Функции общества и государства (критерии классификации их виды, новые подходы к функциям)
Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение в обществе.
Существуют различные критерии классификации функций государства. В зависимости от продолжительности действия: постоянные (присущие государству на всех этапах его деятельности) и временные (необходимы для решения определенной задачи); от роли и значения: основные и неосновные. В последние годы осуществляется классификация функций государства на основе принципа разделения властей: законодательные, управленческие и судебные. В зависимости от сферы осуществления: внутренние и внешние. В последнее время также используется классификация от сфер их приложения и осуществления: экономическая, политическая, социальная, идеологическая.
Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства в своих территориальных пределах. Это следующие функции: политическая (выработка концепций, программ по улучшению жизни общества), юридическая защита субъектов права (деятельность правоохранительных органов, суда, прокуратуры и др.), экономическая (налогообложение, тарифное регулирование и др.), социальная (пенсионное обеспечение и т.д.), культурно-воспитательная (обеспечение музеев, библиотек и т.д.), развитие науки и техники (финансирование научных исследований и т.д.), экологическая (защита окружающей среды и др.).
|
|
4.Типология государства: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему
Существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный. Первый из них основан на отнесении государства к определенной цивилизации. Выделяются виды цивилизаций и соответствующие им типы государств: 1) восточные, западные и смешанные; 2) древние, средневековые и современные; 3) крестьянские, промышленные и научно-технические; 4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; 5) локальные, особенные и современные.
В цивилизационном подходе к типологии, не раскрывается сущность властеотношений, недостаточно разработаны государственно-правовые критерии этой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделений самих цивилизаций и соответственно - типов государства. К достоинствам данной типологии можно отнести то, что выделяются факторы культуры как существенные в определенных условиях. По существу, это типология не столько государства, сколько общества.
|
|
В основе формационного подхода лежит понятие исторического типа государства. Главным критерием выступают социально-экономические признаки, общественно-экономическая формация. Тип государства связывается с принадлежностью государственной власти экономически господствующему классу, политически и экономически контролирующего средства производства и природные ресурсы. В зависимости от этого выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства. Эта типология показывает поэтапность и естественно-исторический процесс развития государства, указывает на зависимость политической власти от экономического базиса. Однако при этом не учитывается многовариантность истории, недооцениваются религиозный, культурный и географический факторы.
Обе типологии имеют свои сильные и слабые стороны. Однако формационный подход с юридической точки зрения является наиболее приемлемым, так как указывает на сущностные характеристики государства.
5.Исторические типы обществ и государств (формационный подход к типологии государств )
В основе формационного подхода к типологии государств находится способ производства, преобладающий в конкретно-историческом обществе. Первым типом государства является рабовладельческое государство, где производство в основном осуществлялось рабами, которые находились в прямой физической зависимости от воли рабовладельцев. Вторым типом государства является феодальное государство. При феодальном способе производства работники находились частично в физической и частично в экономической зависимости от феодала. Третьим историческим типом государства является буржуазное государство, где на смену физической зависимости приходит экономическая зависимость наемного работника от собственника средств производства. В качестве отдельного исторического типа государства выделяют социалистическое государство, где преобладал государственный капитализм, основанный на плановой экономике с широким спектром социальных гарантий трудящихся. Все названные типы государств можно отнести к традиционным типам государств. В отличие от них выделяется современный тип государства: конституционное, правовое, социальное. Современный тип государства можно охарактеризовать как государство, где преобладающим способом производства являются отношения наемного работника с собственником средств труда. Учитывая опыт социалистического типа государства, современное государство большое внимание уделяет социальной защите трудящихся, планированию основных направлений развития, распределению собственности среди различных слоев населения, признавая ее разнообразные формы.