Местное самоуправление в РФ

Заключение и прекращение брак. Недействительность брака.

Структура

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:

· Преамбула

· Раздел первый

o Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

o Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

o Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

o Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

o Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

o Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

o Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

o Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

o Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)

· Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Брак – это союз между мужчиной и женщиной, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Условия заключения:

· Взаимное согласие

· Достижение брачного возраста

Отсутствие родственных связей

Отказ в регистрации брака может быть обжалован в судебном порядке.

Расторжение брака. Расторгаются в ЗАГСе и в суде.

В ЗАГСе расторгается при: взаимном согласии супругов, если нет несовершеннолетних детей. Или по заявлению одного из супругов, если: второй супруг признан безвести пропавшим, если другой супруг осужден лишением свободы на 3 и более лет.

В суде решаются вопросы: о разделе имущества, с кем будут проживать малолетние дети, алименты: на одного ребенка 20%, на двух – 50%, более – 2/3

Брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, может быть признан недействительным по основаниям, предусмотренным законом, и только по решению суда. Перечень оснований, по которым брак может быть признан недействительным является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. К ним закон относит:

1) отсутствие взаимного добровольного согласия на заключение брака;

2) брак может быть признан недействительным, если он заключен без разрешения органов местного самоуправления лицом (лицами), не достигшим брачного возраста;

3) брак признается недействительным, если был заключен лицом (лицами), уже состоящим в другом не расторгнутом, зарегистрированном браке;

4) недействительным признается брак, заключенный между близкими родственниками;

5) признается недействительным брак между лицами, находящимися в отношениях усыновителя и усыновленного;

6) недействителен брак с лицом (лицами), признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;

7) основанием для признания брака недействительным служит сокрытие одним из вступающих в брак от другого наличия у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции;

8) основанием для признания брака недействительным служит фиктивность брака, т. е. если супруги либо один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Нарушение каких-либо иных требований, в частности процедуры регистрации заключения брака (регистрация брака до истечения месячного срока или органом ЗАГСа не по установленному законом месту регистрации брака и т. п.), не является основанием для признания брака недействительным.

Статья 29 СК РФ предусматривает основания, по которым недействительный брак может быть впоследствии признан действительным, т. е. устраняющие недействительность брака. Установление таких обстоятельств производится в судебном порядке.

Во-первых, брак может быть признан действительным, если условие, при наличии которого брак признается недействительным, отпало. Это случаи, когда брак был заключен: с нарушением условий о брачном возрасте, если супруг достиг совершеннолетия; с недееспособным лицом, если это лицо выздоровело и восстановлено судом в дееспособности; с нарушением добровольности его заключения, если «потерпевшая сторона» впоследствии добровольно выражает согласие с этим браком; при наличии другого брака, если предыдущий брак прекращен или признан недействительным; при наличии отношений по усыновлению, если усыновление отменено судом.

Признание брака действительным невозможно, если брак заключен между близкими родственниками.

При этом признание брака действительным в случаях, когда основания для признания его недействительным отпали до рассмотрения дела в суде, — это право, а не обязанность суда. Суд может признать брак недействительным и при отпадении указанных обстоятельств.

Что касается браков, совершаемых несовершеннолетними, то здесь закон ставит вопрос о признании брака недействительным в зависимость от интересов самого несовершеннолетнего. В интересах несовершеннолетнего суд может отказать в принятии искового заявления о признании брака недействительным. Суд обязан выяснять согласие несовершеннолетнего супруга на признание его брака недействительным. При отсутствии согласия суд также вправе отказать в принятии и рассмотрении искового заявления о признании брака недействительным независимо от того, кем такое требование было предъявлено.

Суд не может признать брак фиктивным и на этом основании — недействительным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью, т. е. между ними возникли подлинные семейные отношения.

Местное (территориальное) самоуправление осуществляется в интересах всех, кто проживает в границах территориальных единиц, на которые разделяются субъекты федерации. Оно осуществляется территориальными общностями через образуемые ими местные законодательные (представительные) органы самоуправления (советы, земства, думы, собрания и т.п.), а также местную администрацию, иные их органы, местные референдумы, собрания и сходы граждан, другие формы непосредственной демократии.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. Вмешательство в законную деятельность местного самоуправления не допускается, однако акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также актам субъектов федерации.

Ведению самоуправляющихся территориальных общностей подлежат местный бюджет, местные налоги и сборы, собственность, любые хозяйственные, социальные, культурные, природоохранные и другие вопросы местного значения.

Правовое регулирование местного самоуправления осуществляется федеральным законом «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12 августа 1995 года, а также соответствующими актами субъектов федерации. Глава VIII Конституции РФ, посвященная местному самоуправлению, состоит всего из четырех статей, что говорит о том, что государство определяет только основные принципы и идеи местного самоуправления. Более детальное его регламентирование отнесено к ведению самих субъектов федерации, которые на основе Конституции РФ и соответствующего законодательства должны принять собственные законы и нормативные акты.

Органы местного самоуправления представляют собой специфический уровень власти, на котором могут решаться местные проблемы способами, характерными для осуществления государственно-властных полномочий.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправле­ние осуществляется гражданами:

· путем референдума, выборов;

· через собрания, сходы;

· посредством выборных и других органов местного само­управления (дума,— глава адми­нистрации, мэр

Под функции местного самоуправления:

· Обеспечение участия населения в решении местных дел, что

· Управление муниципальной собственностью, формирова­ние, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

· Обеспечение развития соответствующей территории

· Охрана общественного порядка

· Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.

· Обеспечение потребностей населения в социально-куль­турных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Принципы местного самоуправления — это основополагаю­щие идеи, начала, лежащие в основе организации и функцио­нирования местного самоуправления.

К ним относятся:

· самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

· организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и -государством

· многообразие организационных форм осуществления местного

· соразмерность полномочий местного самоуправления ма­териально-финансовым ресурсам.

К органам местного самоуправления относятся:

· Представительные органы местного самоуправления — собрание представителей, которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п.

· Собрание, сходы граждан, посредством которых население непосредственно осуществляет местное самоуправление в не­больших населенных пунктах.

· Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр,). Они могут избираться или назначаться.

· Глава местного самоуправления руководит деятель­ностью местной администрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: