Понятие и основания возникновения административной ответственности. Виды административных взысканий

Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая определяет нормами права обязанность и готовность лица претерпеть нравственные, физические и материальные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Административная ответственность - особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Возникновение конкретного административного правоотношения между его субъектами обусловливается определенными событиями или действиями, которые предусмотрены административно–правовыми нормами. Эти события, действия называются юридическими фактами, т.е. такими фактами, с которыми государство связывает возникновение, изменение или прекращение административно–правовых отношений.

Юридические факты, возникающие в результате сознательного поведения людей, проявления их воли, именуются юридическими действиями. Они подразделяются на законные (правомерные) действия и незаконные (неправомерные) действия (или бездействие) субъектов административного права. Юридические факты могут возникать и независимо от воли людей. В этом случае они обычно именуются юридическими событиями.

Юридическими фактами являются такие события, как рождение, смерть человека. К событиям относятся стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, эпизоотии, эпидемии, пожары и т.п.).

Административно–правовые отношения возникают в связи с действиями как отдельных граждан, так и должностных лиц (обращение гражданина с заявлением, жалобой и т.п.). При получении паспорта лицо вступает в административно–правовое отношение с органом паспортной системы. К неправомерным действиям относятся правонарушения, в том числе административные и дисциплинарные (например, опоздание служащего на работу).

Примером неправомерного бездействия может служить непринятие работником УВД необходимых мер по обеспечению общественного порядка, защите гражданина, подвергшегося нападению.

Совершение правонарушения является основанием для возникновения правоотношения между правонарушителем и государственным органом, а равно применения норм материального и процессуального права.

Правовой акт исполнительной власти, органов государственного управления (нормативный, индивидуальный) является наиболее распространенным юридическим фактом, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.

Административное взыскание - это мера ответственности, применяемая за Административного правонарушения.

Виды администратвных наказаний:

· Предупреждение

· Штраф

· Изъятие орудия правонарушения

· Лешение специального права, предоставленного лицу

· Административный арест

Административное предварение за пределы РФ

10. Норма права: понятие, признаки, структура. Классификация норм права.

Но́рма пра́ва — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам (подинститутам).

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»).

Гипотеза (если…) – элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

· Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

· Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

· Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.

· Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) – элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

· управомочивающие - предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

· обязывающие - устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

· запрещающие - устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе…) – элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Существуют следующие классификации норм права.

· По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов,подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

· По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

· По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

· По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также "специализированные нормы", которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

· дефинитивные - содержат определения юридических понятий;

· декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи;

· оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.д.

· коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

· По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

· По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.

· По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: