учителя – помочь школьникам провести самостоятельное сравнение и выяснить, каким предстает перед читателем Илья в былине и в балладе.

Ученики выясняют, что в былине Илья Муромец – это богатырь-воин. Основным приемом его изображения является описание подвигов. Илья Муромец легко поднимает палицу весом в 90 пудов, взмахом руки валит наземь полчища врагов, конь Ильи может скакать с горы на гору, перескакивать реки и озера. Он едет в Киев, и там, где проехал Илья, легче дышится простому народу.

В балладе А.К. Толстым изображен один эпизод из жизни Ильи (воин – богатырь покидает княжеский двор), основной прием его изображения – размышления героя по поводу этого события. В этих раздумьях мы узнаем Илью – былинного богатыря: ему чужды погоня за славой, у него высоко развито чувство собственного достоинства.

В балладе Илья Муромец – близкий автору герой (автор ласково называет его «дедушка Илья»). Богатырь радуется встрече с родной природой. Все вокруг Ильи живет, дышит, благоухает: пышный папоротник, земляника, таинственный сказочный бор – эта природа благотворно действует на Илью, возвращая ему бодрость духа.

Как видим, на этом уроке второго круга чтения школьники способны самостоятельно наблюдать, выделять существенные признаки конкретного теоретико-литературного понятия.

Упражнения на сопоставление с изученным

а) анализ по аналогии

Установление аналогии – одна из логических операций мышления, активно влияющая на развитие способности творчески осваивать новое. В качестве основы сопоставления должна выступать структура произведения, содержательной единицей сопоставления должен быть художественный образ, который может локализоваться в одном слове (микрообраз) и быть развернутым в художественную картину (макрообраз). Такой подход дает возможность учитывать характер словесного материала (слово и его метафоричность), проследить функцию детали, эпизода в целой структуре произведения.

Владея приемом сопоставления по аналогии, ученик получает возможность успешно распоряжаться тем фондом знаний, который им накоплен, использовать его для проникновения в суть новых для него предметов и явлений.

Например, сопоставим по аналогии две былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и «Вольга и Микула Селянинович». Школьники могут применить свои знания о былине «Илья Муромец..», чтобы с их помощью составить развернутое суждение, дать оценку былине «Вольга и Микула Селянинович». Прежде всего необходимо обратиться к статье «О былине» и выявить те линии, по которым возможно провести сопоставление, наметить общий план анализа по аналогии. План сопоставления былин обсуждается и записывается на доске:

1. Главный герой былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» - богатырь-воин, а «Вольга и Микулы Селяниновича» - …?

2. Народ прославляет Илью, рисуя его воинские подвиги, а Микулу …?

3. Центральный эпизод в былине «Илья Муромец» - единоборство с Соловьем, а в былине «Вольга и Микула» …?

4. В конце былины отношение народа к Илье подчеркнуто благодаря сравнению богатыря с князем Владимиром, а в былине о «Вольге и Микуле» через…?

Конечно, составление такого плана требует ряда уточняющих вопросов, которые заранее готовит учитель. Как в былине описывается внешний облик оратая и его труд? Найдите описание соловой кобылки и сошки, принадлежащих Микуле. О чем мечтал народ, воспевая своего хлебопашца? Сопоставьте пахаря и княжескую дружину. Кто, по мнению народа, истинный богатырь и хозяин земли?

Только после того, как каждый пункт плана развернут в отдельный рассказ с примерами – подтверждениями, учащиеся действительно приходят к новому для них знанию.

б) анализ по образцу

Суть этого упражнения заключается в том, чтобы направить внимание учеников на восприятие произведения в единстве формы и содержания. С этой целью в качестве ориентира «образца анализа» предлагаются вопросы и задания учебника – хрестоматии к произведениям, близким по жанровой специфике. Учащиеся просматривают вопросы и задания к уже изученным произведениям и выделяют наиболее типические, без которых освоение изучаемого жанра невозможно.

Выявлением типического сходства в заданиях словесник не только активизирует накопленный опыт осмысления произведений, но и добивается того, что постепенно у школьников складывается убеждение: каждое произведение должно быть прочитано и осмысленно согласно его жанровой природе.

Например, еще в старой программе по литературе на уроках второго круга чтения в 5 классе изучались басни И.А. Крылова «Волк и ягненок», «Квартет», «Демьянова уха», «Волк на псарне». В течение пяти уроков учащимися осмысливалось идейно-тематическое богатство этих произведений, обличающих общественные порядки, человеческие пороки, и мастерство Крылова – басновписца: особенности языка басен, близость к разговорной речи и т.д.

Учитель Снежской школы (а именно к его опыту в данном случае мы обращаемся) В.Н. Родин представлял школьникам возможность просмотреть раздел учебника «Вопросы и задания» и предлагал продумать вопросы для обсуждения басни «Кукушка и Петух». Ориентируясь на хрестоматийные задания, учащиеся предлагали прочитать басни в лицах, охарактеризовать героев, подумать в каких строках выражена главная мысль, какие слова стали пословицей; определить, как автор относится к своим героям.

Проанализировав на уроке вопросы и задания учащихся, учитель подвел к выводу, что ими выделены опорные пункты анализа произведений басенного жанра (характеристика ситуации, героев, авторское отношение, мораль). Далее анализ строился в соответствии с утвержденным планом.

Естественно, подобного рода упражнения актуальны и для практической деятельности современного учителя.

в) анализ через сравнение

Для того чтобы школьники могли увидеть в явлении множество свойств, необходимо как можно раньше обучить их приему сравнения. Заранее подбирая для сравнения различные произведения, обладающие другими свойствами, можно постепенно научить ребят видеть в произведении множество таких признаков, которые ранее были от них скрыты, а затем переходить к формированию понятия об общих жанровых и индивидуальных особенностях.

Например, при изучении стихотворения Н.А. Заболоцкого «Журавли» Л.Я.Гришина (преподаватель БГПУ, методист) предлагала сравнить несколько эпизодов из произведений М.М. Пришвина «Кладовая солнца» со стихами Н.А. Заболоцкого.

Учащиеся вспоминали авторское отступление в сказке – были «Кладовая солнца» об утренней песне птиц, когда, услышав чудесное слово «здравствуйте», слетевшее с языка человеческого, птицы и закрякают в ответ, и зачуфыркают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами своими ответить нам:

- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Такое же тонкое чутье к природе и у Н.А. Заболоцкого.

Деревья, звери, птицы,

Большие, сильные, мохнатые, живые,

Сошлись в кружок, и на больших гитарах,

На дудочках, на скрипках, на волынках

Вдруг заиграли утреннюю песню,

Встречая нас… («Утренняя песня»)

Сравнивали школьники на уроке и описание восхода солнца. У М.М. Пришвина в ожидании солнца на мгновенье замирает природа, пролетающие журавли торжественно кричат: «Победа». А затем вдруг становится свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась, и небо засветилось, «и все деревья запахли корой своей и почками». Затем звучали строчки из произведения Н.А. Заболоцкого.

Природа пела. Лес, подняв лицо,

Пел вместе с лугом. Речка чистым телом

Звенела вся, как звонкое кольцо. («Лодейников»)

Учащиеся вместе с учителем приходили к выводу, что М.М. Пришвин и Н.А. Заболоцкий были не только писателями-современниками, но и единомышленниками. Общей у них была философская концепция единства человека и природы. Этой концепцией объясняется видение мира. Природа и человек, по мнению М.М. Пришвина и Н.А. Заболоцкого, - единое целое, только человек – «летучая, передовая часть природы». М.М. Пришвин видел в животных «младших братьев человека», и это рождало мысли об общих родственных чувствах. Вглядываясь в окружающий мир, Н.А. Заболоцкий видит общее начало всего живущего.

Вращая круглым глазом из-под век,

Летит внизу большая птица.

В ее движенье чувствуется человек.

По крайней мере он таится… («Венчание плодами»)

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Журавли» - поэтическое размышление о многих сложных проблемах: о жизни и смерти, о связи поколений, об отношении человека к природе. Л.Я. Гришина на уроке ограничивалась рассмотрением последнего вопроса. В этом большую роль играло проведенное в начале урока сравнение произведений М. Пришвина и Н.А. Заболоцкого и выявление сути авторского видения проблемы отношения к окружающей природе. При таком подходе учащиеся способны самостоятельно найти ответ на поставленный учителем вопрос к стихотворению «Журавли»: в чем заключаются особенности отношения автора к миру природы, как эта проблема решается в художественном мире произведения?

Учителю важно добиться того, чтобы учащиеся постигли ликующее ощущение простора, свободы, красоты природы, уловили чувство непримиримости к содеянному злу, скорбь и то же время оптимистическую веру поэта в торжество жизни и справедливости на земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: