Конспект лекций 23 страница

Для получения разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранцем в орган внутренних дел по месту предполагаемого жительства или в дипломатическое представительство, консульское учреждение Республики Беларусь за границей представляются:

заявление с указанием подробных сведений о деятельности, которой он предполагает заниматься в Республике Беларусь, наличии средств для въезда в Республику Беларусь и проживания на ее территории до трудоустройства и возможности перевода этих средств в Республику Беларусь;

паспорт, выданный государством, гражданином которого является заявитель, или государством, где он постоянно проживает;

документ о судимости;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

другие документы, перечень которых определяется Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

До принятия решения по заявлению иностранца о выдаче разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь органом внутренних дел производится проверка наличия у заявителя оснований для удовлетворения ходатайства о выдаче разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь, или для отказа в выдаче такого разрешения.

При отсутствии сведений о судимости иностранца, ходатайствующего об оставлении на постоянное жительство в Республике Беларусь, органом внутренних дел могут быть запрошены указанные сведения у компетентных органов государства его гражданской принадлежности или постоянного места жительства.

Решение по заявлению иностранца о выдаче разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается начальником органа внутренних дел по месту постоянного жительства иностранца в Республике Беларусь.

Отрицательное решение выносится только при наличии оснований для отказа в получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь, предусмотренных статьей 14 Закона Республики Беларусь "Об иммиграции", а также отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о выдаче разрешения на постоянное жительство.

Письменное сообщение о принятом решении направляется иностранцу, временно проживающему в Республике Беларусь, не позднее чем через 10 дней после принятия решения.

О принятом решении в отношении иностранца, проживающего за границей, орган внутренних дел в течение 10 дней с момента принятия решения информирует консульское управление Министерства иностранных дел Республики Беларусь, которое направляет сообщение по данному вопросу в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь за границей.

Дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь за границей выдает иностранцу, получившему разрешение на въезд в Республику Беларусь на постоянное жительство, иммиграционную визу.

Иностранцам, получившим в установленном порядке разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, выдаются соответствующие виды на жительство.

Иностранным гражданам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, виды на жительство для лиц без гражданства могут быть выданы только при представлении ими документа, свидетельствующего о том, что компетентными органами государства их гражданской принадлежности им разрешен выход из гражданства их государства или что они утратили свое гражданство.

Вид на жительство лица без гражданства заменяется видом на жительство иностранного гражданина, если его владелец предъявит в органы внутренних дел паспорт или другой документ, подтверждающий факт приобретения заявителем гражданства какого-либо государства.

Иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь, подлежат прописке по месту постоянного жительства и выписке с места постоянного жительства в порядке, установленном для граждан Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, разрешение на постоянное жительство иностранца в Республике Беларусь может быть аннулировано органом внутренних дел по месту постоянного жительства на ее территории иностранца самостоятельно или по представлению заинтересованного органа.

В случае, когда решение об аннулировании разрешения на постоянное жительство иностранца в Республике Беларусь принимается в судебном порядке, орган внутренних дел по месту постоянного жительства иностранца готовит необходимые материалы и направляет их в установленном порядке в суд, рассматривающий данный вопрос.

До принятия решения об аннулировании разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь суд или орган внутренних дел направляет иностранцу уведомление, в котором указываются причины рассмотрения данного вопроса, время и место его рассмотрения.

Иностранец, разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь которого аннулировано, обязан покинуть территорию Республики Беларусь в течение 1 месяца со дня его ознакомления с принятым решением.

Срок пребывания иностранца, разрешение на постоянное жительство которого в Республике Беларусь аннулировано, может быть продлен в случае обжалования иностранцем в суд принятого решения об аннулировании его разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь (на время рассмотрения его жалобы), или при наличии у него других оснований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, для временного пребывания на территории Республики Беларусь.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь для воссоединения семьи может быть предоставлено другим близким родственникам граждан Республики Беларусь и иммигрантов в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Порядок представления соответствующих документов для принятия таких решений определяется Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Передвижение иностранцев по территории Республики Беларусь и выбор ими места жительства в Республике Беларусь определяется п. п. 39-42 Правил.

Иностранцы могут свободно передвигаться по территории Республики Беларусь, за исключением мест, для посещения которых требуется специальное разрешение (пропуск), выдаваемое органами внутренних дел.

Въезд (временное пребывание и проживание) иностранцев в пограничную зону запрещается, кроме случаев, когда:

в полученных иностранцами приглашениях, телеграммах указаны пункты, расположенные в данной зоне;

иностранцы получили пропуска органов внутренних дел для въезда в пограничную зону.

Иностранцы, изменившие место пребывания в Республике Беларусь в нарушение настоящих Правил, обязаны по требованию органов внутренних дел возвратиться к прежнему месту пребывания.

Иностранец обязан информировать орган внутренних дел Республики Беларусь о всех изменениях своего места проживания в течение 10 дней.

За нарушение настоящих Правил иностранцы привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Нарушение настоящих Правил лицами, обязанными соблюдать их требования (включая лиц, пригласивших иностранцев в Республику Беларусь по частным делам либо оказывающих им услуги), влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п. 43).

Сокращение срока пребывания иностранцев в Республике Беларусь производится по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

Порядок и правила выдворения иностранцев с территории Республики Беларусь определяются законодательством Республики Беларусь (п. 44).

Решение о сокращении срока пребывания иностранца в Республике Беларусь принимается органом внутренних дел.

После вынесения решения о сокращении срока пребывания иностранца в Республике Беларусь в его паспорте проставляется соответствующая отметка. Форма отметки и порядок ее проставления определяются Министерством внутренних дел Республики Беларусь (п. 45).

Решение о сокращении срока пребывания в отношении иностранца, имеющего визу Республики Беларусь, влечет за собой аннулирование соответствующей визы Республики Беларусь или сокращение срока ее действия.

Решение о сокращении срока пребывания иностранца, имеющего регистрацию или разрешение на временное пребывание, влечет за собой аннулирование регистрации или сокращение срока ее действия.

Иностранец, в отношении которого принято решение о сокращении срока пребывания в Республике Беларусь, обязан покинуть территорию Республики Беларусь в течение срока, указанного органом внутренних дел (п. 46).

Иностранец вправе обжаловать решение о сокращении срока его пребывания в Республике Беларусь в установленном законодательством порядке (п. 47).

При рассмотрении дела о нарушении иностранцем законодательства Республики Беларусь об иммиграции орган внутренних дел имеет право временно изъять паспорт у иностранца, нарушившего иммиграционное законодательство, если он не имеет постоянного места жительства в Республике Беларусь.

После окончания производства по делу о нарушении иммиграционного законодательства или настоящих Правил паспорт возвращается его владельцу (п. 48).

Средства, поступающие в республиканский бюджет от взыскания штрафов с иностранцев, нарушивших законодательство Республики Беларусь об иммиграции, в последующем направляются органам внутренних дел для финансирования их расходов, связанных с рассмотрением и исполнением дел о нарушении законодательства об иммиграции.

Порядок направления указанных средств органам внутренних дел определяется Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь (п. 49).

Иностранцы могут выплачивать штрафы, налагаемые на них за нарушение иммиграционного законодательства, в свободно конвертируемой валюте в соответствии с курсом, устанавливаемым Национальным банком Республики Беларусь на день уплаты штрафа (п. 50).

ТЕМА 11: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Понятие и виды общественных объединений

Субъектами административного права в процессе государственного управления являются не только органы исполнительной власти, государственного управления, их структурные подразделения, но и общественные объединения.

Права граждан в государственном управлении реализуются не только индивидуально, но и в коллективном порядке.

Право объединяться в ассоциации — одно из неотъемлемых прав человека, закрепленное в ряде международных правовых актов. «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принужден вступать в какую-нибудь ассоциацию», - устанавливает ст. 20 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.[26,с.306 ]

Право граждан Республики Беларусь на объединение закреплено в ст. 36 Конституции Республики Беларусь, законах Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005 г.); от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005 г.); от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в редакции Закона от 14 января 2000 г. Изменения: Закон от 14 июля 2000 г.); от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 31 октября 2002 г.) и др.

В статье 1 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» дано понятие общественного объединения, союза (ассоциации) общественных объединений.

Общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Под это определение можно было бы подвести любое объединение граждан, если бы законодателем предусмотрительно не была сделана оговорка.

Так, в Законе «Об общественных объединениях» сказано, что его действие не распространяется на политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, иные общественные формирования, порядок создания и деятельности которых устанавливается соответствующими законодательными актами.

Следовательно, степень государственного регулирования деятельности общественных объединений зависит от характера установленных задач конкретного общественного объединения.

Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, активизации самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, развития научного, технического и художественного творчества, охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности, проведения культурно-оздоровительной и спортивной работы, охраны природы, памятников истории и культуры, расширения международных связей; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом.

Общественными объединениями признаются массовые движения, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительные, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие формы объединения граждан.

Союзом (ассоциацией) общественных объединений (далее - союз) является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями.

Право на свободу объединений закреплено в статье 2 указанного закона.

Граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами.

Иностранные граждане могут являться учредителями международных общественных объединений, создаваемых на территории Республики Беларусь.

Статус общественных объединений, союзов определён в статье 3 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях».

На территории Республики Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные общественные объединения, союзы.

Международными признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь) и территорию одного или нескольких иностранных государств.

Республиканскими признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на всю территорию Республики Беларусь.

Местными признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Общественные объединения, союзы создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и гласности (ст. 4. Закона)

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений, союзов.

Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, союзов, равно как и вмешательство общественных объединений, союзов в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 6 Закона).

Создание и деятельность общественных объединений, союзов, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, запрещаются.

Деятельность незарегистрированных общественных объединений, союзов на территории Республики Беларусь запрещается (ст. 7 Закона).

Административно-правовой статус общественных объединений

Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента принятия объединением решений о его создании, об утверждении устава объединения и формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. После принятия указанных решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права и принимает на себя обязанности, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях». Административная правосубъектность общественных объединений закрепляется государством, включая комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с представителями исполнительной власти и гражданами.

В качестве учредителей общественного объединения имеют право выступать граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением молодежных и детских общественных объединений, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.

Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.

Для создания и деятельности в Республике Беларусь общественного объединения необходимо:

для международного общественного объединения - не менее десяти учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по три учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения;

для республиканского общественного объединения - не менее чем по десять учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска;

для местного общественного объединения - не менее десяти учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения.

В качестве учредителей союза имеют право выступать общественные объединения, принявшие решение создать союз.

Для создания и деятельности в Республике Беларусь союза необходимо не менее двух общественных объединений, при этом:

для международного союза - одновременно не менее одного общественного объединения, зарегистрированного в Республике Беларусь, и не менее одного общественного объединения, осуществляющего деятельность в соответствии с его уставом на территории одного или нескольких иностранных государств;

для республиканского союза - не менее двух республиканских общественных объединений либо не менее одного республиканского и одного местного общественного объединения одновременно;

для местного союза - не менее двух местных общественных объединений.

Учредители общественного объединения, союза созывают учредительный съезд, или конференцию, или общее собрание, или иное учредительное собрание, на котором принимают решение о создании общественного объединения, союза, утверждают название и устав общественного объединения, союза и избирают органы общественного объединения, союза. При создании союза его учредителями также заключается учредительный договор.

Общественное объединение может, а в случае, предусмотренном абзацем вторым части четвертой настоящей статьи, обязано создавать свои организационные структуры, под которыми понимаются его структурные подразделения, создаваемые в соответствии с уставом этого общественного объединения по территориальному либо иному принципу и действующие на основании устава того общественного объединения, структурными подразделениями которого они являются.

В Республике Беларусь могут создаваться организационные структуры международных общественных объединений, созданных на территории иностранных государств. Такие организационные структуры создаются и действуют в порядке, установленном для международных общественных объединений, созданных на территории Республики Беларусь.

Организационные структуры общественного объединения в соответствии с уставом общественного объединения, структурными подразделениями которого они являются, могут наделяться правами юридического лица (ст.8 Закона).

Учредительным документом общественного объединения является устав общественного объединения.

Учредительными документами союза являются устав союза и учредительный договор союза.

Устав общественного объединения, союза должен содержать:

полное и сокращенное название общественного объединения, союза;

цели, задачи, предмет и методы деятельности общественного объединения, союза;

указание на территорию распространения деятельности общественного объединения, союза;

условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, союзе, а также порядок учета членов общественного объединения, союза;

права и обязанности членов общественного объединения, союза;

порядок управления деятельностью общественного объединения, союза; название, состав, порядок избрания, порядок и периодичность созыва, сроки полномочий органов общественного объединения, союза, органов организационных структур общественного объединения и их компетенцию; порядок принятия и обжалования решений органов общественного объединения, союза, органов организационных структур общественного объединения;

источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, союза; орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении им; пределы распоряжения имуществом общественного объединения его организационными структурами;

порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы общественного объединения, союза;

порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения, союза и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации общественного объединения, союза;

юридический адрес общественного объединения, союза (место нахождения руководящего органа);

структуру общественного объединения, условия и порядок создания и прекращения деятельности его организационных структур (только для устава общественного объединения).

В уставе общественного объединения, союза могут содержаться и иные положения, касающиеся создания и деятельности общественного объединения, союза и не противоречащие законодательству.

Учредительный договор союза должен содержать:

полное и сокращенное название союза;

порядок совместной деятельности учредителей союза по его созданию;

условия передачи союзу имущества учредителей союза и других его членов;

условия участия в деятельности союза учредителей союза и других его членов;

условия и порядок управления деятельностью союза;

условия и порядок приобретения и утраты членства в союзе;

ответственность членов союза по его обязательствам.

В учредительный договор союза по согласию учредителей союза могут быть включены и иные условия.

В учредительных документах общественного объединения, союза не допускается указание на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы (ст.9 Закона).

Высшим органом общественного объединения, союза является съезд, конференция, общее собрание или иное собрание членов общественного объединения или их представителей (делегатов), представителей членов союза.

Высший орган общественного объединения, союза:

утверждает название и устав общественного объединения, союза;

избирает руководящий орган общественного объединения, союза, осуществляющий в период между заседаниями (созывами) высшего органа общественного объединения, союза руководство деятельностью общественного объединения, союза;

избирает контрольно-ревизионный орган общественного объединения, союза, осуществляющий внутреннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности общественного объединения, союза, а также внутренний контроль за соответствием деятельности общественного объединения, союза законодательству и их учредительным документам;

вносит в устав общественного объединения, союза изменения и (или) дополнения, если иное не предусмотрено настоящей статьей;

принимает решения о реорганизации или ликвидации общественного объединения, союза, если иное не предусмотрено настоящим Законом;

принимает иные решения, обязательные для всех органов и членов общественного объединения, союза.

Руководящий орган общественного объединения состоит не менее чем из трех членов общественного объединения.

Руководящий орган союза состоит не менее чем из трех членов общественных объединений, входящих в союз.

Руководящий орган общественного объединения в период между заседаниями (созывами) высшего органа общественного объединения имеет право вносить в устав общественного объединения изменения и (или) дополнения, связанные с переменой юридического адреса общественного объединения (места нахождения руководящего органа) либо обусловленные изменениями в законодательстве.

Высшим органом организационной структуры общественного объединения в соответствии с уставом общественного объединения является конференция, общее собрание или иное собрание.

Высший орган организационной структуры общественного объединения:

избирает в порядке, определенном уставом общественного объединения, руководящий орган организационной структуры, осуществляющий в период между заседаниями (созывами) высшего органа организационной структуры руководство ее деятельностью;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: