Половые различия на генетическом, морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровне

Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений

Строение нервной системы человека. Основные структуры головного мозга.

Развитие психики в онтогенезе.

Тема №2. Психика и мозг

1. Понятие о психике, филогенез психики, её основные функции.

6. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

1. Психикаэто свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной жи­вой материи. Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т.е. по­лучение информации о нём. В то же время получение инфор­мации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (немате­риального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности являет­ся копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения, что в целом определяет возможность относительно длитель­ного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реаги­ровать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Понятие филогенез означает историческое развитие чего-либо в про­цессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло парал­лельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке услож­нения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду: безусловные рефлексы; инстинкты; условные рефлексы 1 рода (классические «павловские»); условные рефлексы 2 рода (инструментальные); рассудочная деятельность (интеллектуальные действия); разум, сознание, мышление.

Психологи выделяют две формы психического отражения. Конкретно-чувственное отражение, свойственное и животным, и человеку (ощущения, восприятия, представления). Абстрактно-логическое отражение, свойственное только человеку (понятия, суждения, умозаключения).

Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основ­ных этапов.

Основные уровни развития психи­ки живых организмов

1. Раздражимость. Этот этап связан с развитием сенсорных процессов у животных (начиная с кишечно­полостных животных и червей). Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представ­ляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, уда­ляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движе­ния амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свой­ство - раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной ак­тивности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у рас­тений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение. Основное содержание этапа:

- развитие органов рецепции – обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения;

- формирование способности прими­тивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать на них;

- возникновение простейших психиче­ских явлений – ощущений;

- возникновение простейшего механизма реагирования – безусловного рефлекса­ рефлекса.

2. Чувствительность – этап развития перцептивных процессов животных (высшие моллюски, насекомые, позво­ночные животные). Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степе­ни связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организ­мы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий пред­определяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирова­ния, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чув­ствительности у животных может служить объективным биологическим призна­ком возникновения психики. Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью яв­ляется то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возмож­ность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему яв­ляются биологически значимые факторы среды. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Напри­мер, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органиче­ской материи у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко раз­витой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализи­ровать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружаю­щих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных. Основное содержание этапа:

- у животных формируется сложная нервная система с большим количе­ством нейронов;

- наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;

- большую роль играют инстинкты - сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения;

- возникают условные рефлексы;

- появляется предметно-образное отражение действительности.

3. Поведение – этап развитие интеллектуаль­ных действий животных, рассудочной деятельности (у млекопитающих и ряда птиц). Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внеш­ней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появ­лении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведе­ния.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Про­стейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него пове­дение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отраже­ния. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определен­ную угрозу. Основное содержание этапа:

- появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий па пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный
характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

- изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.

Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезап­ные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотиви­рованное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществле­ния столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

4. Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу (начиная с древней­ших людей - Homo habilis - «Человека умелого»). С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практиче­скую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зароди­лись в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенно­сти оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание. Основное содержание этапа:

- руки становятся органом труда - преобразования предметов по сознательно намеченному плану;

- появляется способность к мышле­нию;

- появляется потребность в общении с другими людьми;

- появление речи содействует развитию абстрактного мышления;

- появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности.

5. Развитие самосознания человека (начиная с современ­ного человека - Homo sapiens - «Человека разумного» 40-50 тысяч лет назад). Человек выделяет себя из окружаю­щей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окру­жающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию чело­век обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является яд­ром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружаю­щем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и форми­рует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Основное содержание этапа:

- развивается познание себя путем познания других;

- возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятель­ности и поведения;

- появляется возможность самоконтроля и самовоспитания.

Функции психики.

Для того, чтобы определить все функции психики, необходимо пере­числить все формы и характер ее проявления, что практически невозможно. Более точно можно определить функции психики, пожалуй, толь­ко в одной сфере - сфере взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения определены три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики, которая заклю­чается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Таким образом, психика – это сложное образование, имеющее свои свойства, уровни и функции, позволяющие человеку существовать и приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающего мира, создавать новое, хранить накопленное и передавать его последующим поколениям. Высшим уровнем развития психики – сознанием - обладает только человек.

2. Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происхо­дят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической пред­расположенностью (см. таб. 1).

Таблица 1. Этапы онтогенеза психики человека.

Название этапа Возраст Основное содержание этапа
Пренатальный период От 3 мес. С момента зачатия до рождения ребенка Психика человека формируется одновременно с развитием нервной системы, а значит - задолго до рождения. Начиная с возраста 12-16 недель, в коре больших полушарий ребенка уже регистрируются электрические сигналы - ответ на внешние раздражители. В возрасте нескольких месяцев от зачатия у плода человека уже формируются опреде­ленные ощущения - осязательные, темпера­турные, слуховые и др.
Период новорожденного От рождения до 1 мес. Отмечаются зрительные и слуховые ощуще­ния, ощущения положения тела в простран­стве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Образ жизни новорожденного мало чем отличается от его образа жизни во внутриутробный период (поза, сон). Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций (затиха­ние на звук - шепот матери). В 3-4 недели у ребенка появляется оживление в присут­ствии человека.
Ранний младенче­ский период От 1 до 6 мес. На этом этапе ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется воспри­ятие. От 2 до 6 месяцев начинаются попытки схватить предмет или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией па нем (формирование зрительно-осязательных связей). Главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.
Поздний младенче­ский период От 6 до 12 мес. Происходит изменение отношения ребенка с окружающим миром на основе предметного общения. На этом этапе происходит осмысле­ние явлений и предметов внешнего мира и появление первых признаков речи, выработ­ка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоя­тельной ходьбой.
Преддошколь-ный период От 1 до 3 лет Основными особенностями являются интенсивное развитие сознания и речи, овладение присущим человеку отношением к окружающим предметам, подражание поведению взрослых и формирование основных функций мышления.
Дошкольный период От 3 до 7 лет Главное отличие этого периода - наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предме­тов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что слышит и видит. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. Поэтому, последняя способствует овладению социальными взаимоотношениями мира. Другая особенность этой стадии - процесс формирования личности ребенка (закладыва­ются основные черты характера, освоение основных правил и норм поведения).
Младший школьный период От 7 до 11-12 лет Все изменения на этой стадии связаны с учебой. Основное - умственное развитие ребенка, его мышления, личности (замена детских интересов учебными). На завершаю­щей стадии данного этапа происходит гендерная специализация -разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Появляется первый опыт адаптации в коллективе.
Подростковый период От 13-14 до 17-18 лет Завершение ориентации ребенка на опреде­ленные виды поведения в зависимости от пола (гендерная специализация). Стремясь к самореализации, ребенок начинает показы­вать успехи в конкретном виде деятельности. Дальнейшее развитие познавательных и психических процессов. Ориентация на взрослую жизнь. Завершается половая идентификация подростка.
Акмеологический период От 18 до 65-80 лет Завершение соматическою развития человека и стабилизация его психических функций, окончательное формирование его личности.
Период геронтогенеза (старости) От 65-80 до 120-150 лет Постепенное ослабление его памяти, сниже­ние продуктивности мышления, нарушение психомоторики и т.д.

3. Как известно, нервная систе­мацентр деятельности всего организма, она выполняет две глав­ные функции: функцию передачи информации,за кото­рую ответственны периферическая нервная системаи свя­занные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.), и эффек­торы (железы и мышцы). Второй важной функцией нервной системы, без которой теряет смысл и ее первая функция, яв­ляется интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции.Эта функция принадлежит центральной нервной системе ивключает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга. Центральная нервная система состоит из головного мозга, промежуточного мозга и спинного мозга. Повреждение или не­адекватное функционирование любого участка нервной си­стемы вызывает специфические нарушения в функциониро­вании организма и психики.

Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функцио­нирования головного мозга, особенно коры головного моз­га, где выделяются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями че­ловека, и ассоциативные зоны,которые служат для пере­работки информации.

Специализация мозговых полушарий достигает наивыс­шего развития у человека. Головной мозг человека устроен асимметрично. Левое полушарие головного мозга управляет правой частью тела человека, а правое полушарие — левой. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором рас­положены центры речи. Согласно результатам клинических исследований и наблюдений, эмоциональные процессы являются функциями субдоминантного (правого) полушария, а когнитивные – доминантного (левого) полушария.

У подавляющего большинства людей (у правшей) левое полу­шарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, уста­новления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдель­ными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана прежде всего с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата челове­ка. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. Ин­формация в это полушарие поступает дискретно, дискретна и его аналитическая деятельность. В таком случае актуальной становит­ся проблема диалектики мышления, его логичности.

Правое полушарие у большинства людей наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает сюда через непосред­ственное восприятие человеком действительности с помощью первой сигнальной системы (зрение, слух, обоняние, осязание и другие органы чувств) целостно и во всей воспринимаемой совокупности внешних связей и проявлений окружающего чело­века мира. Объем информации, идущей в правое полушарие че­рез органы чувств человека, несравненно больший, чем объем информации, поступающий в левое полушарие. При этом значи­тельное количество информации поступает в правое полушарие, минуя сознание человека, на неосознаваемом уровне восприя­тия. Когда происходит накопление в этом полушарии той или иной информации об окружающей человека действительности и о нем самом, человек может осуществлять неосознанно правильное ориентирование в соответствующих обстоятельствах, на ин­туитивном уровне.

В целом у большинства людей правое полушарие обеспечивает целостное и системное восприятие внешних предметов, явлений, событий и связей действительности, понимание правды жизни, всего того, что существует, возникает как факт, как реальная си­туация. И если органы чувств утрачивают в той или иной степени способность адекватного реагирования на реальные обстоятель­ства ситуации, происходит искажение в ее восприятии и понима­нии. Это возможно и при нарушениях в работе самого правого полушария и головного мозга в целом.

Левое полушарие у большинства людей способно осущест­влять аналитическую деятельность и выявлять, устанавливать внутренние, устойчивые связи и отношения в объективной ре­альности. Оно функционально сориентировано преимуществен­но на познание истины, на приобретение человеком объектив­ного знания.

Соотношения в степени развитости правого и левого полуша­рий головного мозга человека, а потому и роли того или иного полушария головного мозга в жизнедеятельности конкретного человека могут быть разными. Есть люди с более развитым и определяющим своеобразие их жизни, поведения и деятельности левым полушарием головного мозга по сравнению с правым.

Людей с достаточно выраженной степенью функционального развития правого или левого полушария головного мозга не так много (примерно по 13—15 %). Последние исследования выявили предрасположенность к право- или левополушарному развитию у 46 % новорожденных детей (у 54 % детей такой предрасположен­ности не выявлено).

Обнаружены некоторые различия в строении мозга у мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у жен­щин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин. Это может означать, что межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих по­лушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые разли­чия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую «инту­ицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитически­ми способностями и тонким ручным манипулированием, можно свя­зать большей относительной активностью левого полушария их мозга. Напротив, творческие художественные способности и воз­можность уверенно ориентироваться в пространственных коорди­натах заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преиму­ществами правому полушарию своего мозга.

Итак, человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий: функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факто­ров. Асимметрия полушарий мозга — это динамическое об­разование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии мозга (наибольшая выраженность асимметрии полушарий наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется), в случае поражения одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого. Именно специализация полушарий и позволяет челове­ку рассматривать мир с двух различных точек зрения, позна­вать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматичес­кой логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для твор­чества. В зависимости от того, какое по­лушарие у человека лучше развито, более активно функци­онирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях.

Есть и другие классификации отделов нервной системы. Так, часть центральной и периферической нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов и частей организма и осуществляющую так называемую низшую нервную деятельность, именуют вегетативной нервной системой (или висцеральной, от лат. «висцера» — внутренности). Другая часть, обеспечивающая правильное взаимодействие организма со средой, осуществляю­щая высшую нервную деятельность, называется анимальной (ВНД.)

Таким образом, нервная система обеспечивает не только функционирование организма человека, но и является основой психики, так как интегрирует и перерабатывает получаемую информацию, что способствует адаптации человека к окружающему миру. Вариативность работы нервной системы человека в совокупности с социальными факторами определяют его индивидуально-личностное развитие.

4. ВНД – это интегративная способность высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведение, приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

Нервная система человека в целом и ее отдельные части, отде­лы могут иметь три уровня функциональной активности: относи­тельного физиологического покоя, возбуждения, торможения.

Состояние относительного функционального покоя характери­зуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности (движения, выделения того или иного вещества специальным органом и т.п.). Однако при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятель­ности и готовности реагировать в нужный момент.

Возбуждение — это процесс повышенной активности в резуль­тате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей). По источнику они могут быть внешни­ми и внутренними, по природе — химическими, механически­ми, электрическими, температурными и т.д. Возбуждение ведет к образованию связей в нервной системе.

Торможение — процесс ослабления или прекращения функци­ональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, уга­санию связей в нервной системе. Особой формой торможения яв­ляется запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах мак­симально усиливается, переходит в свою противоположность — торможение, что является своеобразным защитным механизмом нервной системы, охраняющим ее от разрушения в гиперэкстремальных обстоятельствах. Для человека сила раздражителя опре­деляется не только его физическими особенностями (яркостью, громкостью и т.д.), но и степенью значимости для данного чело­века.

Любая реакция организма возможна лишь тогда, когда в нерв­ной системе возникает возбуждение, распространяющееся от ре­цепторов через центральную нервную систему к исполнитель­ным органам (эффекторам).

Основным механизмом высшей нервной деятельности, обес­печивающим правильную реакцию и установление равновесия между организмом и средой, является рефлекс как ответная дея­тельность организма или органа на воздействие внешней или внут­ренней среды при участии центральной нервной системы. Рефлексы делятся на безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов и т.д., и условные, сформированные как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде. Ус­ловные рефлексы выступают физиологической основой знаний человека.

Условия жизнедеятельности человека обычно более или ме­нее стабильны, и потому система раздражителей также более или менее устойчива. Соответственно этой системе у человека фор­мируются условные рефлексы, связанные в одно целое — дина­мический стереотип. Это довольно прочное образование, мало поддающееся изменениям и выступающее физиологической ос­новой навыков, привычек, черт характера.

Система условных рефлексов, которая обеспечивает правиль­ное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств (зрение, обоняние, осязание и т.д.), назы­вается первой сигнальной системой. В процессе длительного разви­тия у человека сложилась вторая сигнальная система, сигналом или раздражителем которой является понятие, существующее в виде слова. Вторая сигнальная система связана с первой и работает на ее основе. Их различие не анатомическое, а функциональное.

Имеются индивидуальные особенности людей, обусловленные своеобразием нервной системы человека, ее свойствами. Понятие свойств нервной системы было введено в науку И. П. Павловым, который выделял следующие свойства: силу, подвижность и урав­новешенность нервных процессов. Последующие исследования Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и др. дополнили и развили уче­ние о свойствах нервной системы человека.

Основные процессы нервной системы (возбуждение и тормо­жение) могут быть сильными или слабыми, подвижными или малоподвижными, уравновешенными или неуравновешенными. Своеобразие сочетания особенностей описанных свойств НС у конкретного человека характеризует его как пред­ставителя того или иного общего типа высшей нервной деятельнос­ти. Число типов может быть огромно, что связано с большим разнообразием сочетания количественных характеристик назван­ных выше свойств нервной системы. Выделяют четыре основных общих типа высшей нервной деятельности: сильный, спокойный, безудержный, слабый.

Названные выше типы есть у людей и животных, поэтому они называются общими. У людей есть и так называемые специфиче­ские типы высшей нервной деятельности, что связано с наличи­ем у человека второй сигнальной системы. И. П. Павлов дополни­тельно ввел в классификацию типов высшей нервной деятельности критерий особенностей взаимоотношений у конкретного челове­ка первой и второй сигнальных систем и выделил три специфи­ческих типа: мыслительный, художественный, средний.

Левополушарный психотип человека - мыслительный. «Левополушарники» успешнее осуществля­ют деятельность, связанную с разработкой научных теорий, кон­струированием технических устройств и систем, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруден­ции, руководства и т. п. «Левополушарники» — врожденные мате­риалисты, атеисты. Английский ученый Г. Уолтер в книге «Живой мозг» высказывает предположение, что революционеры, полити­ки, лидеры партий, государственные деятели выходят из «левополушарников». У них абстрактно-логическое мышление преоб­ладает над чувственным пониманием жизни.

Тех, у кого более развито и играет ведущую роль в жизнедея­тельности правое полушарие головного мозга по сравнению с левым, называют «правополушарниками», правополушарным психотипом человека - художе­ственный тип ВНД. Для представителей этого типа более успеш­ной является деятельность в области различных видов искусства в зависимости от их задатков и способностей. «Правополушарники» больше верят не словам, а своим глазам и чувствам. О другом человеке больше судят по его делам, а не красивым словам. Они воспринимают мир вначале на эмоциональном уровне, в его сис­темном и целостном виде, а уж потом его осмысливают. Они более по сравнению с «левополушарниками» подвержены сомнени­ям, колебаниям, мукам совести, этическим переживаниям. «Правополушарники» имеют врожденную богатую интуицию, способ­ны на неосознаваемом уровне почувствовать появляющийся дискомфорт среды, и потому именно их лучше всего использо­вать как респондентов при проведении социологических опросов и изучении общественного мнения. Правополушарные дети хуже учатся, труднее поддаются программированию, принятию соци­альных норм, правил. А вот левополушарный ребенок легко под­чиняется дисциплине, быстро усваивает правила поведения (как хорошего, так и дурного).

5. Генетические различия Пол зародыша определяется структурой 23-й пары хромосом. У девочек она образована двумя большими Х-образными хромо­сомами. У мальчиков состоит из большой Х-образной хромосомы и более мелкой Y-образной. Яйцеклетка матери всегда содержит Х-хромосому. А сперматозоид отца может нести либо Х-хромосому либо Y-хромосому. Для зачатия мужского эмбриона необходи­мы X и Y-хромосомы плюс микроскопический кусочек материи H-Y антиген, который находится снаружи половых мужских клеток и побуждает Y-хромосому направить развитие зародыша по мужскому пути. Однако половая дифференциация зародыша начинается лишь через 5 недель внутриутробного развития, и к концу 3-го месяца беременности завершается определение пола ребенка. Более сложно происходит дифференциация мужского пола: через 6 недель после оплодотворения начинают развивать­ся яички, однако это еще не гарантирует, что ребенок будет маль­чиком. Надо, чтобы гипоталамус — часть мозга — выделил ве­щество, благодаря которому яичкам передается сигнал о том, что пора вырабатывать мужской гормон — тестостерон в большом количестве. Если механизм выработки и усвоения мужского гор­мона нарушен, то не происходит дальнейшего развития мужских половых органов и рождается ребенок, внешне напоминающий девочку, хотя генетически каждая клетка его организма имеет мужскую пару X-Y-хромосом. Мужской зародыш не только с тру­дом сохраняет свой пол в период половой дифференциации, но и более уязвим: большинство выкидышей — мужские зародыши. Мальчики рождаются в среднем более крупными, чем девоч­ки, но новорожденные девочки немного обгоняют мальчиков в созревании скелета, имеют преимущества в темпах освоения речи, у девочек раньше начинается период полового созревания. Девоч­ки, как правило, лучше учатся в школе, а среди неуспевающих учеников преобладают мальчики. Среди мужчин более резок раз­брос интеллектуальных показателей: от сверходаренности и сверхинтеллектуальности до умственной отсталости и неполно­ценности. Интеллектуальный уровень девочек и женщин близок к среднему, и сравнительно редко встречаются сверхвысокие и сверхнизкие показатели интеллекта. К 12-15 годам девочки пре­восходят мальчиков в вербальных навыках, но мальчики превос­ходят в оперировании пространственными представлениями и в решении математических задач. К 18 годам средний юноша фи­зически сильнее средней девушки примерно в 2 раза. Взрослый мужчина более мускулист и имеет более прочную костную сис­тему, а на теле средней женщины образуется более толстая жи­ровая прослойка. Организм женщины имеет ряд врожденных особенностей: большую эластичность кровеносных сосудов и спо­собность более эффективно вырабатывать жировые вещества. В среднем возрасте мужчины гораздо чаще, чем женщины, риску­ют стать жертвой такого заболевания, как артериосклероз, бо­лее подвержены сердечным приступам, чаще погибают и конча­ют жизнь самоубийством, становятся наркоманами. Но женщи­ны, пристрастившиеся к алкоголю, быстрее к нему привыкают и практически не излечиваются от алкоголизма. На 100 женщин в возрасте 65 лет приходится лишь 68 мужчин, доживших до это­го возраста. Средний возраст жизни мужчин в России сейчас со­ставляет 57 лет (не доживают до пенсии), а средний возраст жиз­ни женщин выше (65-70 лет). До 100-летнего возраста доживает в 5 раз больше женщин, чем мужчин.

В среднем мужчины обнаруживают незначительное преимуще­ство по уровню общей активности, агрессивности, математичес­ких способностей, а женщины имеют некоторое преимущество в сфере проявления эмпатии, эмоционального сочувствия. По всей видимости, многие из этих отличий между мужчинами и женщинами генетически обусловлены. Таким образом, морфологические и физиологические половые различия проявляются в специфике строения тела и половых органов, в отличиях гормональной сфе­ры и пропорции гормонов, в особенностях внешнего облика, в уров­не протекания физиологических процессов, степени физической силы, в строении и функционировании головного мозга.

Психологические и социально-психологические половые различия. Первые 5-6 лет жизни ребенка — решающие для формирова­ния своей половой идентификации, для осознания себя мальчи­ком или девочкой, для усвоения образцов мужского или женско­го поведения. А.О. Бухановский считает, что следует выделить три составляющих, при взаимодействии которых формируются мужчина и женщина в человеческом понимании: биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм, соци­альный пол, или социокультурный половой диморфизм, и пси­хический пол, или половой диморфизм личности, половое само­осознание (возможны нарушения половой идентификации лич­ности, когда человек вопреки своему биологическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола).

В большинстве культур дети начинают демонстрировать соот­ветствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту, но некото­рые специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают уже к трем годам. Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей, окружающей среды, под влиянием национальных полоролевых стереотипов. (Полоролевые стереотипы — это укоре­нившиеся, твердые представления людей в определенной куль­туре о том, каким должно быть поведение мужчины и женщи­ны. В разных обществах и культурах нормы и стереотипы мужского и женского поведения могут различаться.) Например, стереотип «настоящего мальчика»: мальчик должен быть воле­вым, уверенным в себе, сильным, жестким, практичным и напо­ристым, а «настоящая девочка» может быть нежной, зависимой, чувствительной, разговорчивой, кокетливой, опрятной. Матери еще в младенчестве поощряют мальчиков проявлять большую фи­зическую активность, побуждают их ползать и играть. А с девоч­ками матери обращаются более мягко, побуждая их больше раз­говаривать. Отцы даже в большей степени, чем матери, приуча­ют детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужествен­ности — у сыновей. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказыва­ется прежде всего в подростковый период. Хорошие отцы способ­ны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с пред­ставителями противоположного пола адекватно ситуации.

Хотя дети начинают называть себя «мальчиками» и «девоч­ками» в очень раннем возрасте, но до 5-6 лет они часто не пони­мают, что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если одеть платье девочки, то мальчик превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был — мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6-7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок, они достигают ступени, кото­рую можно назвать «константность пола».

Возрастные различия. Возрастная психология изучает факты и закономерности пси­хического развития здорового человека.

Традиционно принято разделять жизненный цикл на следую­щие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по уров­ню физиологического функционирования, по степени психи­ческого развития человека, его психологических качеств и пре­обладающих желаний, по преобладающим формам поведения и деятельности.

Итак, половые различия (мужское - женское) существуют на гене­тическом, морфологическом, физиологическом, психологичес­ком и социальном уровне.

6. Психические явления можно условно разделить на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выде­ляют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Однако, для формирования поведения челове­ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, ко­торые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процес­сов — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в каче­стве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психи­ческие процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способ­ствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имею­щими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них об­щей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими лич­ность человека.

Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

Рассмотренные категории психических явлений относятся не только к конкретному человеку, но и связанны с жизнедеятельностью групп и коллективов, что подробно изучается в рамках социальной психологии. Все групповые психические явления могут быть также разделены на психиче­ские процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от ин­дивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первично­го фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование группо­вых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям груп­пы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Таким образом, психические процессы, психические состояния и психические свойства - это явления, изучаемые психологией, связанные не только с конкретным человеком, но и с группами людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: